22.11.2024

Принцесса, журналист и Би-би-си: как Мартин Башир взял сенсационное интервью у принцессы Дианы

20 ноября 1995 года программа Би-би-си "Панорама" выдала "бомбу" – интервью с Дианой, принцессой Уэльской. 25 лет спустя ее сын и наследник престола принц Уильям развернул в связи с этим небывалое наступление на корпорацию.

Интервью, ставшее одним из эпохальных телевизионных событий XX века и собравшее в вечер показа аудиторию в 23 миллиона британских телезрителей, стало главным событием в карьере взявшего его журналиста Мартина Башира.

Но прошлой осенью всплыли на поверхность некоторые факты, давшие основание обвинять его в том, что он вводил принцессу в заблуждение, дабы получить сенсационный материал.

Би-би-си организовала собственное расследование, которое возглавил бывший член Верховного суда Соединенного Королевства лорд Дайсон. Оно пришло к выводу, что Башир в той давней истории проявил себя "ненадежным", "лукавым" и "нечестным". "То, что делал господин Башир, не было импульсивным актом под влиянием момента. Все было тщательно спланировано", – заявил лорд Дайсон.

В свое время проверку по делу об интервью проводил Тони Холл, впоследствии ставший генеральным директором Би-би-си. Тот заключил, что Башир является "честным" и "заслуживающим уважения" человеком. Дайсон называет расследование Холла неполноценным и "вопиюще неэффективным".

Многие подробности дела оставались сокрытыми четверть века.

Независимое расследование: Би-би-си скрыла "обманную тактику" интервью с принцессой Дианой
Принц Гарри: я пил, чтобы заглушить боль от смерти мамы
Все было не так? Netflix призывают разъяснить, что сериал "Корона" о Диане и принце Чарльзе – это вымысел

Уже не жившая с мужем, будущим королем, принцесса Диана в том интервью рассказывала о внебрачных связях, дворцовых интригах, проблемах с ее психическим и физическим здоровьем и непригодности бывшего супруга, принца Чарльза, для его высокой роли.

"Вы правда думаете, что против вас ведется кампания?" – спросил Мартин Башир, перед этим несколько недель именно это ей внушавший. По его словам, некие уникально информированные источники рассказывали ему о направленных против принцессы грязных уловках журналистов, придворных, спецслужб и даже ее личных друзей. "Да, я так считаю", – ответила Диана.

сцена из интервью

В 1995 году я работал в программе "Панорама", и до меня доходили слухи, что Башир прибегнул к обману, чтобы заполучить свою "бомбу", но не более того.

Детали начали всплывать прошлой осенью. К годовщине знаменитого интервью Би-би-си предоставила телеканалам ITV и Channel 4 некоторые факты, которых журналисты добивались годами. Одновременно брат принцессы Дианы Чарльз Спенсер сообщил, что конспектировал содержание своих разговоров с Баширом, предшествовавших интервью с сестрой.

Доклад лорда Дайсона стал официальной реакцией Би-би-си на обвинения в адрес Мартина Башира и неспособность комиссии Тони Холла докопаться до истины в 1996 году.

Тем не менее, вновь возникшие обвинения были настолько серьезны, что нынешняя команда "Панорамы" решила провести собственное расследование, дабы вернуть веру зрителей в ее качество и объективность.

Мы поговорили практически со всеми свидетелями, выступившими ранее перед комиссией лорда Дайсона, и многими другими, а также получили подробные показания от графа Спенсера.

Как и лорд Дайсон, мы ознакомились с внутренними документами Би-би-си, из которых следует, что Башир неоднократно лгал и что имело место серьезное нарушение журналистской этики и правил Би-би-си.

И тем не менее Холл сообщил совету директоров Би-би-си, что он не сомневается в том, что Башир никого не собирался обманывать, а в своей записке добавил, что считает его "честным и порядочным человеком".

Short presentational grey line

Башир вступает в контакт с графом Спенсером

Эта история началась, когда Мартин Башир задумал убедить брата Дианы графа Спенсера, что среди журналистов, освещавших "войну Уэльских", сложился масштабный сговор против принцессы и его самого, а для этого заявить, будто он имеет доступ к неким эксклюзивным источникам в верхах.

24 августа 1995 года Башир позвонил одному из помощников графа Спенсера и оставил сообщение: "Не прошу об интервью или информации, просто 15 минут вашего времени для разговора".

Затем он направил Спенсеру письмо на бланке Би-би-си, в котором утверждал, что "провел последние три месяца, расследуя поведение прессы". На самом деле, большую часть этого времени он работал над другими выпусками "Панорамы". Однако письмо содержало доверительный намек, что он раскопал какие-то важные факты, касающиеся вмешательства СМИ в жизнь семьи Спенсеров.

"Я просто хочу поделиться некоторой информацией, которая, как мне кажется, может быть интересна для Вас", – написал Башир, рассчитывая, что Чарльз Спенсер заглотит наживку, поскольку тот имел собственную историю конфликтов с прессой.

Martin Bashir (1995) and Earl Spencer (1993)

АВТОР ФОТО,BBC/GETTY IMAGES

Подпись к фото,

Мартин Башир (фото 1995 года) и Граф Спенсер (фото 1993 года)

Не получив ответа, Башир 29 августа снова позвонил, на сей раз самому Спенсеру. Тот ответил, что согласен встретиться где-нибудь в Лондоне в 18:00 и "пропустить по рюмочке".

Башир не рассчитывал, что Спенсер согласится так быстро. Чтобы втереться к тому в доверие, он собирался представить ему некие (ложные) доказательства того, что бывший начальник охраны семьи Спенсеров, отставной военнослужащий Алан Уоллер, регулярно получал деньги от медиа-концерна Руперта Мердока News international и от спецслужб за информацию о Спенсерах.

Однако при первой короткой встрече он эту тему не затрагивал – вероятно, потому, что не успел подготовить "доказательства".

Лорд Дайсон заявлял, что не смог установить конкретную дату создания фальшивки. Однако по данным нашего расследования, это случилось сразу после первой встречи графа Спенсера с Баширом.

Спенсер согласился продолжить разговор через два дня, в 11:30, 31 августа в его загородном поместье Олторп.

Short presentational grey line

Фальшивые банковские документы

Чтобы создать "доказательства" против Алана Уоллера, Башир попросил бывшего коллегу, графического дизайнера Мэтта Уизлера, бросить все и сделать для него срочную работу. Уизлер не смог припомнить точной даты, а лишь сказал, что это было где-то в конце августа – начале сентября.

Тогдашний бизнес-партнер Уизлера рассказал мне, что Башир сперва позвонил ему, и это случилось во время карнавала в Ноттинг-хилле, который в 1995 году завершился 28 августа.

Поскольку Башир настаивал, что работа должна быть сделана к следующему дню, мой собеседник отказался и посоветовал тому обратиться к Уизлеру.

Уизлер и его партнер уверены, что второй звонок последовал максимум через несколько часов.

Поскольку в дневнике Спенсера указано, что его первая встреча с Баширом за "рюмочкой" имела место вечером 29 августа, можно заключить, что Башир принялся звонить дизайнерам сразу же после этого разговора.

Уизлер рассказал, что Башир явился к нему домой и попросил изготовить два фальшивых бланка банковских переводов на имя Алана Уоллера – один от 8 марта 1994 года на 4 тысячи фунтов от News International, другой от 4 июня того же года на 6,5 тысяч фунтов от зарегистрированной на острове Джерси компании Penfolds Consultants.

Все данные были у Башира в блокноте. Он уверял, что видел документы собственными глазами, но не сумел заполучить.

Журналист не сообщил, что история, над которой он работает, связана с принцессой Дианой, а лишь сказал, что "это может вывести на что-то большое касательно слежки MI5 или MI6".

Дизайнер сказал Баширу, что для такой работы потребуется вся ночь. Тот ответил, что назавтра куда-то улетает и просит прислать ему документы с курьером в аэропорт Хитроу к семи утра. Можно предположить, что Башир хотел иметь их на руках для следующего разговора с графом Спенсером, запланированного на 31 августа.

Фальшивые выписки из банковских счетов

Подпись к фото,

Фальшивые выписки из банковских счетов

В записи, сделанной Спенсером сразу после разговора, сказано, что Башир утверждал, будто выплаты Уоллеру были регулярными: 4 тысячи фунтов от News International каждые три месяца и четыре перевода от Penfolds Consultants. Последняя, по словам Башира, являлась подставной компанией спецслужб.

Но главное, что зацепило Спенсера, – ложное заявление Башира, будто личный секретарь принца Чарльза, Ричард Эйлард, также участвовал в заговоре против Дианы. Именно ему якобы передавались тайно сделанные записи разговоров, и он же будто бы сказал журналисту Джонатану Димблби по поводу предстоявшего развода Дианы и Чарльза: "Игра заканчивается. Дальше некуда".

По словам Спенсера, это его потрясло. Он позвонил редактору "Панорамы" Стиву Хьюлетту, и, не раскрывая содержания утверждений Башира, спросил, является ли тот человеком, которому можно верить. Хьюлетт ответил, что Башир "у нас один из лучших".

Short presentational grey line

Башир представлен Диане

14 сентября Башир и Спенсер снова встретились в Олторпе. Журналист повысил градус обвинений: личный секретарь Дианы – коммандер Патрик Джефсон в сговоре с секретарем принца Чарльза Эйлардом.

По словам Спенсера, Башир показал ему сложенный лист бумаги формата A4, подтверждающий, что Эйлард и Джефсон получали значительные суммы от спецслужб за информацию о передвижениях принцессы Дианы.

В своих показаниях лорду Дайсону Башир категорически утверждал, что не показывал Спенсеру подобного документа. Однако в записях Спенсера имеется пометка: "Патрик Джефсон давний друг Эйларда + деловые связи до 1992 года".

Все это отвечало давно известным опасениям Дианы, что лагерь бывшего супруга в Сент-Джеймском дворце строит против нее козни. Спенсер решил, что его сестре следует услышать все от Башира самой и позвонил ей.

Диана ответила запиской, впервые оказавшейся в распоряжении "Панорамы": "Дорогой Карлос [детское прозвище Чарльза Спенсера]! Я так признательна тебе за звонок сегодня утром – все это полностью согласуется с тем, что творится сейчас вокруг меня. Но они недооценивают силу Спенсеров!".

К 1995 году Диана уверила себя, что имеет врагов наверху, и была уязвимой и беспокойной. "Я думаю, она только и искала этому подтверждение", – сказал мне Чарльз Спенсер.

line

19 сентября Чарльз Спенсер представил Башира Диане. Сделанная им запись этого разговора содержит около 30 утверждений, которые, по его словам, сделал тогда журналист. Одна из них, в частности, гласит: "Джефсон – опасен: деньги. Переведены в офшор в марте 1994 года".

Спенсер сказал мне, что ближе к концу разговора начал испытывать сильные сомнения. "Я предупредил Диану, что в его историях концы не сходятся с концами, и извинился перед ней. Она ответила: "О, не волнуйся, Карлос. Была рада увидеться. Все это чепуха". Я решил, что больше никогда не услышу о Мартине Башире".

Башир утверждает, что большая часть комментариев, отраженных в записях Спенсера, исходила от Дианы. Однако лорд Дайсон говорит: "Я уверен, что большая часть, если не все из того, что содержится в записках графа Спенсера, было высказано мистером Баширом".

В своих показаниях лорду Дайсону журналист представил свою, сильно отличающуюся картину их разговоров со Спенсером и утверждал, что не говорил многих вещей, которые тот ему приписывает. Несмотря на выводы Дайсона, он настаивает на своей правоте.

А для Дианы это стало началом целой серии встреч с Баширом. "К концу лета 1995 года она уже была захвачена идеей дать телевизионное интервью", – замечает лорд Дайсон.

On 16 September 1995, Princess Diana and Prince Charles joined Prince William for his first day at Eton College

АВТОР ФОТО,PA MEDIA

Подпись к фото,

16 сентября 1995 года вся семья провожала принца Уильяма на учебу в Итон

Однако знакомые, видевшиеся с Дианой незадолго до интервью 5 ноября, заметили в ней перемену. Она явно перестала доверять им, в том числе Джефсону. "Для Мартина Башира я был препятствием, которое надо устранить, – сказал мне Джефсон. – Потому что если бы я отсоветовал ей давать интервью, она могла бы согласиться".

Подруга Дианы Роза Монктон написала, что все чувствовали, что происходит что-то не то: "но никто из нас понятия не имел, в чем дело".

30 октября, в день, когда Диана подтвердила Баширу свое согласие на интервью, она встретилась со своим юрисконсультом лордом Мишконом и поведала ему о многочисленных ужасных заговорах против нее. На вопрос, откуда у нее эта информация, Диана лишь ответила, что источники надежные, и упомянула Центр правительственной связи.

Princess Diana photographed with her then private secretary Patrick Jephson

АВТОР ФОТО,PA MEDIA

Подпись к фото,

Принцесса Диана со своим тогдашним личным секретарем Патриком Джефсоном

Можно ли считать совпадением, что Башир, отчитываясь перед менеджментом Би-би-си, назвал среди своих источников сотрудника Центра правительственной связи?

Однако неизвестно ни единого случая, когда действующий офицер спецслужб раскрыл бы содержание перехваченных разговоров журналисту (даже если поверить, что разговоры Дианы записывались, что также выглядит сомнительным).

Главный вопрос для Би-би-си – в ходе как расследования Дайсона, так и расследования "Панорамы" – состоял в следующем: почему махинации Башира прошли мимо внимания старших менеджеров Би-би-си? Ведь все они были профессиональными журналистами и редакторами, для которых первое правило – усомниться, когда где-то не сходятся концы с концами?

line

принцесса диана

АВТОР ФОТО,PA MEDIA

Программа "Панорама, интервью с ее высочеством принцессой Уэльской" вышла в эфир на Первом канале Би-би-си в понедельник 20 ноября 1995 года
В Великобритании ее посмотрело 23 миллиона зрителей
Тем же вечером на одном из благотворительных мероприятий в Лондоне была сделана эта фотография Дианы

line

Сигнал тревоги

Первый тревожный звонок, который должен был насторожить руководство корпорации, прозвучал в декабре 1995 года, спустя месяц после интервью.

Графический дизайнер Уизлер обратился к руководителям службы новостей Би-би-си Тиму Гардану и Тиму Сутеру и рассказал, как Башир вовлек его в подделку банковских документов.

По словам Уизлера, он не сразу осознал возможную связь между этим эпизодом и интервью принцессы Дианы, а осознав, сперва обратился к редактору "Панорамы" Стиву Хьюлетту, но тот сказал, что беспокоиться не о чем.

Хьюлетт скончался от рака в 2017 году. Я работал с ним много лет и не допускаю мысли, что он дал Баширу согласие на фальсификацию. Никаких доказательств этому нет. Но будь Хьюлетт жив, лорд Дайсон должен был бы его кое о чем спросить.

Например, почему, узнав о подделанных документах вскоре после трансляции интервью, он не доложил об этом вышестоящему руководству?

По имеющимся данным, Хьюлетт впервые узнал о фальсификации от продюсера "Панорамы" Марка Киллика, с которым Уизлер прежде работал и которому передал по факсу копии изготовленных им документов.

Киллик немедленно узнал название Penfolds Consultants, потому что компания ранее фигурировала в двух выпусках "Панорамы" о бизнесе бывшего менеджера футбольной сборной Англии Терри Венейблса, и удивился, с какой стати она что-то платила бывшему служащему графа Спенсера?

С этим вопросом и с факсом в руке Киллик подошел к Баширу в столовой в здании Би-би-си. Разговор вышел коротким и недоброжелательным. Башир попросту заявил Киллику, что это не его дело.

Тогда Киллик и двое его коллег – бывший заместитель редактора "Панорамы" Гарри Дин и репортер Том Мэнголд – 4 декабря пошли к Стиву Хьюлетту. Все трое вспоминают, что босс также сказал им, что это не их дело. Дин спросил Хьюлетта, знал ли он о подделанных документах, и тот ответил, что не помнит.

Когда Киллик ушел, Дин посоветовал Хьюлетту поговорить с графом Спенсером. Вскоре тот сам позвонил Хьюлетту, но нет никаких свидетельств попытки Хьюлетта или кого-либо еще из менеджеров Би-би-си сравнить версии событий в изложении Башира и Спенсера.

Лорд Дайсон считает это упущение самым непростительным и называет служебную проверку, проведенную Тони Холлом и продюсером службы новостей радио Би-би-си Энн Слоуман, ставшей впоследствии главным политическим советником корпорации, поверхностной и неэффективной. "Все было бы по-другому, если бы они потрудились поговорить с графом Спенсером", – замечает он.

Дин вспоминает, что Хьюлетт заверил его в том, что информация, содержавшаяся в банковских документах, была по сути верной, а то, что Терри Винейблс доверил ведение своих дел той самой компании, которая в них фигурирует, – чистое совпадение. Похоже, он при этом просто повторил слова Башира.

line

Башир без конца меняет показания

Бывший продюсер "Панорамы" Питер Моллой вспоминает, что графический дизайнер Уизлер, пришедший на рождественскую вечеринку команды "Панорамы" в качестве бывшего сотрудника, был чрезвычайно взволнован. Уизлер поведал Моллою, что в его квартиру кто-то вломился в его отсутствие, и что единственной пропажей оказались два компьютерных диска с теми самыми фальшивыми документами.

Когда Уизлер довел свою обеспокоенность до менеджмента Би-би-си, выяснилось, что Хьюлетт не сообщил своему непосредственному начальнику Тиму Гардаму об истории с документами. "Тим был зол, но в целом отнесся к случившемуся с пониманием", – вспоминал в 2001 году один из руководителей службы новостей Тим Сутер.

Хьюлетт заверил обоих начальников, что "в получении интервью у Дианы не было двойного дна".

Вслед за этим Гардам, Сутер и Хьюлетт втроем допросили Башира. Тот заявил, что не показывал банковские документы Диане или кому-либо еще. По его словам, использовать их, чтобы убедить Диану дать интервью, было невозможно, потому что содержавшуюся в них информацию он узнал от самой Дианы.

В сделанной после встречи записи Тим Гардам выразил недоумение, зачем, в таком случае, Башир взял на себя труд и расходы по изготовлению аутентично выглядевших документов?

Он настоятельно посоветовал Баширу получить от принцессы Дианы письменное подтверждение, что документов он ей не показывал.

На следующий день из Кенсингтонского дворца поступило письмо, написанное от руки: "Я подтверждаю, что не (слово "не" дважды подчеркнуто) подвергалась никакому неподобающему давлению с целью получить у меня интервью. Мартин Башир не представил мне никаких документов и не сообщил никакой информации, которая мне не была бы известна прежде. Я совершенно довольна интервью и подтверждаю все сказанное в нем".

Письмо Дианы положило конец всем сомнениям руководства Би-би-си. Величайшая сенсация была спасена. На время.

Не обратили внимания даже на явное несоответствие, прямо указывавшее, что Башир солгал.

Princess Diana's words to the BBC, December 1995

Подпись к фото,

Письмо принцессы Дианы, направленное Би-би-си в декабре 1995 года

В ноябре Башир сообщил Гардаму, что его первая встреча с принцессой Дианой состоялась в конце сентября, о чем Гардам написал в своих показаниях Тони Холлу. Между тем, Мэтт Уизлер сообщил Гардаму и другим, что заказ на изготовление фальшивок поступил ему от Башира в конце августа-начале сентября – как минимум за три недели до первой встречи Башира с Дианой.

Таким образом, Башир никак не мог получить содержавшиеся в документах сведения от Дианы.

Читать далее:

https://www.bbc.com/russian/features-57206833

 

Автор: Джон Уэйр Корреспондент программы "Панорама" источник


67 элементов 1,146 сек.