Настоящее имя (по имеющимся документам) самого издаваемого в России детского писателя – Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в 1882 году в Одессе вне брака, был записан под фамилией матери и первую же статью в 1901 году напечатал под псевдонимом Корней Чуковский.
● Корней Иванович, незаконнорожденный сын прачки, «вырос» из мещанского
сословия и стал известным писателем исключительно благодаря своему усердию, огромной работоспособности и любви к учебе: его официальное образование – неоконченная гимназия.
● Оксфордский почетный доктор литературы, Чуковский учил английский по самоучителю. Во время первой же его поездки в Англию в 1903-м оказалось, что он не понимает обращенной к нему устной речи, ни его не понимают. Проведя некоторое время в Лондоне, он начал говорить сам и воспринимать сказанное, однако до конца жизни сохранял сильный акцент.
● Главной страстью Корнея Ивановича всю жизнь была литература.
Он ее любил и изучал, он хлопотал за литераторов, помогал им, анализировал все, что писалось современниками, то есть служил литературе в самом высоком смысле этого слова. Приехав из Одессы в Москву, он именно этой своей страстностью, восторгом и преданностью делу расположил к себе московских литераторов того времени – Тэффи, Сологуба, Леонида Андреева.
● Корней Иванович начинал как журналист и рецензент. В первые десятилетия ХХ века он был одним из самых влиятельных литературных критиков России и общался со многими писателями: Маяковским, А. Толстым, Куприным,
Сергеевым-Ценским, Блоком, Замятиным, Сашей Черным, Мережковским и Гиппиус, Ходасевичем, Розановым, Гумилевым, Ахматовой, Горьким, Зощенко, Тыняновым, позднее – со Шварцем, Пастернаком, Кассилем, Катаевым, Пантелеевым, Маршаком.
Одна из самых пронзительных его дневниковых записей – о смерти Блока, о
которой он узнал в деревне под Порховом, где хлопотал об устройстве летнего дома для писателей: «Каждый дом, кривой, серый, говорил: „А Блока нету. И не надо Блока. Мне и без Блока отлично. Я и знать не хочу, что за Блок”.
И чувствовалось, что все эти сволочные дома и в самом деле сожрали его, –
т.е. не как фраза чувствовалась, а на самом деле сожрали: я увидел светлого,
загорелого, прекрасного, а его давят домишки, где вши, клопы, огурцы,
самогонка – и порховская самогонная скука. Когда я выехал в поле, я не
плакал о Блоке, но просто – все вокруг плакало о нем. И даже не о нем, а обо
мне. „Вот едет старик, мертвый, задушенный – без ничего”. Я думал о детях – и они показались мне скукой. Думал о литературе – и понял, что в литературе я
ничто, фальшивый фигляр – не умеющий по-настоящему и слова сказать.
Как будто с Блоком ушло какое-то очарование, какая-то подслащенная ложь – и все скелеты наружу».
● Корней Иванович пережил троих из четверых своих детей.
Сын Николай умер за четыре года до смерти отца, Борис погиб на фронте, а
младшая дочь Мурочка, героиня и адресат многих произведений отца для
детей, умерла в 11 лет.
В короткий период ее жизни, с 1921 по 1931 год, написаны почти все детские
сказки Чуковского: «Тараканище», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Муха-
Цокотуха», «Бармалей», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце».
В 1929 году, когда Мурочка была уже безнадежно больна костным туберкулезом, Чуковский написал книгу о чудесном докторе Айболите, который непременно прилетит и всех спасет. В 20-е годы детские поэмы Чуковского, притом что их обожали дети и их родители, преследовались и запрещались, с подачи Крупской велась целая кампания против «чуковщины» – легких и
идеологически не нагруженных сказок, которые не ведут детей к классовой
борьбе.
Последняя болезнь Муры началась после того, как измученный борьбой за свои сказки Чуковский согласился написать покаянное письмо в «Литературную
газету» с признанием своих ошибок, обещая написать идеологически
безупречную книгу «Веселая колхозия». Болезнь и смерть Муры он воспринял
как кару за свое отречение. Николай Корнеевич Чуковский, его старший сын, и Лидия Корнеевна, старшая дочь Корнея Ивановича, стали писателями и
мемуаристами.
● Корней Иванович всю жизнь помогал тем, кто просил у него помощи,
пользуясь для этого своей известностью, обаянием и артистизмом.
Он боролся за тех, кто был арестован, участвовал в судьбе осиротевших семей, выбивал пенсии, квартиры, места в больницах, посылал деньги, помогал
пробиться талантливым молодым литераторам и напечататься тем, кто этого
заслуживал.
В голодном, холодном, тифозном Петрограде 1920 года Чуковский
организовывал чтение лекций, затевал издание журнала, участвовал в
создании издательства «Всемирная литература», хлопотал об организации
«Дома искусств», где писатели могли бы жить коммуной, добывал пайки и
деньги…
Чуковский пытался спасти от травли Зощенко, впоследствии принимал участие в деле спасения осужденного Бродского, приглашал к себе в Переделкино
опального Солженицына.
● Корней Иванович был не только одним из лучших детских писателей, но и
блестящим лингвистом («От двух до пяти», «Высокое искусство», «Живой как
жизнь»), наблюдательным литературным критиком, литературоведом и
мемуаристом (статьи и доклады о почти всех современных ему писателях, о
Чехове и Шевченко, литературные портреты в книге «Современники»,
«Мастерство Некрасова»), великолепным переводчиком (его переводы книг
«Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»,
«Занимательный Мюнхгаузен», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Короли и капуста», новелл о Шерлоке Холмсе, рассказов Уэллса, О. Генри,
Уайльда, сказок Киплинга считаются классическими).
● Корней Иванович был не только «добрым дедушкой Корнеем», как его часто
представляют по сказкам. Он мог быть вспыльчивым, внезапным, язвительным, саркастичным, страстным и порывистым, мог кричать и топать ногами.
Никто не знал заранее, как он отреагирует, как себя поведет, что сделает в
следующую минуту. Даже в весьма почтенном возрасте «патриарх детской
литературы» мог вдруг повести себя неожиданно, «несоответственно своему
высокому статусу». Когда на одном из «костров», который Чуковский
традиционно устраивал в Переделкине, Агния Барто спросила: «Ну что, дети,
кто лучше всех знает „Мойдодыра”?», седой классик детской литературы во
весь голос заорал: «Я!!!»
● В честь Мухи-Цокотухи, одной из самых известных героинь Чуковского, в 1992 году энтомологом А. П. Озеровым был назван новый род и вид
мух-муравьевидок из отряда Diptera – mucha tzokotucha.