В Яд ва-Шем в качестве праведника народов мира зарегистрирован Сергей Метревели – единственный из грузин.
Но был еще один грузин. Его звали Григол Перадзе.
Он родился в Кахетии 122 года назад, 13 сентября 1899 г. В 1921 г. уехал в Европу. Закончил Боннский университет. Защитил диссертацию "История грузинского монашества с момента возникновения до 1064 г." В 1927-32 г. – доцент Боннского Университета. В 1933-1942 г. – профессор факультета православного богословия Варшавского университета.
В 1931 г. рукоположен в Лондоне в священники Греческой православной церкви. Служил священником в церкви св. Нино в Париже и Кафедральном соборе св. Марии Магдалины в Варшаве.
Владел не менее чем 24-я древними и современными языками. Писал научные статьи на пяти европейских языках. Открыл и описал ценные греческие рукописи в церковных хранилищах и библиотеках Румынии, Болгарии, Греции, Италии, Австрии, Германии.
Читал лекции в университетах Оксфорда, Дублина, Берлина, Парижа, Кракова.
Не имел никакого подданства, перемещался по Европе с паспортом несуществующего государства Грузия.
После вторжения нацистов в Польшу отказался покинуть страну, хотя имел на это право, как иностранец – объяснив свое решение нежеланием покидать людей в беде.
Принимал участие в польском подполье. Стал одним из организаторов спасения евреев из гетто через взятки немецким охранникам.
В мае 1942 г. арестован гестапо и отправлен в Освенцим.
6 декабря 1942 г. убит в Освенциме. По одной из версий, добровольно отправился в газовую камеру вместо многодетного отца-еврея.
Он не получил официального признания как Праведник. Разве что признан святым Грузинской и Польской православными церквями. В 2017 г. в селе Бакурцихе Гурджаанского района (Кахетия) открыли дом-музей св. мученика Григола Перадзе. В Варшаве ежегодно проводится международная научная конференция памяти Гр. Перадзе.
Хотелось бы верить, что когда-то к имени "Григол Перадзе" будут прибавлять "Праведник народов мира". Но вряд ли это произойдет, поскольку уже некому дать свидетельских показаний.
Но, в конечном итоге, это не критично. Просто о нем также надо помнить.
Потому что, если бы не он, кто-то из нас сейчас бы не жил.