1. За прошедшие 8-10 месяцев резко уменьшились оценки запаса прочности системы. Если весной подавляющее большинство наблюдателей давало ей от пяти до десяти лет, то сейчас те же самые люди оценивают запас прочности в два-три года, непременно оговаривая возможность ухудшения прогноза.
2. Первопричиной ухудшения ситуации считается кардинальное снижение качества управления и управляемости на всех уровнях и во всех частях системы, что выражается, в частности, в росте числа управленческих ошибок и глупостей.
3. Тренд снижения популярности верховной власти оценивается как необратимый в своей фундаментальности и ведущий к тому, что система лишится своей главной опоры.
4. Еще не апокалипсические, но крайне тревожные ожидания охватывают бюрократию всех уровней и финансово-экономические круги. Ощущение приближающего исторического финала впервые стало столь ощутимым.
5. Никто всерьез не верит в возможность переломить негативные тренды и спасти систему. Хотя спасение системы постараются имитировать, на самом деле происходит переход к групповым и личным стратегиям спасения.
6. Главная из этих стратегий предельно цинична – урвать кусок напоследок. (История наступления ПИКа в Кунцеве показательна.) В бытовом поведении бюрократии и элит усиливается сознательное и бессознательное игнорирование любых общественных конвенций. (Сюда уходят корни возмутительных заявлений ряда функционеров.)
7. В случае формирования в стране дееспособной оппозиции развитие негативных для Кремля тенденций резко ускорится.
8. После смерти главы ГРУ в армейских и околоармейских кругах резко усилились настроения в пользу нейтралитета в случае политического кризиса. «Оппозиция нам неприятна, но выступать против нее мы не будем».
Автор: Валерий Соловей
Источник: aurora.network