Как заставить человека замолчать? Прибегнуть к шантажу, сунуть кляп в рот, замочить в сортире — всё это эффективно, но нецивилизованно.
Недемократические политики демократических стран предпочитают SLAPP, аббревиатуру, обозначающую «стратегический иск против общественного участия».
Проще говоря, журналист Сережа опубликовал расследование о министре Пете, Петя вчинил иск на сто тысяч триллионов, чтобы работник пера сначала потратил все сбережения на адвокатов, а потом захлопнул пасть пожизненно, усвоив полученный урок.
Именно это и произошло в случае с Йоавом Ицхаком, одним из ведущих журналистов-расследователей, и лидером партии «В нашем доме никогда не будет праймериз», простите, «Наш дом Израиль».
Ицхак опубликовал серию статей, в которых выдвинул серьезные подозрения по адресу Авигдора Либермана — от взяточничества до запугивания свидетелей, от переговоров, которые сыновья политика вели с израильским подрядчиком в далекой Москве, до странного благоволения прокурора Шая Ницана к самому Либерману.
Будучи человеком горячим, Йоав Ицхак назвал главу НДИ «мафиози», после чего тот вчинил ему целых два SLAPP-иска.
В одном из них процитировано пресловутое слово «мафиози» в качестве главного примера клеветы, вылитой на честного и неподкупного парламентария и экс-министра.
Журналист отправился на первое заседание, где его ожидал сюрприз.
Сначала судья Элиана Даниэли потребовала, чтобы два иска были объединены в один.
Затем представитель истца, адвокат Ярон Костелиц, внезапно заявил, что упоминание «мафиози» из объединенного иска будет убрано.
Великодушный Либерман решил со сжатыми зубами перетерпеть оскорбление? Ну-ну.
Судя по всему, дело обстоит гораздо проще. Костелиц обеспокоен тем, что в ходе процесса, который будет долгим и звучным, вскроются и подтвердятся описанные в расследованиях Йоава Ицхака факты.
Будь то откаты, странные заграничные вояжи, запугивание свидетелей, переводв миллионных сумм на счет подставных компаний. Что произошло, если бы, не дай Бог (да простит нас Шура Кушнир за упоминание высшей силы), уже не журналист, а суд охарактеризовал бы такое поведение как «мафиозное»?
После ухода Шая Ницана у главы партии «Наш дом Израиль» с юридической системой что-то не заладилось.
Верховный суд отказал ему в иске к Главному раввинату, указав, что ДНК-проверки делаются с частотой одна-три в год, и что 97% соискателей на подтверждение еврейства это подтверждение получают.
Теперь адвокат Либермана идет на попятную, поскольку опасается, что его клиента, чего доброго, сравнят с Доном Корлеоне.
Нам же остается напомнить лидеру русскоязычной партии старую поговорку: «На каждый роток не накинешь платок».