Не думала я, что Валерий Брюсов сможет так нежно передать картину женского общества, а именно еврейских девушек. Стихотворение "Еврейским девушкам" описывает время, как я поняла, когда автор путешествовал по европейским странам, наблюдая за течением жизни и складом быта жителей этих стран.
Мне понравилось, как он с такой грустью и тягучей тоской описывает девушек: "Как черные волосы упруги на темени, Как странен огонь в ваших черных зрачках". Я подумала, что поэт сидел где-то в парке или в уличном кафе, осматривая окрестности, и его взгляд поймал гуляющих красавиц. Некоторым читателям невдомек, как можно наслаждаться издалека прекрасным станом, гибкими формами и горящими страстью глазами еврейских прелестниц. И поэт отлично передал из образ в своем произведении.
В поэме автор упоминает известные библейские имена Ревекки и Рахили, сранивая их с современными барышнями. И я увидела, как, уже оказавшись в морозной и снежной России, поэт с грустью предается воспоминаниям о солнечных деньках в Европе. Он с удивлением осознает, что эти еврейские красотки придают смурной русской погоде некий свет, яркость красок, жгучую страстность. Мне подумалось, что в своих строках он хочет задержать эти образы красоток, чтобы в ненастные дни с любовью и нежностью вспоминать их и наслаждаться теплом их взора.
Валерий Брюсов "Еврейским девушкам".
Красивые девушки еврейского племени,
Я вас наблюдал с тайной дрожью в мечтах;
Как черные волосы упруги на темени,
Как странен огонь в ваших черных зрачках!
В Варшаве, и в Вильне, и в задумчивом Тальсене
За вами я долго и грустно следил.
И все мне казалось: стремитесь вы в вальсе
Неизбежном, над тайной бессмертных могил.
Как будто в вас ожили виденья библейские,
И матерь Ревекка, и дева Рахиль,—
Отвеяны помыслы ненужно-житейские,
И в новом жива вековечная быль.
Еврейские девушки! в холодной России
Вы — бессонная память о знойной стране,
Живое преданье о грядущем Мессии вы…
Девушки-матери, близки вы мне!
Любоваться их красотой и красочностью, чтобы снежные холмы и жгучий холод не давил на психику, чтобы пасмурные дни превратились в ясные и солнечные, пусть и в мыслях автора, пусть даже на бумаге, а бумага, как известно, может сохранить память на долгие века. И теперь читатели могут пойти по стопам поэта, окунувшись в тепло удивительных женских образов.