Андропов в Крыму.
15 июня 2020 года исполнится бы 106 лет со дня рождения Юрия Владимировича Андропова. До сих пор его биография окутана тайной, а оценки его деятельности носят весьма противоречивый характер. Кроме того, Андропов – был, пожалуй, самый закрытый из всех советских мый ни….
Юрий Андропов был редким гостем в Крыму. Отдых он всегда объединял с лечением. Поэтому отдыхал с семьей в санаториях Кисловодска и в Минеральных водах . Из-за тяжелого заболевания почек, полученного еще со времен войны, генсек часто вынужден был корректировать режим труда и отдыха. А последние несколько лет жизни болезнь постоянно давала о себе знать и серьезно вмешивалась в планы Андропова. Врачи море не рекомендовали.
Да и в отличие от своих предшественников Хрущева и Брежнева, Андропов его не любил. Предпочитал горы и лес. Не любил также самолеты. Поэтому ездил в основном поездом. К примеру, в Крым он тайно на спецсоставе доезжал до станции "Пролетная", в 10 километрах от Симферополя. А уже оттуда кортеж следовал в Ялту. А уже в Крыму для поселения часто оставлял правительственную дачу на ЮБК и конспиративно останавливался в предгорных охотничьих домиках, которые строились в свое время для Никиты Хрущева.
Юрий Андропов с семьей во время отдыха в Кисловодске (август, 1974 год)
С Крымом судьба связала его уже перед смертью, последние два отпуска Юрий Андропов провел на полуострове. Опять же в отличие от своих предшественников, отдыхать предпочитал не летом, а в сентябре. Кроме того, он впервые ввел запрет на перекрытие дорог и центральных трасс на полуострове во время движения кортежа.
Однако, сотрудники ГАИ и КГБ все-таки перекрывали движение по трассам, по которым ездил в Крыму Андропов. Но делали это тайно и выборочно. Например, пропускали троллейбусы, рейсовые автобусы и некоторые легковушки. Однажды одну легковушку они так и пропустили.. В сентябре 1982-го, когда кортеж генсека ехал из Симферополя в Ялту.
Проезжая Алуштинский автовокзал и поднимаясь на Кастельский перевал, вдруг со стороны спуска на поселок Лазурный на трассу с противоположной стороны, прорвалась "шестерка". За рулем был пьяный сержант милиции, который находился в отпуске. В салоне были его друзья – спортсмены-борцы, которые опаздывали на самолет в Симферополь. Милиционер, дежуривший на посту, посочувствовал своему коллеге и пропустил машину.
После этого "Жигули" понеслись на огромной скорости в сторону горы Кастель. Впереди кортежа Андропова ехала милицейская "Волга", экипаж которой проверял, все ли в порядке на дороге. Не заметить несущуюся "шестерку" милиционеры, конечно, не могли. Попытки остановить "Жигули" оказались безрезультатными. Тогда водитель "Волги" принял решение идти на таран. Они не могли разминуться, да и не имели на это право, и столкнулись лоб в лоб. От удара "шестерка" перевернулась, один пассажир погиб, другие покалечились. Милиционеров на "Волге" пришлось также госпитализировать, а одному даже делали трепанацию черепа. Место, где перевернулась "шестерка", очертили мелом и сдвинули на обочину к "Волге".
Разбитые машины пришлось экстренно заслонить проезжавшими мимо троллейбусами, так что Андропов даже не узнал, что его кортеж мог попасть в ДТП. Однако о происшествии узнал …. "Голос Америки". В эфире "вражеской" радиостанции прозвучала новость с пометкой «срочно»: "Сегодня в Крыму на секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова было совершено покушение. Силами спецслужбы оно было предотвращено". Как произошла утечка информации, до сих пор остается загадкой.
на таком ЗИЛе-117 и ездил Андропов
Дважды Юрия Владимировича в Крыму встречал первый секретарь Крымского обкома партии – Виктор Сергеевич Макаренко. Он руководил местным последних 5 лет. По рекомендации В.Щербицкого должен был ежегодно перед началом летнего сезона лично посещать каждую правительственную дачу, чтобы убедиться в их полной готовности к приему гостей.
Однако перед первым приездом Андропова на госдачу№1 Макаренко позвонил руководитель КГБ Александр Чебриков и отчитал местного руководителя за своеволие. "Впредь перед посещением правительственных дач прошу информировать меня лично", – прокричал он в телефонную трубку. Только потом крымский секретарь обкома узнал, что перед приездом Андропова на дачу завезли медицинское оборудование.
Юрий Андропов (слева) и Виктор Макаренко (справа)
Виктор Сергеевич хорошо помнит встречу Андропова в сентябре 83-го. Уже на даче после обеда, генсек самостоятельно не мог подняться. «На помощь пришли охранники. Сделав несколько шагов, он начал приседать. Его подхватили и, поддерживая под руки, повели к машине. Никто из присутствующих не проронил ни слова» – вспоминал бывший руководитель Крымской области.
Зная состояния здоровья генсека, сотрудники 9-го управления всегда были «начеку». Благодаря им однажды Андропов чуть было не упал. Случилось это также в Крыму, во время встречи с руководителем Южного Йемена Али Насер Мухаммед. После беседы пошли обедать. Когда обед закончился, Юрий Владимирович поднялся и пошел к двери, чтобы попрощаться с гостями. Но, едва протянув руку Мухаммеду, резко побледнел. Лицо приобрело медовый оттенок, и он пошатнулся. От падения защитил один из охранников, который сразу же подставил стул.
Юрий Андропов на прогулке с охранниками (Крым, осень 1982)
В какой-то момент, отдыхая, Андропов почувствовал себя лучше и перебрался в горы, в правительственную резиденцию «Дубрава-1», где отдыхали и охотились Хрущев и Брежнев. Андропову там понравилось, он дышал свежим воздухом.
Звонил в Москву и говорил веселым, бодрым голосом. Зная его любовь к пешим горным прогулкам и большой риск простуд и переохлаждения, для генсека оборудовали места его остановок на горных маршрутах. Лесники и сотрудники КГБ за несколько дней сделали и установили на двух полянах деревянные лавки и покрыли их пледами. Да и места подобрали такие, где не было сильных сквозняков, тени и влажности.
Андропов в армейской накидке и с пледом провел на полянах и в резиденции несколько часов. Однако, то ли он сбился с обозначенного маршрута, то ли остановок для отдыха оказалось было мало, но вовремя своей последней прогулки в горы он присел на холодный камень. Личный врач генсека Евгений Чазов, потом неоднократно обвинял сотрудников 9-го управления за невнимательность, которая стоила руководителю государства жизни. Гнойное воспаление (флегмона) развивалась стремительно. Через две недели Андропова срочно транспортировали в Москву. К трапу самолета в симферопольском аэропорту привезли на спецмашине. Поднимали уже на носилках. Так печально закончилась его последняя поездка в Крым, последняя поездка в жизни…