04.11.2024

Галерея красавиц Людвига I (Баварского) : каждую из моделей король выбирал лично

+ +


Как видит автор:

Портреты девушек из Галереи красавиц Людвига I Баварского.

В Мюнхене (Германия) находится замок Нимфенбург. В XIX столетии он служил летней резиденцией для представителей правящей династии. Одной из достопримечательностей замка считается Галерея красавиц. Она представляет собой 36 портретов самых красивых девушек, написанных по заказу короля Людвига I Баварского. Стоит отметить, что на полотнах изображены не только представительницы благородных кровей, но и обычные горожанки.

 

Людвиг I Баварский. Йозеф Карл Штилер, 1826 год. | Фото: liveinternet.ru.

Людвиг I Баварский. Йозеф Карл Штилер, 1826 год. | Фото: liveinternet.ru.

Баварский король Людвиг I, правивший в первой половине XIX вв, старался превратить Мюнхен во «вторые Афины». Он покровительствовал художникам и скульпторам, строил здания в греческом и римском стилях, а также считал себя поэтом и выпустил четыре сборника стихов. Однако литераторы того времени называли творчество короля, жаждавшего славы, бумагомарательством. 

Галерея красавиц в замке Нимфенбург. | Фото: muenchen-bavaria-tour.ru.

Галерея красавиц в замке Нимфенбург. | Фото: muenchen-bavaria-tour.ru.

Людвиг I Баварский любил окружать себя предметами искусства: бюстами великих людей, антиквариатом и живописью. Любовь к последнему вылилась в создание Галереи красавиц (Schönheitengalerie). Так называется серия портретов с изображением прелестных девушек.

 

Галерея красавиц в замке Нимфенбург. | Фото: sc.bitscn.com.

Галерея красавиц в замке Нимфенбург. | Фото: sc.bitscn.com.

По заказу короля немецкий художник Йозеф Карл Штилер в период 1827-1850 гг. написал портреты 36 девушек. Каждую из моделей король выбирал лично. У Людвига I был свой идеал красоты, согласно которому учитывалась не только внешняя привлекательность девушки, но и ее высокие моральные качества. Если монарх находил соответствующую модель, то ему совершенно не важен был ее социальный статус. Именно поэтому рядом с портретами принцесс расположены изображения девушек из низших сословий.

 

София Баварская - эрцгерцогиня Австрии, 1832 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

София Баварская — эрцгерцогиня Австрии, 1832 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

Каждый раз, когда Людвиг I заказывал очередной портрет Йозефу Карлу Штилеру, он утверждал, что нашел «ту самую», красивее которой больше нет. Кстати, у моделей на портретах прослеживается определенный типаж, соответствующий стандартам красоты эпохи классицизма. По мнению короля, каждая из девушек должна быть не худощавой и не толстой, с белоснежной кожей, с маленьким прямым носом, припухшими губами, высоким лбом и лебединой шеей. Линию плеч можно сравнить с очертаниями античной вазы. 

Хелена Зедльмайр - дочь сапожника, 1831 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

Хелена Зедльмайр — дочь сапожника, 1831 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

 Самыми известными в Галерее красавиц являются портреты дочери сапожника Хелена Зельдмайр, австрийской эрцгерцогини Софии, королевы Марии фон Гогенцоллерн. Не остались в стороне и любовницы короля: Лола Монтес и Марианна Флорензи.

Мария Фридерика Прусская - прусская принцесса, в замужестве королева Баварии, 1843 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

Мария Фридерика Прусская — прусская принцесса, в замужестве королева Баварии, 1843 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

 

Амалия Крюденер, 1827 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

Амалия Крюденер, 1827 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

 

Анна Хиллмаэр - дочь торговца мясом. 1829 год. | Фото: spletnik.ru.

Анна Хиллмаэр — дочь торговца мясом. 1829 год. | Фото: spletnik.ru.

 

Лола Монтес - авантюристка, любовница Людвига I Баварского, 1847 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

Лола Монтес — авантюристка, любовница Людвига I Баварского, 1847 год. | Фото: ru.wikipedia.org.

Источник

п.с.

Лола Монтес

Красавица выдавала себя за испанку и величала себя весьма витиевато: сеньора дона Мария-де лос Долорес Поррис-и-Монтес. Её настоящее имя было Мария Элиза Гилберт, и она была дочерью ирландского офицера, служившего в Индии. Юная Элиза сбежала от отчима и старого мужа с молодым лейтенантом в Европу, скоро бросила его и начала выступать под вымышленным именем с испанскими танцами. Профессионального умения в этих танцах не было, но она увлекала зрителей темпераментом и тем, что в наше время величают сексапильностью.

Она покоряла европейские столица и сердца. В списке её поклонников были писатели Дюма-отец и Дюма-сын, композитор Ференц Лист, графы, князья и принцы. Из-за неё стрелялся на дуэли и погиб знаменитый французский журналист-республиканец Дюжарье. Полицейское досье на неё было достаточно обширным, чтобы запретить выступления в Мюнхене. И тогда она обратилась к королю Людвигу I с просьбой о личной аудиенции.

Рассказывают, что Людвиг, не признававший секретарей и лично читавший всю свою почту, буквально взорвался, ознакомившись с её посланием. Неужели ему, королю большого государства, больше нечего делать, как принимать «невесть откуда взявшуюся танцовщицу». А адъютант, выслушав возмущённую королевскую тираду, тихо прошептал («так судьба стучится в дверь!»): «Говорят, Ваше величество, эта стоит того, чтобы Вы на неё посмотрели».

Король принял мадемаузель Лолу Монтес в своём рабочем кабинете в октябре 1846 года. Она предстала перед королём в скромном, тёмном, тесно обрегающем точёную фигуру платье. В этом платье и с кружевной мантильей в волосах её потом напишет художник Штилер.

О первой встрече короля и Лолы достоверно известно только то, что голос просительницы звучал поначалу очень громко и взволнованно. Потом голоса стали тихими, а время аудиенции продлилось в несколько раз дольше запланированного. В этот день она получила разрешение на танцевальное выступление в Национальном театре, через месяц ей было назначено годовое содержание в 2 400 гульденов. Кроме того Людвиг изменил в её пользу своё завещание, отписав 100 000 гульденов в случае своей внезапной смерти. По прошествии ещё одного месяца Лола уже жила в подаренном королём доме под номером 7 на Барерштрассе. Мотивами карикатур в прессе стали те шоу, которые устраивала она практически ежедневно: прогулки по Мюнхену в костюме амазонки, с вечно дымящейся сигаретой, с хлыстом в руке, удары которого она раздавала налево и направо.

А король писал старому другу: «Я могу сравнить себя с Везувием, который считался потухшим и вдруг начал своё извержение. Я охвачен чувством любви, как 20-летний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне…»

А ещё через год Лоле были дарованы титул графини Ландсфельд и баварское гражданство. И новоиспечённая графиня позволила себе указывать королю имена членов нового правительства.

… И тогда Бавария восстала. Мюнхенская революция 1848 года началась 10 февраля, на 12 дней раньше, чем в Париже. Лозунг был единственный: «Лола, вон из Мюнхена!» Восстала даже терпеливая королева Тереза, много чего безмолвно прощавшая своему ветреному мужу. Она умоляла его именем детей! Сестра Августа-Амалия, герцогиня Лёйхтенбергская бросилась к его ногам со словами: «Бавария или Лола!»

…И король сдался. Лоле был выписан заграничный паспорт и оплачен билет до Швейцарии.

Танцовщица Лола Монтес объявилась через некоторое время в Австралии. Её выступления назывались «Я и король» и не имели большого успеха у суровой австралийской публики. Стареющая Лола переехала в Америку. Она открыла Saloon на Диком Западе, в котором появлялась только под охраной двух здоровенных грубиянов, называвших себя племянниками писателя Дюма (!). Запьяневшие посетители величали её мадам графиней и она протягивала им руку для поцелуя. Увядающую руку…

Её портрет в Галерее все эти годы был затянут чёрной вуалью.

Роковая красота Лолы Монтес стоила Людвигу короны. Его обвинили в растрате государственных средств для содержания «этой куртизанки». Всю свою жизнь до встречи с Лолой король был скупцом. Деньги ему были очень нужны: он покупал картины и строил королевский Мюнхен. Для этих целей он иногда позволял себе перебрасывать суммы из одних статей бюджета в другие: концертный зал Одеон вместо вооружения! Но расходы Лолы он оплачивал из своего личного кошелька, который стремительно пустел. Для 60-летнего короля Лола тоже была произведением искусства, картиной, его поразившей, которую он — собиратель всего прекрасного, непременно хотел заполучить. За любую цену! Его мог понять только такой же коллекционер, каким был он сам. А всем остальным экипажи Лолы с крошечной золочёной короной, её выезд, её богатый дом в центре города кололи глаза. Король Людвиг сумел опровергнуть обвинения в растрате государственных денег, но оставаться королём, которому оставляли единственную привилегию — подписывать бумаги, он не хотел. 21 марта 1848 года он отрёкся от престола в пользу своего сына Максимилиана.

Он даже не заметил, что однажды в начале 1862 года с портрета Лолы Монтес в Галерее красавиц кто-то снял чёрную вуаль.

Элиза Гилберт была похоронена на кладбище Гринвуд в Нью-Йорке.

Несчастный король принял подделку за бриллиант чистой воды. История наказала его за это.

Как видят читатели:

Галина Краснянская:

Интересно было бы знать, вызовут восторг и умиление у потомков наши размалеванные красавицы, у которых под слоем красок трудно рассмотреть природную красоту?

Лидия Березовская (Абраменко):

Хороши девчонки. Главное- натуральные !

Танюшка Мелентьева:

Дочь сапожника — лучшая!

Ника Ронова:

Вот еще одна из них.

Амалия фон Шинтлинг (1812–1831, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1831 году)

Год написания портрета и год смерти совпадают: 19-летняя красавица заплатила за место в Галерее красавиц своей жизнью!

Её батюшка, старый полковник Шинтлинг ответил своему королю: «Как прикажете, Ваше Величество!» в ответ на просьбу разрешить Амалии позировать художнику Штилеру. А её кузен и жених, юный лейтенант фон Шинтлинг, наслышанный о скандальной славе Галереи красавиц, сказал категорично и коротко: «Никогда!»

Три месяца ходила она в мастерскую художника позировать, и её сердце рвалось на части, когда она слышала, что говорят друг другу её самые родные и любимые люди. Она тяжело заболела…

Штилер ничего не понимал: щеки модели, цвета нежного персика, на глазах становились беломраморными, а глаза 19-летней девушки были полны тоски. Однажды он осторожно спросил: «Детка, что случилось?» В ответ была буря из слёз и отчаяния.

Известие о завершении портрета и о 20 000 гульденов королевского приданого она встретила в бреду. Скоротечная чахотка…

Алебастровая белизна плеч, печальные глаза, жемчуга, словно застывшие слёзы. Болезненная, надломленная красота.

 +

Катарина Ботцарис, в замужестве Караджа в Галерее красавиц Нимфенбургского.

+

Августа Штробль, в замужестве Хильбер (1807–1871, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1827 году)

****

Её портрет был самым первым из заказанных Йозефу Штилеру. Король увидел Августу на городском балу. Она, дочка главного королевского бухгалтера, была похожа на фею в своём муслиновом платье с пышными рукавами, с розово-красным шарфом на тонкой талии и такого же цвета бантом в каштановых волосах.

Во время танца король Людвиг сказал девушке: «Милая Августа, стоит тебе только пожелать, и я исполню любое твоё желание…» Красавица ответила не задумываясь: «Ваше Величество, повысьте в должности помощника лесничего Хильбера. Он — мой жених.»

В любой другой стране у другого короля этот помощник лесничего получил бы на следующий день назначение охранять самый дальний угол в самом дельнем лесу королевства. Но король Баварии назначил жениха главным лесничим в Эргольдсбахе. Это и до сегодняшнего дня — природоохранная зона, в чудесном лесном краю в районе Дунайского водораздела.

В благодарность Августа должна была два месяца отсидеть моделью в мастерской Штилера. Художнику девушка была представлена как самая красивая в целом королевстве.

Эти слова королю предстояло повторить ещё 37 раз. С тем же пламенем в очах…

+

Нанетта Каула, в замужестве Гейне.

Её называли «прекраснейшей еврейкой Мюнхена». Щёки, словно персики, огромные темные глаза, золотая стрела в высоко зачёсанных волосах, фиолетовый бархат платья. Жаль, говорили современники, что Штилер не пишет руки в портретах Галереи красавиц! О нежных крошечных ручках и ножках Нанетты в Мюнхене рассказывали легенды.

…1850 год. Открытие статуи Баварии на Терезином лугу. Экс-короля Баварии Людвига, как доброго знакомца, приветствует пышная дама средних лет. Он не узнаёт, спрашивает: кто вы? Дама энергично отвечает: Ваше величество милостиво повелели написать с меня портрет!

Король в отставке немедленно отзывается: Лучше бы не делал! Никогда бы не делал!

Ах, как невежливо он отвечал! Но виной тому была не поблекшая красота Нанетты. Остававшийся до старости галантным кавалером Людвиг вообще не имел ввиду её изменившийся облик. Он вспомнил…

Дело в том, что Нанетта Каула носила в замужестве фамилию Гейне. Её супругом был известный мюнхенский банкир Соломон Иосиф Гейне, дядя великого поэта Генриха Гейне. В 1829 году, когда Нанетта ходила позировать к Штилеру, от ревности сгорал не только будущий супруг красавицы, но и его племянник. Тридцатилетний поэт жил тогда в Мюнхене в надежде получить должность на кафедре германистики мюнхенского университета. Места он не получил и, оскорблённый совершенно, покинул Мюнхен. А на прощанье написал ядовитую эпиграмму на короля Людвига.

Любитель муз он

И прекрасных дам.

К поэзии имеет чувство.

И в нарисованном серале

Идёт гулять по вечерам,

Он — евнух от искусства…

Эпиграмма обошла тогда все европейские газеты и журналы, поразив короля Людвига в самое сердце: всё-таки он считал себя лучшим поэтом среди Виттельсбахов, был автором двух поэтических сборников.

+

Баронесса Карлотта фон Брайтбах-Бюрресхайм, в замужестве графиня фон Босс-Вальдек (1838–1920, портрет написан Иозефом Штилером для Галереи красавиц Нимфенбургского дворца в 1861 году).

Достаточно взглянуть в эти задумчивые, тёмные, сказочно-прекрасные глаза, чтобы понять: она не могла смеяться, получая после полугода знакомства семидесятое стихотворение, посвящённое ей Людвигом I. Она никогда не была легкомысленной и не играла чувствами старого короля, который по годам мог быть ей дедом. Она всегда была почтительна и приветлива. Высокое, платоническое, последнее чувство короля…

Её портрет носит номер 38, он завершает Галерею красавиц, написан Фридрихом Дюрком, так как Штилера к 1861 году уже не было на свете.

Шарлотта умерла 92-летней, в 1920 году, пережив свою эпоху экипажей и кринолинов. Газеты написали: «Вместе с этой дамой похоронили Историю»…

…Но не её задумчивую красоту. Она живёт по-прежнему в Галерее красавиц короля Людвига I.

Кот:

Спасибо за Ваш пост. Была в этой галерее, действительно, все девушки необычайно красивы! Известно, что всем красавицам из простого сословия король обеспечил солидное приданое и выдал их замуж за придворных (видимо, улучшал породу))). Например, дочь сапожника Хелена Зельдмайер была выдана замуж за придворного аристократа, у них сложился очень удачный союз, было много детей и долгая счастливая совместная жизнь. Когда смотришь на портрет невестки короля Марии-Фредерики Прусской, сразу понимаешь, что от союза с красавцем Максимилианом (сыном Людвига) закономерно на свет появился один из самых красивых мужчин девятнадцатого века — Людвиг Второй Баварский, «наш сказочный король», как его называли подданные.

Людвиг II Баварский. «Сказочный король», который не любил войны и ...

Ольга Кучинская:

Давно не получала такого удовольствия от поста!

Rriimma Ripli:

Какие красавицы! Одна другой лучше, у короля был отменный вкус!

Марина Мирных:

Очень красивые женщины! И это без ботокса, пластических операций и косметики. Просто прелестные личики)))


62 элементов 6,200 сек.