22.11.2024

Стратегия, которая вырисовывается для России на ближайшие годы, широко известна в мире как “идеи чучхе”


Главный вывод, который можно сделать из пресс-конференции Путина, в общем-то не является откровением: "…никаких значимых усилий к примирению с Западом Путин и российская власть в целом предпринимать не намерены и не будут… ".

Соответственно тут и заложена главная проблема среднесрочной перспективы развития России: большинство заинтересованных людей из бизнеса, политики и науки считают, что Россия нуждается в серьезном рывке по всем направлениям жизни. И в экономике, и в политике, и в науке.

В противном случае отставание от ведущих стран, которое все усиливается, рано или поздно приведет Россию в третий мир и, в конечном итоге, к дезинтеграции не только как государства, но и вообще как социально-культурного явления.

Существование в режиме "судана" в наших широтах и на наших просторах – невозможно. Особенно если учесть, что нынешняя власть, даже оказавшись в "суданском" контексте, будет до последнего цепляться за свою ракетно-ядерную дубинку. А эта дубинка мало того что будет высасывать последние соки из нашего таежного "судана", но и требует совершенно не свойственной ему технологической культуры.

Таким образом, упомянутый выше рывок-скачок-прыжок или, как теперь модно говорить, "прорыв" (с необходимостью которого согласен и Путин) – безальтернативен.

Но вот тут начинаются разногласия. Большинство этих самых заинтересованых лиц считают, что этот прорыв невозможен без нормальных отношений с Западом. Даже не потому, что мы разделяем его ценности, а потому, что технологические инновации и их финансирование без Запада – невозможны. Ни в области технологий, ни с точки зрения рынка капиталов Западу нет альтернативы.

Однако Путин (пожалуй, здесь он находится практически в гордом одиночестве) считает, что такой прорыв возможен и при нынешних (или даже худших) отношениях с Западом.

На чем зиждется эта его уверенность – непонятно. 

Допустим, он вполне мог так думать еще пару лет назад. Типа, Китай нам даст все, что мы хотим! И деньги, и технологии.

Но теперь уже понятно, что, оказавшись перед дилеммой "укрепление Путина – конфликт с Западом", Китай выберет хорошие отношения с Западом.

Опять же не потому, что разделяет его ценности, а потому, что вся его экономика зиждется на доступе к западным рынкам. Причем не только к рынкам сбыта, но и к рынкам капиталов и инноваций.

Еще меньше шансов заменить Запад путем конструирования каких-то экзотических альянсов с Турцией, Ираном или арабскими шейхами. Или в попытке расколоть Европу. Или в размене Курил на капиталы и технологии из Японии. Эта вся комбинаторика – не более чем остроумное интриганство: никакой стратегической значимости она не имеет.

Очевидно, что конструкция "осажденной крепости" срисована Путиным со сталинского СССР. Но даже Сталин осуществлял индустриализацию на основе западных технологий и с помощью западных специалистов. 

И отнятый у крестьян хлеб он продал не в Китай или Индию, а на Запад.

И войну он выиграл с помощью западных денег и технологий, с помощью западного оружия и накормив страну западной едой.

И даже когда после войны опустился железный занавес, он либо эксплуатировал пленных немецких инженеров, либо занимался масштабным промышленным шпионажем. То есть в конечном итоге, опять же, "заимствовал образцы" на Западе.

Но не будем здесь заниматься подробным анализом ошибочности путинской позиции. Она ведь от этого не поменяется! Просто зафиксируем факт ее наличия.

Таким образом, стратегия, которая вырисовывается для России на ближайшие годы, такова: мы будет осуществлять прорыв "с опорой на собственные силы", то есть реализовывать чистый и беспримесный концепт, широко известный в мире как "идеи чучхе". 

Я думаю, с тем же, в конечном итоге, результатом. Некоторым людям, кстати, этот результат нравится. Сразу замечу, что я себя к этим людям не отношу. А вы?

Автор: Кох Альфред источник


67 элементов 1,028 сек.