Однажды знаменитый Севастопольский художник и бард Валентин Стрельников, рассказал мне, что в 50-е годах, когда он жил в Старом Крыму, видел захоронение покрытое каменной плитой, графини Де ля Мот, которое находилось рядом с армянской церковью. Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа родилась в 1756 году в Бар-сюр-Об, во Франции. Ее отец Жак Сен-Рени, был незаконнорожденным сыном короля Генриха II.
Её матерью была Николь де Савиньи. После кончины отца семилетняя Жана жила милостыней. Возле неё проезжала маркиза Буленвилье, которая заинтересовалась её историей. Маркиза проверила родословную девочки и взяла к себе в дом. Когда девочка подросла то поселилась в монастыре в Иерре, под Парижем, потом в аббатстве Лоншан. Жана де Валуа Бурбон, графиня де ла Мот, графиня Гаше она же графиня де Круа, героиня романа А. Дюма «Ожерелье королевы», которая также послужила созданию образа Миледи в романе «Три мушкетёра», действительно окончила свой жизненный путь в Крыму. О ней также писали литераторы: Ф. Шиллер, братья Гонкур, С. Цвейг.
Жана обманом завладела бриллиантовым ожерельем, предназначенным для фаворитки Людовика 15. Когда эта авантюра была раскрыта, то она была арестована, и ей на плече выжгли клеймо и посадили в тюрьму. Она вышла замуж за офицера графа Ла Мот, офицера гвардии графа д’Артуа. и переехала в Париж. Граф Беньо, так описывает ее наружность: прекрасные руки, необыкновенно белый цвет лица, выразительные голубые глаза, чарующая улыбка, маленький рост, большой рот, длинное лицо. Все современники говорят, что она была очень умна. В 1781 году, она появилась при дворе Людовика XVI и стала близкой подругой его жены Марии-Антуаннеты.
Портрет графини Де Ла Мотт
В декабре 1784 года ожерелье из 629 бриллиантов , изготовленное ювелирами Бемером и Боссанжем для фаворитки Людовика XV мадам Дюбарри и оставшееся не выкупленным по причине кончины заказчика, и показали его императрице Марии-Антуаннете. Ожерелье стоило огромных денег 1 600 000 ливров. Она отказалась его купить. Его решил выкупить кардинал Страсбурсский Луи де Роган. Он дал им аванс. Перед тем как кардиналу необходимо было отдавать ювелирам остаток суммы, к нему неожиданно явился итальянец Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро, которому Роган был должен большую сумму. Кардинал был человеком чести, поэтому долг графу отдал, и остался совершенно без денег. В результате колье оказалось в руках де Ла Мотт, а ювелиры получили фальшивую расписку королевы, изготовленную приятелем Жанны Рето де Вилетом.
Ювелиры пришли к королеве, и потребовали деньги по фальшивой расписке. Разразился скандал. Все участники этой истории – Жанна де Ла Мотт, кардинал де Роган, де Вилет – были заключены в Бастилию. Сюда же прибыл и граф Калиостро. По решению суда 31 мая 1786 года Рогана лишили духовного сана, а Калиостро попросту выслали из Франции, были оправданы, Рето де Вилет приговорен к пожизненной каторге на галерах, а Жанна Валуа де Ла Мотт была бита кнутами и клеймена. Во время наказания Жанна так извивалась, что палач промахнулся и поставил клеймо ей на грудь, и на ее теле появились сразу две лилии. Вторую печать ей поставили, когда она уже была без сознания. Во время суда Жанна ударила Калиостро медным подсвечником. Колье так и не нашли – 629 бриллиантов, оправленных в золото, пропали бесследно. Жана бежала из тюрьмы и вместе с Калиостро, который организовал побег, оказалась в Англии.
В 1787 году в Лондоне вышли ее мемуары. «Vie de Jeanne de Saint-Rémy, de Valois, comtesse de la Motte etc., écrite par elle-même» («Жизнь Жанны де Сен-Реми, де Валуа, графини де ля Мотт и т. д., описанная ею самой»). Мария-Антуанетта прислала из Парижа графиню Полиньяк, чтоб она выкупила книги Жанны, которая согласилась отказаться от своего произведения за 200 тысяч ливров. Возможно, эта книга де Ла Мотт стала одной из причин Великой французской революции, которая в 1789 году уничтожила не только монархию, но и физически Людовика XVI c Марией-Антуаннетой. Причем императрицу казнил тот же палач, что клеймил Жанну де Ла Мотт. 26 августа 1791 года Жанна организовала собственные похороны. Причем она лично присутствовала на процессии в Лондоне и шла за пустым гробом, поглядывая по сторонам из-под черной вуали.
Оказавшись на свободе, она выходит замуж за графа де Гаше, и меняет свою фамилию. Став графиней Гаше, Жанна покидает Англию, и появляется в Петербурге. Здесь через свою знакомую митрисс Бирх урождённой Cazalet, она знакомится с Екатериной-2, которой и рассказывает о Калиостро, который также в это время, появляется в столице. Калиостро был выслан из России. Екатерина-2, написала две пьесы “Обманщик” и “Обольщённый”, которые шли на столичных сценах. Продав бриллианты графу Валицкому, графиня де Гаше безбедно жила в России. В 1812 году графиня приняла русское подданство.
10 лет прожила Жанна де Ла Мотт – Гаше в Петербурге. Французское правительство не раз делало запрос по выдаче Жанны, но покровительство Императрицы её спасало. При императрице Елисавете её камеристкой была митрисс Бирх. В 1824 году Император Александр Павлович встретился с Жанной и повелел ей выехать из Петербуга в Крым. Вместе с ней выехали княгиня Анна Голицына и баронесса Крюденер, её роман «Валери» вызывал восторг у современников, эта книга была и в библиотеке А.С. Пушкина, он с похвалой отзывался о «прелестной повести баронессы Крюденер». Дамам также поручили сопровождать в Крым партию иностранных колонистов, более ста человек. До Крыма добирались полгода, они плыли на барке по Волге и Дону. Во время бури на Волге барка едва не перевернулась, всех спасла княгиня Голицына, которая приказала срубить мачту. На полуостров она прибыла в 1824 году.
В городе Карасубазар, умерла от рака баронесса Варвара Крюденер, здесь её и похоронили. Вначале Жанна, вместе с Жюльеттой Беркгейм, дочерью покойной баронессы Крюденер, поселилась в Кореизе у княгини Анны Голицыной. Княгиня ходила в шароварах и длинном кафтане, всегда с плетью в руке, ездила повсюду верхом, сидя в седле по-мужски. Местные татары прозвали её «старуха с гор». Графиня де Гаше, в это время была пожилой, но стройной дамой, в сером строгом рединготе, седые волосы, прикрывал чёрный бархатный берет, с перьями. Умное, приятное лицо оживлялось блеском глаз, её изящная речь была пленительна.
Вскоре графиня переехала в Артек, во владения польского поэта графа Густава Олизара, который прятался здесь от несчастной любви. Он просил руки Марии Николаевны Раевской и получил отказ. Он покинул высший свет и отправился к берегам Тавриды залечивать душевные и сердечные раны. Однажды, путешествуя по побережью, он высказать свой восторг, окружающим пейзажам. Извозчик, разыскав хозяина понравившейся барину местности, партенитского татарина Хасана, у которого всего за два рубля серебром, влюбленный поэт, стал владельцем четырех десятин земли у подножья Аю-Дага. Тогда это был единственный дом на всем семикилометровом отрезке от Гурзуфа до Аю-Дага. Крым еще только начинал осваиваться. Дом был построен мастером по выжиганию извести возле своих печей. Остатки этих печей были раскопаны при строительстве одного из корпусов Артека.
Жила графиня со своей служанкой в этом домике даче Ашера, который сохранился до сих пор. Сейчас в здании находится мемориальный музей Зиновия Соловьева, основателя и первого директора Артека, жившего здесь в двадцатые годы. Также они проповедовали местному населению идеи социализма Франсуа Фурье. Полиция заинтересовалась Жанной, и ей пришлось переехать в Старый Крым. Здесь она жила со своей служанкой в маленьком домике. Графиня была нелюдимой, избегала общения и одевалась странно. Она носила полу мужской костюм, и всегда с собой носила пару пистолетов за поясом. Местные жители называли её графиней Гашер. Графиня Гаше умерла 2 апреля 1826 года.
Её похоронили в Старом Крыму. Отпевали усопшую два священника – русский и армянский. Могилу накрыли каменной плитой, которую графиня заказала каменотёсу заранее. На ней была высечена ваза с акантовыми листьями – символ триумфа и преодоления испытаний, под ней – затейливый вензель из латинских букв.
В нижней части плиты был высечен щит, на котором обычно помещают имя и даты. Но он остался чистым. Старушки, обряжавшие её в последний путь, обнаружили на её плече клеймо, две лилии. Из Петербурга сразу же послали нарочного, для того, чтоб найти шкатулки с бумагами графини. Барон И.И. Дибич начальник штаба Императора, пишет Таврическому губернатору Д.В. Нарышкину. От 4.08.1836 г. №1325. «В числе движимого имения, оставшегося после смерти графини Гашет, умершей в мае сего года близ Феодосии, опечатана темно-синяя шкатулка с надписью; «Marie Cazalet», на которую простирает свое право г-жа Бирх. По высочайшему Государя Императора повелению, я прошу покорно вас, по прибытию к вам нарочного от С-т Петербургоского военного генерал-губернатора и по вручении сего отношения, отдать ему сию шкатулку в таком виде, в коем оная осталась по смерти графини Гашет».
При получении послания Нарышкин Д.В., губернатор Таврического края, пишет чиновнику особых поручений Маеру; «имущество её описано тамошней ратушей при бытности назначенных графиней Гашет изустно перед кончиной своей душеприказчиков; колл. Секр. Барона Боде, иностранца Килиуса и заведующего делами покойной феодосийского1-й гильдии купца Доминика Аморети, которое, по распоряжению губернского правительства, взято в ведомство дворянской опеки. В описи имуществу показано четыре шкатулки, без о значения, однако, каких они цветов, но одна, под № 88…вероятно, это та самая шкатулка, о которой г. начальник главного штаба пишет мне». «…Майер нашёл две шкатулки: одну тёмно синюю, с надписью золотыми литерами: Miss Maria Cazalet, другую – красную, при коей на ключике имелся на ленте билетик с надписью: pou M.de Birch. Но обе… не были опечатаны и, так сказать, открыты, ибо ключи от них находились у того же барона Боде”
Выяснилось, что в Старый Крым Боде прибыл через сутки после смерти графини. Барону Боде, ешё при жизни, графиня поручила распродать своё имущество, а все вырученные средства отослать во Францию, в город Тур, некоему господину Лафонтену. Боде исполнил волю графин. Маер же больше всего интересовался бумагами, которые были в шкатулке. Но их не было. Были допрошены местные жители. Они рассказали, что на ней был, ещё один костюм, плотно закрывающий её с головы до ног. Татарин Ибрагим – мальчик пятнадцати лет, рассказал: Я видел графиню перед смертью, она много бумаг сожгла. А один свиток поцеловала и положила в шкатулку. Граф Пален 4.01.1827 г. писал Нарышкину.”Г. генерал Бенкендорф препроводил ко мне письмо на имя барона Боде, из которой видно подозрение на некоторых лиц, ….в похищении и утайке бумаг её. … . Дополнительное следствие, по истечении которого Палену было доложено.”Факт похищения бумаг установить удалось, но фамилии похитителей неизвестны”.
Губернатор Нарышкин поручил следствие чиновнику Ивану Браилко. Барон Боде. вручил ему два письма графини де Гаше. Эти письма вместе с отчетом о следствии были немедля отправлены в Санкт-Петербург В 1913 году писатель Луис Алексис Бертрен (Луи-де- Судак) создал франко-русскую комиссию- которая сделала вывод, что графиня Гаше действительно похоронена в Старом Крыму.
Во время оккупации Крыма в 1918 г. немецкие офицеры фотографировались возле захоронения Гаше. На плите были видны королевские вензеля Марии-Антуанеты. В 1913 году художник Л.Л. Квятковский нашёл могильную плиту и зарисовал её. В 1930 году другой художник П.М.Туманский также видел и зарисовал эту плиту. Рисунок сейчас находится в Петербургском архиве. В 1956 году Симферопольский краевед Фёдор Антоновский показал плиту Р.Ф. Колояниди и её брату, Николаю Заикину, который и сфотографировал плиту. Впоследствии Антоновский подарил это фото, клубу любителей истории Севастополя. Могила находилась вблизи армяно-григорианской церкви Сурб Аствацацин (Святой Богородицы). Церковь снесли в 1967 году. В 90-х годах, эту плиту Виталий Колояниди, вместе с музыкантом Константином, принес к себе домой.
В 2002 году, Виталий показал плиту, своему товарищу, краеведу Колесникову Э.В. В 1990-х годах Константина лишают жизни, прямо рядом с захоронением Миледи. Виталий погиб 9.05. 2004 года. Что интересно в 1992 году, когда мы путешествовали по Крыму вместе с исполнительницей роли Миледи в фильме “Три мушкетёра”, Маргаритой Тереховой, то Маргарита попросила меня заехать в Старый Крым, не зная всей этой истории. И сейчас, когда вы едете в Феодосию и Коктебель, то проезжаете рядом с прахом графини Жанны де Валуа Бурбон, Графини Де Ла Мот, графини Де Круа, графини Гаше, Миледи.
Автор: Гидронавт-исследователь СССР. Анатолий Таврический