Для Ирана господство над Сирией является ключом к осуществлению давней мечты о «шиитском полумесяце», простирающемся через Ирак, Сирию и Ливан до Средиземного моря, и установлении постоянного наземного, воздушного и военно-морского присутствия на границах Израиля.
Закрепление Ирана в этом статусе будет представлять неприемлемое изменение баланса сил, которое Израиль обязан предотвратить даже ценой возможной войны. Проблема в том, что Израиль ведет оборонительную игру и, в конечном счете, если Иран действительно настроен решительно, такая тактика обречена на проигрыш.
Израиль может многократно атаковать военные транспорты и базы. Но даже в случае 99 процентов успешных атак, что маловероятно, Иран все равно сможет постепенно наращивать свое присутствие в Сирии, так же, как это было в Ливане. Это потребовало десятилетий, но на сегодня арсенал «Хизбаллы», насчитывает 130 тысяч ракет и является стратегической угрозой.
Нельзя допустить, чтобы Сирия стала вторым Ливаном. Администрации США при Обаме и Трампе, по сути, оставили Сирию на откуп России и Ирану. При этом Россия оказалась единственным фактором, способным хотя бы частично стабилизировать ситуацию и предотвратить столкновение Израиля с Ираном, как в Сирии, так и напрямую.
Однако, на сегодняшний день Россия по разным причинам лишь частично преуспела в том, чтобы играть сдерживающую роль. После инцидента с российским самолетом-разведчиком, хотя Израиль и продолжает действовать в Сирии, российские ограничения достаточно серьезны, даже без учета влияния новых батарей ПВО С-300.
Более того, Россия не смогла добиться отвода иранских сил и сил «Хизбаллы» на 60-80 километров от израильской границы, не говоря уже о том, чтобы удовлетворить требование Израиля о полном выводе иностранных войск. На самом деле, Иран и «Хизбалла» проникают в сирийскую армию и фактически берут под контроль целые подразделения. Но ввиду ухода США у Израиля все равно нет иного выбора, кроме как обращаться за помощью к России, чего бы это ни стоило, в попытке сдержать Иран.
Однако, если Иран продолжит свои усилия по закреплению в Сирии, а попытки Израиля прекратить это путем точечных ударов окажутся недостаточными, возможно, Израилю понадобится нанести удар по целям, представляющим серьезную ценность для сирийского режима. Это может начаться с чисто военных объектов, чтобы послать ясный сигнал, но не исключен удар и по правительственным объектам режима Асада. Если и это не окажет влияния, Израилю придется рассмотреть возможность нападения на стратегические цели в самом Иране.
Это будет рискованной эскалацией, но лучше сделать это сейчас, пока соглашения еще удерживают Иран от обладания ядерным оружием, чем в будущем, когда он, возможно, его получит.
Чак Фрейлих