Китайский лидер — это единственный президент на встречи с которым Путин никогда не опаздывает
Обозреватель авторитетного германского издания Die Welt Эдуард Штайнер пишет о страхе россиян перед своим новым «другом», а также о причинах, по которым российское руководство толкает страну в неласковые объятия китайского дракона.
Торговая война с США возрождает «холодную любовь» между Китаем к Россией. Но они не равные партнеры: китайцы – это те азиаты, с которыми приходится считаться всерьёз. У россиян эта «дружба» пробуждает многовековые страхи.
Такой помпезной китайской делегации в России никто не видел со времен Мао. 5 июня Китайский лидер Си Цзиньпин со свитой из 1000 человек прибыл в Москву на целых три дня , а затем отправился на Международный экономический форум в Санкт-Петербург. Путин — его «лучший друг», сказал Си, говоря о «прекрасном будущем» для двух стран.
А в субботу Путин подарил ему большую коробку с мороженым на 66-й день рождения со словами «я рад, что у меня есть такой друг, как ты». Казалось, что два соседа, которые никогда не ладили друг с другом, а во второй половине 20-го века несколько раз были на грани полномасштабной войны, наконец нашли друг друга.
На первый взгляд у таких заявлений есть основания, — пишет Штайнер. По крайней мере, как показывает динамика экономического сотрудничества последних лет: связи действительно становятся все теснее.
Например, доля Китая в российской торговле почти удвоилась за последние пять лет, и теперь составляет пятую часть российского внешнеторгового оборота, что делает Китай следующим по важности после Германии торговым партнером России.
Только за предыдущий год товарооборот увеличился почти на четверть до 108 миллиардов долларов.
Но это вовсе не говорит о том, что эти отношения равные и партнерские.
Ведь при ближайшем рассмотрении – оказывается, что условия на которых совершаются эти сделки – фактически кабальные для России.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного: Китай, который более десяти лет не отпускал русских с крючка, ведя бесконечные переговоры, просто выжидал, когда наступит оптимальный момент для «нанесения удара», момента когда его северный сосед в своем тяжелом положении будет вынужден согласиться на любые условия. И такой момент настал, — пишет Штайнер.
Китаю его северный сосед нужен в лишь качестве поставщика дешевого сырья, в китайском экспорте Россия играет незначительную роль. Чего не скажешь про Россию – ведь Китай для Москвы критически необходим в качестве инвестора, в условиях, когда можно забыть о дешевых западных кредитах.
Из этой ситуации, Китай, с его заведомо жесткими переговорными позициями, намерен получить для себя максимум.
У этой истории нет сослагательного наклонения, поэтому нельзя сказать, какими бы были эти отношения сегодня, если бы Запад не ввел никаких санкций в отношении России, а Америка с тех пор не начала торговой войны с Китаем.
Впрочем Пекин и Москва и ранее делали пробные шаги навстречу друг-другу, например, российский нефтяной гигант Роснефть в 2009 году авансом получил от Китая шесть миллиардов долларов для поставки 48,4 миллиона тонн нефти к 2010 году, а затем в 2013 году был подписан контракт на 25 лет на сумму 250 миллиардов долларов.
Однако реальный экономический обмен только набрал силу после того, как произошла аннексия Крыма в 2014 году, которая вбила клин между Западом и Москвой.
Вскоре после этого между Китаем и Россией было подписано соглашение о поставках газа сроком на 30 лет стоимостью 400 миллиардов долларов.
Газопровод, построенный специально под этот контракт должен быть введен в эксплуатацию к концу года.
Кремль, который прекрасно осознает свое бедственное положение пытается делать хорошую мину при плохой игре.
В свою очередь, простые россияне настроены куда более скептически. Хотя важность Китая как союзника стала очевидной после аннексии Крыма: уже 40 процентов россиян считают, что КНР занимает второе место после Беларуси в рейтинге ближайших союзников России, однако в личной беседе вы вряд ли найдете хоть кого-то, кто бы не выражал своего скептицизма, или даже страха перед китайцами.
Один из главных (не лишенных основания) опасений заключается в том, что китайцы могут в конце концов захватить российский Дальний восток.
Автор публикации подчеркивает важную деталь: Путин, который нередко отпускает шуточки в адрес глав иностранных государств — никогда не позволял себе шутить про китайцев.
Страх Путина перед Китаем отражается и в том факте, что Си – единственный глава государства, на встречу с которым Путин никогда не опаздывает, при этом другие главы государств нередко вынуждены ждать его в течение нескольких часов.
Потому что Путин знает, что Си никогда не спустит оскорбления, в отличие от своих западных коллег.
КИТАЙ НА КАРТАХ КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ