Россия в четверг предостерегла США от военного вмешательства в Венесуэле, которая является близким союзником Москвы, заявив, что такой шаг приведет к катастрофе.
Лидер венесуэльской оппозиции Хуан Гуаидо в среду объявил себя временным президентом. Он заручился поддержкой Вашингтона, что побудило действующего лидера социалиста Николаса Мадуро разорвать дипломатические отношения с США.
В интервью российскому журналу «Международная жизнь», опубликованном в четверг, замминистра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что Москва поддержит Венесуэлу в том, что касается защиты ее суверенитета и принципа недопустимости вмешательства в ее внутренние дела.
Отвечая на вопрос о возможном военном вмешательстве США в Венесуэле, Рябков заявил, что Вашингтон должен оставаться в стороне.
«Мы предостерегаем от этого, – сказал он. – Мы считаем, что это было бы катастрофическим сценарием, который сотрясет основы той модели развития, который мы наблюдаем в регионе Латинской Америки».
Рябков не упомянул Мадуро по имени, но дал понять, что Москва поддерживает его правительство.
«Дружескую нам Венесуэлу, нашего стратегического партнера мы поддерживали и будем поддерживать», – сказал он.
В Кремле пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Россия считает незаконной попытку узурпации власти оппозицией в Венесуэле и предостерегает третьи страны от вмешательства в дела республики.
Он добавил, что Москва по-прежнему считает Мадуро легитимным главой Венесуэльского государства.
«Попытку узурпации верховной власти в Венесуэле мы считаем противоречащей и нарушающей основы и принципы международного права», – сказал представитель Кремля.
Песков подчеркнул, что Москва «самым внимательным образом» отслеживает развитие событий в Венесуэле.
«В том числе мы обеспокоены заявлениями, которые не исключают какое-либо вмешательство извне, вмешательство третьих стран в развитие событий, во внутренние дела Венесуэлы. Считаем такое вмешательство недопустимым, способным иметь весьма негативные последствия, а слова о мерах какого-то силового воздействия считаем весьма опасными», – сказал представитель Кремля.
«Господин Мадуро является легитимным главой государства Венесуэлы», – отметил Песков, назвав неуместным вопрос о том, готова ли Москва предоставить политическое убежище Мадуро, если он об этом попросит.
Аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин считает, что позиция Кремля, оказывающего сейчас моральную поддержку Каракасу, во многом обусловлена экономическими соображениями, хотя и не только ими. По его прогнозу, в случае смены режима в Венесуэле большая часть из тех 17 млрд долларов, которые вложены российскими структурами в эту страну, скорее всего будет потеряна.
«Если бы вдруг Москва поддержала новый политический режим в Каракасе, то можно было бы ожидать, что венесуэльская госкомпания PDVSA останется верной своим обязательствам, например, перед Роснефтью и другими российскими компании, — добавил он. — И тогда они могли бы рассчитывать на то, что сохранят свои контракты».
В то же время, как кажется аналитику, в любом случае при новом режиме, каким бы он ни был, Москва потеряет военные контакты в Венесуэле из-за российской поддержки Чавеса и Мадуро.
«Но и политические издержки, естественно, тут велики, имея ввиду прежде всего имиджевые потери. — уточнил он. — Ведь Россия своим присутствием в Венесуэле, как и Сирии демонстрирует претензии на роль глобальной силы и великой державы».
Вместе с тем Михаил Крутихин сильно сомневается в том, что Москва будет придерживаться прагматического курса в данном случае: «Пока я вижу, что вся внешняя политика Кремля основана не на логике и предвидении событий, а на сиюминутных интересах и указаниях Путина, которые зачастую очень некомпетентны как политически, так и экономически».
Эксперт предположил, что Москва здесь в ущерб себе пойдет до последнего и будет поддерживать Мадуро до самого конца.
Блогер, в прошлом генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко также объясняет реакция Москвы на события в Каракасе далеко не одними потенциальными экономическими потерями.
«Кстати, надо бы еще выяснить, в чьих все-таки карманах в результате осели эти миллиарды долларов, вложенные а Венесуэлу, — заметил он. — Но главное все же заключается в том, что путинский режим поддерживает все близкие ему по духу диктатуры по всему миру».
По мнению Игоря Яковенко, Мадуро в этом плане совсем не исключение.
«Сюда же следует отнести режим Асада, ЦАР и ряд других африканских стран из того же ряда. — перечисляет он. — Это то, что называется демонстрацией социально-политической близости. Кроме того Кремль де-факто занимается производством всяких неприятностей для цивилизованных стран, в первую очередь США. Исходя из этого принципа, он и поддерживает все выше названные государственные образования. Так что здесь все гармонично и объяснимо».
Вместе с тем, по словам журналиста, Кремль смотрит сейчас на Каракас, как в зеркало, пытаясь заглянуть в свое будущее и понять, что его ждет. Отсюда некоторая паника и истерика, резюмировал он.
Виктор Владимиров