Кодекс Алеппо – самый авторитетный рукописный экземпляр Библии, бережно передававшийся из поколения в поколение. Однако в конце 40-х годов прошлого века бесценный манускрипт был утерян, а когда спустя десятилетие его обнаружили вновь, почти половина текста была утрачена. Что же произошло с рукописью на самом деле?
Фильм о судьбе кодекса решил снять израильский режиссер-документалист Ави Дабах, причем такой выбор он сделал не случайно: его прадед был сторожем той самой Большой синагоги в сирийском городе Алеппо, где на протяжении 600 лет хранился манускрипт, пока (в неполном виде) не попал в руки израильских властей.
Хахам Эзра Дабах хранил один из двух ключей от металлического сейфа, стоявшего в подвале синагоги, где и находился манускрипт. «В детстве я слышал, что сейф откроется, только если оба сторожа вставят свои ключи одновременно. Многие евреи специально приходили помолиться в ту синагогу, ибо в ней хранилась святыня, но подержать ее в руках могли только немногие избранные», – рассказывает Ави Дабах. Своего прадеда, переехавшего со всем семейством из Сирии в Иерусалим в 1925 году, он никогда не видел, поскольку родился много позже.
В детстве Ави Дабах очень интересовался историей манускрипта – тем более что его семья имела к нему непосредственное отношение. С возрастом интерес этот только возрос и превратился в поистине навязчивую идею. «Я решил снимать фильм о кодексе, чтобы узнать правду о нем, об обстоятельствах его исчезновения», – рассказывает режиссер, преподающий основы кинопроизводства в нескольких учебных заведениях по всему Израилю.
Режиссера интересовали не только непосредственные обстоятельства исчезновения ценнейшего артефакта, но и то, как сирийская еврейская община пережила лишение столь ценной реликвии. «Здесь, в Израиле, манускрипт должен был храниться в руках у выходцев из Сирии, коль скоро в самом Халебе община распалась и евреи оттуда уехали. Тот факт, что они не получили документ назад, следует рассматривать как огромную несправедливость», – убежден Дабах. Совсем недавно он запустил краудфандинговую кампанию по сбору средств на съемки и уже набрал более половины необходимой суммы. Лента получила рабочее название «Потерянная корона». Продюсировать фильм взялась Юдит Манассен Рамон.
Рукопись Танаха, ставшая впоследствии известной под именем «Кодекс Алеппо», была создана в первой половине X века в Тверии. Кодекс давно считается самым авторитетным рукописным экземпляром Танаха. Изначально рукопись принадлежала караимской общине Иерусалима, но во время Первого крестового похода (1099 год) она оказалась в руках захвативших город христианских рыцарей. Из Иерусалима кодекс попал в Каир, а оттуда, уже в XIV веке, – в Алеппо. Великий еврейский мудрец Маймонид считал алеппский документ самой достоверной версией Танаха. Особая ценность этого документа заключается в том, что, в отличие от Свитков Мертвого моря и других еврейских документов позднеантичной и раннесредневековой эпох, в нем проставлены знаки огласовок (некудот) и кантилляции (интонации).
На протяжении нескольких сотен лет кодекс оставался в Алеппо, но в 1947 году (когда стало известно о решении ООН разделить Палестину и создать на части ее территории еврейское государство) там вспыхнули антисемитские беспорядки. Во время одного из погромов Большая синагога Алеппо тоже была подожжена. В этом пожаре была уничтожена и значительная часть бесценного манускрипта. На протяжении десятилетия документ считался утраченным, но в 1958 году он неожиданно попал в руки сотрудников Института по изучению еврейских общин арабских стран, созданного по инициативе второго президента страны Ицхака Бен-Цви. Только спустя много лет выяснилось, что документ контрабандой вывез в Израиль один из сирийских евреев, спрятав его в механизме стиральной машины. Однако, вместо того чтобы попасть в руки главного раввина общины выходцев из Алеппо, кодекс был вручен сотрудникам «Сохнута», которые передали его сотрудникам Института Бен-Цви. Было установлено, что утрачено примерно 200 страниц манускрипта (около 40 процентов общего объема), составляющих почти все Пятикнижие.
В 2013 году вышла посвященная истории кодекса книга Матти Фридмана The Aleppo Codex: In Pursuit of one of the World’s Most Coveted, Sacred, and Mysterious Books. Автор приходит к выводу, что утраченные 200 страниц не погибли в пожаре, а были похищены уже в Израиле одним из сотрудников Института Бен-Цви. В 80-х годах рукопись из института была передана в Храм Книги – одно из подразделений Музея Израиля в Иерусалиме.
Судьба Кодекса Алеппо, по мнению Дабаха, похожа на участь других культурных реликвий, вывезенных в Израиль в 50-е годы, когда происходила массовая репатриация из стран ислама. «Имело место массовое разграбление культурного наследия евреев из арабских стран, – убежден он. – Известно много случаев, когда старинные книги, вывезенные, например, из Йемена, внезапно исчезли или же были присвоены государством. Тогдашняя ашкеназийская элита считала выходцев из мусульманских стран слишком примитивными, по умолчанию полагали, что они не смогут обеспечить своим сокровищам должный уход, следовательно, все подобные реликвии считалось необходимым передавать государству».
В своем будущем фильме Ави Дабах надеется не только проследить судьбу легендарного документа, но и пролить свет на богатую историю еврейской общины Алеппо, из которой он сам происходит. «Не уверен, что смогу открыть новые факты из многострадальной истории кодекса. Но я ведь правнук сторожа синагоги Алеппо и не сомневаюсь, что уже одно это распахнет передо мной многие двери», – уверен кинематографист.
Роберт Берг