18.11.2024

Елизавета Балк – Ёлка украшена сверкающими свастиками, /Авторские материалы/


Елизавета Балк

Новый порядок – новые праздники

Как национал-социалисты «нацифицировали» христианское Рождество

Ёлка украшена сверкающими свастиками, краснощёкие дети в униформе пекут для всей семьи печенье в виде эсэсовской символики, горят свечи в «йольских светильниках» – подсвечниках в древнегерманском стиле – такими были новые атрибуты Рождества в нацистской Германии.

Придя к власти, национал-социалисты хотели уничтожить традиционный рождественский культ и заменить его новым, якобы взятым из древней истории немецкого народа.

 

Не нужен нам праздник еврейский

С помощью массированной пропаганды нацисты пытались навязать народу отказ от христианских святых и христианской морали. В разгар антихристианской кампании была даже предпринята попытка заменить пришествие еврея Иисуса приходом «фюрера-спасителя» Адольфа Гитлера.

Гитлер обычно преподносился как богоподобная личность, любящая и заботящаяся о своём народе. В нацистской пропаганде он имел разные высокие титулы: Верховный Судья Германского народа, Первый Солдат Германского Рейха, Первый Рабочий Новой Германии, Величайший Полководец всех времён, Военный Лидер Европы, Высший Защитник Святых Гор и т. д. Ему были посвящены многочисленные мероприятия, литературные произведения, картины, фильмы, песни и гимны. В его честь были названы площади, улицы, учреждения. Официальным приветствием в силовых и гражданских организациях было «Да здравствует Гитлер!» («Heil Hitler!»). Народ должен был славить вождя и подносить ему дары.

Адольф Гитлер не был атеистом, он боролся с безверием, планировал переписать Библию и Новый Завет, исключив из них любые упоминания о евреях и подверстав к священным писаниям основные догмы национал-социалистической идеологии. В 1939 году он дал поручение группе протестантских богословов, лояльных его режиму, создать учреждение, которое будет заниматься "отчисткой христианства от иудаизма". В церковных обрядах, по замыслу Гитлера, не должно было остаться никаких "еврейских влияний".

При поддержке протестантской группировки "Немецких христиан" в религиозной прессе проводилась корректировка священных текстов: в соответствии с понимаем "позитивного христианства", провозглашенного еще в программе НСДАП, из Священного писания полностью исключался Ветхий Завет как неарийское сочинение и все послания апостола Павла, считавшегося у нацистов глашатаем иудаизма.

 

Вернёмся к древним германским богам!

В отличие от СССР нацисты не хотели лишить страну религии. Они лишь желали сместить старые христианские каноны, заимствованные у иудеев, заменив их якобы исконно германскими.

"Разобраться" с Рождеством национал-социалисты собрались ещё до прихода к власти, в 1930 году. Еврейское происхождение Иисуса Христа и сильное влияние церкви на народ мешали политике партии. Одной из главных задач стало свести на нет эмоциональную связь немцев с религиозными традициями. То есть привычные ритуалы можно было и оставить, но надо было подвести под них выгодную идеологическую базу.

Особое внимание уделялось антихристианскому воспитанию молодежи в рядах Гитлерюгенда. В пропагандируемых песнях её учили поклоняться нацистским кумирам, таким как молодой функционер НСДАП Хорст Вессель (Horst Wessel): «Мы – бодрая гитлеровская молодежь, и христианские добродетели нам не нужны, потому что наш вождь Адольф Гитлер всегда за нас предстательствует. Никакой зловредный поп не в силах нам помешать чувствовать себя детьми Гитлера. Мы идём не за Христом, а за Хорстом Весселем; долой кадило и святую водичку!»

Маховик политической пропаганды раскручивался всё сильнее. Окончательно захватив власть в 1933 году, национал-социалисты извлекли из «покрытых вековой пылью сундуков» древние рукописи и начали внушать народу, что отныне и впредь он должен поклоняться не Иисусу, а своим исконно арийским идолам и отмечать древние празднества. При СС был создан институт «Аненербе» – «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков». Именно сотрудники «Аненербе», копаясь в истории германского народа, выискивали тех богов и празднества, которые должны были заменить христианские. 

Традиционное Рождество было решено заменить национал-социалистской интерпретацией праздника Йоль (Julfest). «Сочельник», – утверждали партийные идеологи, – «к Христу никакого отношения не имеет – это не что иное как издавна отмечавшийся «нордическими» народами праздник зимнего солнцеворота Йоль – «священная ночь, когда солнце рождается вновь».

Различные ведомства от СС до Гитлерюгенда выпустили брошюры с «надлежащим» описанием официальных праздничных мероприятий, а немецким семьям «заботливо» выдавали небольшие книги и даже календари Адвента с предложениями, как лучше провести этот день.

"Обрядовый хлеб" (Gebildbroten) – традиционные рождественские кексы и печенья в форме сердец, звёзд и ёлок стали выпекаться в виде рун, свастики, солнечного колеса, а также древних мифологических германских зверей Juleber или Julhirsch (Йольские кабан и олень). Для выпечки предлагались новые «современные» рецепты. Классический рождественский венок из еловых веток стали делать либо в виде солнечного колеса (Sonnwendkranz), символизирующего праздник солнцеворота, либо в форме свастики с одной свечой в центре.

Рождественская ёлка стала именоваться Йольской (Jultanne), на верхушку которой вместо звезды или католического креста водрузили свастику.

На ёлку нередко вешали игрушечные гранаты и автоматы, шары с лозунгом "Sieg heil!" или со свастикой, миниатюрные Железные кресты и даже металлические головы Гитлера. Однако подобная практика не понравилась самому фюреру, и он приказал запретить использование нацисткой символики в рождественских украшениях.

Немецкого Деда Мороза – Николауса заменили 2 персонажа из германской мифологии: главный бог скандинаво-германской мифологии Óдин (называемый также Вотан или Водан) и матушка Метелица. Óдин, объезжавший землю на коне, возвещал о Дне зимнего солнцеворота. Матушка Метелица – это старуха-волшебница фрау Холле (Frau Holle) – персонаж из сказок братьев Гримм, которому нацисты придали новые черты, принадлежавшие германской богине любви и брака Фрее (Freya).

Этим «нацификация» Рождества не ограничивалась. Евангельские тексты переписывались.

Рождественский вертеп под ёлкой заменил садик с игрушечным деревянным оленем и кроликами. Мария и Иисус превратились в арийских мать и дитя, а популярные рождественские песни – в том числе и знаменитая «Тихая ночь» («Stille Nacht») – были переписаны так, чтобы в них не было упоминаний о Христе и его религии. «Мы не согласны с тем, что германская ёлка якобы имеет нечто общее с яслями в вифлеемском хлеву», – писал в 1937 году нацистский пропагандист Фридрих Рем (Friedrich Rehm). – «Для нас неприемлема сама мысль, что Рождество, с его глубочайшим духовным содержанием, может быть продуктом восточной религии».

 

Народное Рождество на фронте и в тылу

После прихода Гитлера к власти Народное Рождество стало для нацистов пропагандой заботы о своём народе. Вместе с традиционной раздачей подарков, было организовано праздничное питание нуждающихся в общественных местах. С 1934 года эти мероприятия перенесли в большие залы. Тысячи партийных функционеров и волонтёров были задействованы в подобных акциях.

Любопытно, что многие современные рождественские рынки обязаны своим месторасположением именно национал-социалистическому режиму. К примеру, "по решению фюрера" знаменитый нюрнбергский Кристкиндлесмаркт был перенесён в центр города, а также подогнан под "партийные стандарты". Зачастую рядом с рынками проходили акции нацистского общественного фонда "Зимняя помощь", где оказывалась помощь беднякам и бездомным.

Нацисты активно агитировали праздновать новое Рождество как на родине, так и на фронтах. Очень чутко реагируя на изменения ситуации в войне, когда победы сменились поражениями и отступлениями, идеологи национал-социализма выдвигали на первый план разные ценности: веру в древнегерманских богов, воинствующий германский дух, прославление арийки-матери, рождающей будущих воинов, крепость семейных уз, помогающую воюющим преодолеть тяготы и лишения, поминовение павших в боях за фатерлянд.

В 1943 году миллионными тиражами вышла книга «Немецкое военное Рождество» (Deutsche Kriegsweihnacht).

Перед Рождеством проводились акции отправки солдатам на фронт рождественских посылок с подарками и продуктами. Формировали пакеты волонтёры из Союза немецких девушек и Гитлерюгенда. В праздничный набор обычно входили рождественская выпечка, хлеб с цукатами, сигареты, табак для курящих, леденцы для некурящих, бритвенные лезвия, яблоки и книги. В первые годы войны раненым предоставлялась возможность отправлять с полевой почтой "говорящие письма".

Рождественская ёлка была обязательным символом немецкого Рождества, будь то на фронте в Африке или в подводной лодке. Поэтому из дома часто отправляли и небольшие ёлки, но они не всегда доходили до адресатов.

Телецентры и радио транслировали рождественские передачи – Weihnachtsringsendungen, акцент в которых делался на уважение героизма солдат и офицеров Рейха и почитание павших. Последняя рождественская передача с нескольких телецентров прошла в 1943 году.

Когда дела на фронтах пошли плохо, организаторы новых рождественских праздников старались вынести на первый план дух единения воевавших с родиной. Опасаясь, что долгая разлука с мужчинами-воинами вернёт населению веру в ненавистные христианские добродетели, нацистская пропаганда перенесла акцент на связь воюющих с семьями. Главные рождественские тосты славили победу и павших.

Праздник Йоля отмечало и верховное руководство НСДАП. Глава СС Генрих Гиммлер (Heinrich Himmler) любил дарить своим подчинённым йольские светильники, изготовленные на легендарном заводе фарфоровых изделий в Аллахе. Зимний солнцеворот праздновали даже в концлагерях.

Если в больших городах нацистам с помощью одурманенной пропагандой молодёжи удалось вытеснить традиционное христианское Рождество, то в отдалённых посёлках и деревнях население продолжало придерживаться старых обычаев.

Ближе к концу Второй мировой войны, когда немецкие войска стали терпеть одно поражение за другим, ухудшилось материальное положение и в Германии. Семьи копили средства на покупку продуктов для празднования Рождества. Перед святками народ призывали к пожертвованию зимних тёплых вещей и продуктов для малоимущих. В связи с непрекращающимися бомбёжками население всё чаще проводило святой вечер в бомбоубежищах.

 

Желание перенять опыт предшественников

Несмотря на различие целей в попытках заставить народ отказаться от традиций празднования Рождества в СССР и нацистской Германии, руководителей Третьего рейха очень привлекал опыт антирелигиозной пропаганды и гонений на церковь в стране Советов. Летом-осенью 1941 года в директивах таких политиков, как Гейдрих, Олендорф, а также других видных нацистских чиновников, содержались указания тщательно сберегать и вывозить в Германию для изучения материалы антирелигиозных музеев и документы Союза воинствующих безбожников. Нацистам это было нужно лишь в качестве подсобного материала для первого этапа наступления на церковь. Уже в год основания НСДАП в её программе было заявлено, что она «представляет точку зрения позитивного христианства». Не собираясь растить атеистов, в Третьем рейхе планировали создать своё религиозное учение. Более того, вынашивая планы мирового господства, национал-социалисты надеялись, что новое мировоззрение в конечном итоге должно было стать основой для новой веры, которая и придёт на смену всем религиям мира.

Примечательно, что при всех стараниях национал-социалистов немцы не особенно стремились расставаться с привычным рождественским укладом и любимыми песнями. После окончания войны от ёлочных игрушек со свастикой и всей новой атрибутикой поспешили избавиться.

Интересно, что попытки уничтожить или видоизменить Рождество предпринимались не только при Гитлере. Его старались «дехристианизировать» и коммунистические власти бывшей ГДР. Чтобы потрафить старшему брату – СССР, видные публицисты-коммунисты предлагали заменить Рождество Христово днём рождения Сталина, которое приходилось примерно на то же время, что и рождественские праздники – 21 декабря.

 

Елизавета Балк

Автор: Балк Елизавета – Германия – Авторские материалы


66 элементов 1,048 сек.