История знает те эпохи, когда религиозное мракобесие и ханжество заставляли идти против природы человека. Когда телесное считалось греховным. Когда от женщин требовали прятать грудь. Но над этим смеялись, народ прекрасно понимал, что это ложь. Вот строчки латинской «Комедии о трех девушках» XII в.:
«Девушки груди свои нередко бинтом пеленают,
Ибо для взгляда мужчин полная грудь не мила».
Не мила??? Ха- ха!
Тогда церковники вещали, что Богоматерь кормя младенца стыдливо отворачивалась… Публичное обнажение женской груди считалась языческим действием. Изображать нагими позволяли только Адама и Еву в раю – там они были невинны.
Нечего удивляться, что такая ложь и извращение природы не могли продержаться долго. И грудь во всей своей нежной красоте вернулась к жизни и в искусство, радуя и торжествуя победу над религиозными фанатиками. Уже с XV века.
Вот немного. Но сначала – только одна картинка: астеническая грудь Средневековья, разумеется, закрытая.
«- Поручик, как Вы находите мою грудь? — С трудом с мадам…» (анекдот)
1457: Рождение Марии Бургундской (1457-82)
Давайте посмотрим на фрагменты картин, где художники с любовью и знанием темы писали обнаженные сиськи).
Кортиджана, Якопо Пальма иль Веккио, около 1520 г.
Аллегория правосудия, Джорджио Вазари, 1543 г.
Клеопатра, Бенедетто Дженнари младший, 1674-1675
«Амур развязывает пояс Венеры», Рейнолдс, 1784
«Их перси дышат вожделеньем…» (А. С. Пушкин «Торжество Вакха»)
Анжелика в цепях (фрагмент), Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1859
Анжелика в цепях, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1859
Pierre-Auguste Cot, Буря ,1880 (фрагмент)
Буря ,1880, Пьер Огюст Кот
Когда Cot выставил эту картину на Салоне 1880 года, критики размышляли об источнике композиции. Некоторые предложили французский роман «Пол и Вирджини» Бернардина де Сен-Пьера (1737–1814), в котором главные герои-подростки бегут за укрытием во время ливня, используя верхнюю юбку героини в качестве импровизированного зонтика; другие предложили роман Дафнис и Хлоя древнегреческим писателем Лонгусом, Картина была очень популярна и широко воспроизводилась.
Женщина с тигром, Франсуа Мартин-Кавель, 1860-1900
Ролла, Анри Гервекс, 1878
Купание девушки, Пьер Огюст Ренуар, 1892
Обнаженная с зеркалом, Хуан Миро, 1919
Обнаженная женщина, Сава Шуманович, 1929
Три купальщицы III, Пабло Пикассо,