15.01.2025

СИОНИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ


В 1516 году в Иерусалиме отмечены три общины евреев: сефарды во главе с рабби Давидом Шошаном, ашкеназы во главе с рабби Иосифом Колоном и «арабизированные» во главе с шейхом Ицхаком. Через сто лет отмечены лишь две общины: сефарды и ашкеназы. Считается, что «арабизированные» влились в состав общины сефардов.

Хотя сефарды впервые появились в стране ещё в 11 веке, самый большой наплыв случился после изгнания евреев христианскими королями Испании и Португалии.

6.В 1512 году Страну Израиля захватили турки-османы. Они были заинтересованы привлечь в свою империю богатых еврейских беженцев из Испании и других христианских стран. Евреи держали в своих руках значительную часть торговли, в том числе морской торговли с Индией. Пряности из Индии сделали еврейских торговцев самыми богатыми людьми Европы.

 

Правда, в Страну Израиля больше стремились раввины, сюда переселились корифеи как Иосиф Каро (1540) и его ученик Моше Кордоверо, рабби Моше Альшейх из Адрианополя в Турции. Эти и многие другие раввины осели в Цфате, где ещё до этого, с 11-го века, существовала община местных арабоязычных евреев. Цфат стал центром еврейской учёности. Были также попытки испанских беженцев поселиться в сёлах Галилеи, где уже находились арабоязычные евреи: Пкиин, Кфар Ясиф, Кабул. В Эйн Зейтун, где арабоязычные евреи-феллахи обитали с 11 по 18 век, была создана широко известная ешива, которая просуществовала до 1601 года, когда её разгромили мусульмане.

И всё же прибыли не только раввины. Оказалось, что в Страну Израиля стремятся также насильно крещённые евреи. Донна Грация Мендес Наси, она же Беатрис де Луна, получила согласие от папы Римского похоронить останки её мужа Франсиско Мендеса Бенвениште на Масличной горе в Иерусалиме. Затем эта самая богатая женщина Европы покинула родную Португалию, в которой запахло инквизицией. Она не только получила наследство от своего богатого мужа и его брата, но и сумела установить контроль над их торговыми и финансовыми агентами. Донна Грация отказала всем женихам, которые сватались к ней самой и к её дочери, чтобы богатство не перешло к этим женихам, среди которых были члены королевских семей.

Через Антверпен, Венецию и Феррару, где Донна Грация открыто перешла в иудаизм, она добралась до Стамбула (1553). Здесь она стала признанным лидером еврейской испаноязычной общины. В то время как папа римский пустил в ход инквизицию, сжигая крипто-евреев на кострах, Донна Грация организовала сеть по переправке этих людей в Турцию и другие страны. А также бойкот торгового порта Анкона в Папской области Италии.

Донна Грация сумела получить от султана Сулеймана Великолепного права на заброшенный город Тверия и вложила вместе с султаном немалые суммы в его восстановление. После её смерти начинание продолжил её племянник Иосиф Наси, который привлекал евреев в Цфат и Тверию. Он инициировал создание текстильных предприятий в Цфате, которые позволили тамошней общине не полагаться только на «халуку». Евреи заново поселились в Тверии, и она стала, наряду с Иерусалимом, Хевроном и Цфатом, «городом-убежищем», где власти обязались обеспечить евреям укрытие от насилия и грабежа со стороны соседей. Со временем в эти города потянулись евреи из других городов и сёл Палестины.

Без большого шума или благословения султана, евреи ашкеназы прибывали в Святую Землю одновременно с беглецами из Испании. Так, знаменитый каббалист рабби Ицхак Лурия прозванный Ашкенази, родился в Иерусалиме в 1534 году. Его отец прибыл в Иерусалим из центральной Европы. В 1620 году в Иерусалиме поселился раввин и каббалист Исаия Горовиц.

31 мая 1665 года в Газе был провозглашён Мессия, Шабтай Цви. Тот, кто провозгласил нового Мессию, Натан из Газы, он же Авраам Натан Биньямин бен Элиша Халеви Ашкенази, родился в 1644 году в Иерусалиме, тогда как его отец Элиша Хаим бен Яаков Ашкенази родился в Польше, и стал видным членом ашкеназской общины Иерусалима.

Поскольку иерусалимская община не признала Шабтая Цви, он удалился в родной Измир, где был восторженно встречен евреями и возглавил общину. При этом он объявил, что евреи должны переселяться не в Иерусалим, а именно в Газу. Впрочем, его взлёт был кратковременным. Люди султана быстро пресекли деятельность Шабтая Цви, поставив его перед выбором: принять ислам или погибнуть. Шабтай принял ислам, хотя втайне пытался соблюдать еврейские обычаи, за что был сослан в Чёрногорию.

Последователи Шабтая Цви были разочарованы поведением своего пророка, его движение рассыпалось и подверглось проклятиям ортодоксальных раввинов. Но не умерло. В 1697 году рабби Ехуда Хасид из Дубно на Волыни призвал евреев подняться в Иерусалим. В 1700 году он прибыл к цели во главе 1000 сторонников и умер через три дня… В конечном счёте, его сторонники были изгнаны из Иерусалима, часть переселились в Цфат, где присоединились к местной ашкеназской общине.

Ещё через два года рав Авраам Ревиго из Ливорно (Италия) прибыл в Яффо, и с ним 25 членов его семьи и сторонников.

В 1777 году Менахем Мендл из Витебска прибыл в Эрец Исраэль во главе группы 300 хасидов и обосновался в Цфате. Затем переселился в Тверию, и наконец в Пкиин. 300 хасидов, многие с семьями, должны были найти пропитание, и поэтому рассредоточились.

В 1808 году группа хасидов во главе с равом Менахем Мендлом из Шклова прибыла в Хайфу, затем поселилась в Тверии, и наконец перебралась в Цфат. В 1815 году эта группа перебралась в Иерусалим. Это был рискованный шаг, ведь после изгнания хасидов из Иерусалима в 1700 году ашкеназам было запрещено появляться в этом священном городе. Пришлось выдавать себя за сефардов, сменить одежду и фамилии, разговаривать на иврите… Затем в течение всего 19 века группы религиозных евреев, без большого шума, переселялись из Восточной Европы в Иерусалим и Цфат.

Большую помощь евреям Палестины оказал выходец из Ливорно, британский богач и филантроп Мозес Монтефиоре. Конечно, он помогал не только евреям Палестины, и вообще не только евреям. Однако именно в Палестине его помощь принесла наиболее видимые результаты. Идея Монтефиоре, как и его предшественника 17 века Иосифа Наси, была в том, чтобы «подарить беднякам удочку, которой те поймают рыбу».

Евреи Палестины не имели собственных источников дохода и были вынуждены полагаться в основном на внешнюю помощь (халуку). Монтефиоре старался улучшить условия быта не отдельным лицам, распределявшим деньги «халуки», а всей общине. Новый жилой квартал Ямин Моше (Монтефиоре), мельница Монтефиоре, плантация цитрусовых, которую он приобрёл у Яффо – это лишь отдельные видимые примеры его деятельности.


70 элементов 1,607 сек.