Сегодня будет пост на одну тему, которая касается советского прошлого и сталинских концлагерей — тема очень страшная, но не написать о ней нельзя, потому что как хорошо говорится в одной поговорке — кто не знает прошлого, у того нет будущего.
Поговорка кстати полностью применима к многим пост-советским странам — они полностью забыли все ужасы советского строя (словно их и не было никогда), а кое-где начались сперва робкие, а потом всё более наглые и настойчивые попытки обеления преступлений сталинизма — всё для того, чтобы подвести "теоретическую базу" под вечное правление одного обнулённого товарища из советского КГБ, который спит и видит себя новым Сталиным и "собирателем земель".
Попытка это обречена на провал — времена империй, которые одной рукой подсовывают под нос флаги парады, а другой прячут мёрзлые трупы, давно прошли — в информационную эпоху обманывать людей и скрывать правду становится всё сложнее. Как невозможно скрыть и то, что на самом деле происходило в ГУЛАГе — сотни и тысячи документальных свидетельств преступлений жут своего часа и настоящей десталинизации общества, которая обязательно состоится в ближайшие десятилетия — потому что никакой другой дороги в будущее нет.
А сегодня я расскажу вам про ещё один ужас ГУЛАГа — каннибализм, который был достаточно распространённым явлением в сталинских концлагерях.
Откуда появлялись каннибалы?
Для начала давайте посмотрим, откуда вообще в системе сталинских концлагерей ГУЛАГа могли взяться каннибалы. В СССР (большая часть территории которого была бывшей Российской империей), традиций каннибализма не существовало — такие традиции существуют у некоторых племён Центральной и Западной Африки (например, в Либерии) и являются частью всяких мрачных древних ритуалов — но европейской и азиатской частям бывшей РИ такие традиции не свойственны.
Очевидно, что заниматься каннибализмом людей могли заставить только страшные обстоятельства, в которые люди не должны попадать в принципе — обстоятельства крайнего и затяжного голода, мучений и пыток и прочего подобного. Подобные обстоятельства советская власть создавала с завидной регулярностью — например, случаи каннибализма были нередкими во времена искусственно организованного советскими властями Голодомора в Украине — если в старые времена во время голода люди могли уйти на заработки в город, то во времена Голодомора 1930-х годов голодающие деревни оцеплялись войсками — чтобы никто не мог их покинуть.
Страшное эхо Голодомора продолжало акукаться и десятилетия спустя — даже те, кто выжил в страшный голод, был непоправимо травмирован всем увиденным. Советский маньяк и каннибал Андрей Чикатило вспоминал, как его пугала в детстве мать — "не ходи со двора! Степана съели, и тебя съедят!".
Нечто подобное происходило и в ГУЛАГе — люди там попадали в нечеловеческие условия, в которых переставали быть людьми. В этом и заключался главный ужас этой системы — она уничтожала не только тело, но и душу, внутреннюю суть человека. Даже если заключённый выходил из лагеря живым, он уже никогда не был тем, кем был прежде.
Остров людоедов имени Сталина.
По российскому телевидению показывают бравурные репортажи о Сталине, но никогда не расскажут про остров людоедов. В 1933 году в СССР начал разворачиваться маховик репрессий — точно так же, как и в нацистской Германии в обществе были выделены группы людей, которые подлежали уничтожению — нацисты отбирали "ненужных" по национальному признаку, а совки — по классовому. Кстати, часто эти группы в обоих тоталитарных режимах пересекались — и совки, и национал-социалисты отправляли в концлагеря гомосексуалистов, представителей религиозных меньшинств, "тунеядцев" и просто политических противников.
В мае 1933 года из-за переполненности концлагерей в районе Томска тысячи заключённых высадили на острове Назино — высадили на крошечном и пустынном острове без пищи и инструментов. Людям приказали строить бараки — но многие были уже на пределе сил. Пытавшихся бежать расстреливала охрана, обезумевшие люди тонули в окружающих остров болотах. Через пять дней на остров привезли мешки с мукой — люди дрались за неё, уносили в прямо в ладонях, шапках и платках, и ели, смешивая с речной водой.
Спустя семь дней начались первые случаи каннибализма — сперва съели трупы тех, кто погиб в болотах и от пуль концлагерной охраны. Позже начали выбирать тех, кто был на грани смерти, и вот-вот готовился умереть — объясняя это тем, что так им будет даже проще. Архивы полны страшных свидетельств о том, как назинские заключённые разводили костры и жарили на ивовых прутьях человеческое мясо своих товарищей по несчастью.
В Назинской трагедии выжило всего чуть более двух тысяч человек — из почти семи тысяч изначально привезенных на остров заключённых. Но по телевизору вы не услышите об этой страшной трагедии, превратившей людей в чудовищ — там вам только расскажут о лучшем в мире советском мороженом…
«Кабанчик». Как зэки ели друг друга.
Другой пласт советского сталинского каннибализма касается побегов заключённых из нечеловеческих условий концлагерей — от ежедневных издевательств и постоянного страха смерти. Эти случаи были достаточно массовыми и касались сразу многих концлагерей — особенно тех, что были расположены в северных частях РСФСР — в районе Воркуты, Аркагалы, Колымы, Норильска, Трансполярной магистрали и многих других подобных мест.
Вот как это происходило — для побега из лагеря заключенный (или, чаще, небольшая группа из 2-3 заключенных) выбирала зэка из собственных товарищей по бараку, которого тоже подбивала на побег. За глаза такого зэка называли "кабанчик", "телок", "корова", "тушёнка", "консервы" — само обилие таких слов говорит о том, что явление было массовым и распространённым в разных частях страны.
Человека, назначенного "кабанчиком" (обычно из простоватых деревенских парней, не догадывающихся о своём предназначении) обильно подкармливали той немногочисленной калорийной едой, которую удавалось достать через посылки с воли — например, сгущённым молоком. Побег предстоял длинным (обычно концлагеря находились в слабонаселённой местности), и когда у бежавшей группы заключённых заканчивались съестные припасы — они убивали откормленного "кабанчика" и ели его…
Помню, в девяностые годы в одной из газет я читал подробную историю одного такого заключённого, рассказанную им самим. В статье было множество подробностей — например о том, что "кабанчик" до последней секунды пребывал в неведении — "с удовольствием лопал всё, что ему приносили, и ни о чём не догадывался" (цитата). Поедание человеческого мяса навсегда изменило психику этого человека, и в своём письме он признавался, что и спустя годы после побега из лагеря несколько раз пробовал человеческое мясо — умалчивая об обстоятельствах, в которых это происходило.
Страна без победивших.
В качестве послесловия хочется ещё раз сказать о том, что большинство нынешних пост-советских стран так и не осознали в полной мере то, чем на самом деле был ГУЛАГ и как он непоправимо изменил и страну, и тех кто не в ней жил. В бесчеловечной сталинской системе не было победивших, все были проигравшими, ГУЛАГ разложил всех — и тех, кто сидел, и тех, кто охранял. Кто знает — не являются ли современные случаи каннибализма на пост-советском пространстве ещё одним страшным последствием ГУЛАГа? Кто знает…
В будущем обязательно появятся исследования о том, какой антропологический сдвиг произошёл в XX веке. Как метко написал обо всём этом поэт Игорь Кохановский — "Держава, обессиленная в пытках, ещё не знала о потерях сущих. Не знала, что количество убитых откликнется ей качеством живущих".
Редакция не несет ответственность за содержание информационных сообщений, полученных из внешних источников. Авторские материалы предлагаются без изменений или добавлений. Мнение редакции может не совпадать с мнением писателя (журналиста)