22.11.2024

Владимир Буковский в РАН в 1993 году: “Никогда этой стране не хватало мужества освободиться”


"Наше будущее, если так будет продолжаться, как идет сейчас, очень легко увидеть, даже не прибегая к черной магии. Я вам такой пример приведу. Вот есть в Африке страна, называющаяся Нигерия. Это большая и богатая страна.

Борис Немцов и Владимир Буковский

В ней живет более 120 миллионов населения. В ней очень много природных богатств, газа, нефти и иных минералов. И у нее были все возможности стать одной из преуспевающих стран мира, поскольку после ее освобождения и провозглашения независимости в 1960 г. она получила почти безграничную помощь, субсидии и кредиты от различных международных финансовых институций — таких, как Мировой банк и Международный валютный фонд. Более того, если смотреть со стороны, то в ней существует даже вроде бы и демократия, и рыночная экономика.

И однако это одно из наиболее несчастных мест на планете, — ровно потому, что она выбрала в свое время подобного рода "третий путь” и управляется теперь этой самой клептократией. Столица государства Лагос — один из наиболее дорогостоящих городов на земле. Никакой нормальный человек там не в состоянии просуществовать, даже средний турист там не может прожить больше, чем несколько дней. Он просто не может себе это позволить. Таким образом, эта столица оказалась населенной в основном или представителями международных компаний и организаций, или их местными партнерами из числа коррумпированной элиты, через руки которых проходят и все богатства страны, и вся международная помощь.

В то же время страна за пределами Лагоса продолжает оставаться такой же нищей, как Эфиопия, и это состояние продолжается уже более тридцати лет и может, наверное, продолжаться до бесконечности.

Это и кажется мне наиболее вероятным сценарием, хотя и печальным, нашего российского будущего, за исключением, может быть, того, что, в отличие от Нигерии, Россия еще и распадется на много составных частей. Может быть, — до уровня удельных княжеств, которое каждое будет печатать свою валюту, каждое создаст таможенную службу и еще каждое будет ссориться со своим соседом.

Очень легко себе представить, как лет через 10 все будут сидеть по своим суверенным деревням и ворчать, жаловаться, и обвинять во всем несчастную судьбу России, обвинять кого угодно в своих несчастьях, кроме самих себя; кого угодно — иностранцев, ЦРУ, только не самих себя, хотя в реальности все произошедшее — результат вашего собственного выбора, и винить больше некого.

Это был ваш сознательный выбор, благодаря которому вперед, на позиции власти в стране в послекоммунистический период вышли ровно те самые люди, которые и привели ее в это состояние; те самые люди, которые вчера служили Империи зла, которые гадили и преследовали этот народ 75 лет, а теперь оказались отъявленными демократами, хотя все прекрасно знают, кто они".

"Я никак не мог понять, как можно воспитывать и растить детей в этой стране, в которой в результате они станут или убийцами, или убитыми, или палачами, или жертвами".

"Чем чаще я сюда /в Россию/ езжу, тем меньше у меня остается надежды на ее возрождение. Тем меньше я чувствую, что хоть как-то могу этому возрождению помочь или хоть что-то сюда привнести.

Было время, когда известное высказывание о том, что каждый народ заслуживает свое правительство, нельзя было, с моей точки зрения, по всей справедливости применить к нашему народу, поскольку он коммунистов не выбирал.

Было время, когда рабское послушание тоталитарному режиму и готовность с ним сотрудничать легко можно было объяснить просто страхом репрессий.

Тогда, в те годы, я считал себя вправе, да и более того — обязанным говорить от лица тех, кому закрыли рот, бороться за право свободного выбора внутри страны и защищать достоинство этой страны за рубежом.

В те времена, когда одно слово правды было сильнее многих дивизий, потому что за него платили жизнью, я считал почетной обязанностью этой стране служить. Сегодня у меня нет ни этого оправдания, ни этого права.

После крушения коммунистического режима, возникшего в результате его полного истощения, страна имела возможность выбрать то руководство, которое она заслуживает, и обрести себе тех героев, которыми она желает восхищаться. К сожалению, я должен сказать, большинство из них не относятся к тем людям, с которыми я хотел бы оказаться за одним столом.

Вот небольшой, но, с моей точки зрения, очень показательный пример. Я привез его специально с собой. Это интервью популярной английской газете известного вам человека, бывшего генерала КГБ, а ныне большого героя российской демократии Олега Калугина под гордым заголовком: "Я организовал убийство Маркова".

Для тех из вас, кто не знаком с деталями этого дела, напомню вкратце, что Георгий Марков, болгарский диссидент, был убит в 1978 г. в Лондоне при очень загадочных обстоятельствах: отравленным шариком, выстреленным из специально сделанного зонтика. Он был убит за то, что в своих передачах по радиостанции "Свободная Европа" говорил правду о болгарском коммунистическом боссе Тодоре Живкове.

И вот сегодня генерал Калугин не без гордости рассказывает нам, как он это убийство организовал по просьбе болгарских товарищей и как за свои усилия был награжден подарком — охотничьим ружьем.

Сам по себе пример может быть и неинтересен, и о нем можно было бы не упоминать, если бы не полное отсутствие раскаяния в этом интервью, каких-либо угрызений совести. Калугин считает, что он полностью оправдан, когда ссылается на приказ Андропова. Он говорит: было бы самоубийственным для меня не подчиниться приказу Андропова.

Как будто бы ровно такие же объяснения и оправдания человечество уже не отвергло 46 лет назад, как будто бы ровно эта линия защиты не была уже опробована на Нюрнбергском процессе, но не спасла его немецких коллег.

Этот пример вам может показаться крайним, может быть резким, может быть исключительным. Но так ли это?

Я уже не говорю о том огромном количестве просто бывших работников КГБ, которых можно найти и в аппарате, и в Верховном Совете, и в исполнительной власти.

Я уже не говорю о том, что все те судьи, которые в свое время посылали нас в ГУЛАГ, до сих пор судьи. И судят других людей.

Это как бы деталь. Но посмотрите хотя бы на новых лидеров, на тех новых руководителей, которых вы выбираете. Разве это не те самые люди, которые привели страну к нынешнему краху, нынешней разрухе? Или, по крайней мере, способствовали этому весьма активно? Разве они не оправдывают себя тем, что выполняли приказ начальства?"

Из выступления Владимира Буковского на международной встрече в РАН, 28 июня 1993 года. (Текст в "Континент", 1993. № 77).

Фото сделано на съезде СПС 17 декабря 2007. С

По левую руку от Бориса Немцова – Владимир Буковский.

 

image.png

 

 


66 элементов 1,247 сек.