По сообщениям ряда СМИ, Армия обороны Израиля размещает танковые подразделения на границе с Ливаном. Военные возводят искусственные насыпи над стеной шириной 6−8 метров, отделяющей страны друг от друга.
Этот процесс противостояния в районе границы Израиля и Ливана, а также в районе израильско-сирийской границы связан с усилением шиитского Ирана и резким обострением ситуации в регионе. За последнее десятилетие иранцы, опираясь на дружественные им шиитские вооруженные ополчения в Ираке, Сирии и Ливане, а также на дружественные им политические партии, группировки и государственные ведомства смогли в значительной степени взять эти страны под свой контроль. Проникновение Ирана в эти государства носит многоплановый характер. Если они и не полностью контролируют Ирак, Сирию и Ливан, то могут влиять на их политику и размещать на их территории свои вооруженные подразделения, а так же строить там заводы по производству ракет.
В последние месяцы иранцы стали размещать в Сирии и Ираке свои ракетные системы, нацеленные на Израиль с дальностью до 700 км. Кроме того, по некоторым сведениям, в ракетных системах ПВО С-300, которые РФ передает союзнику Ирана, Асаду, будут задействованы иранские операторы. Фактически в руках Ирана окажется тогда и сирийская система ПВО. Кроме того, Иран продолжает укреплять силы своих сторонников в Ливане.
В Ливане в военном и политическом отношении доминирует шиитская вооруженная милиция «Хезболла», финансируемая Ираном. Фактически, это ударные силы Ирана, выдвинутые против Израиля, хотя бойцы «Хезболлы» – это местные ливанские шииты. Ракетный потенциал организации насчитывает 100-120 тыс ракет, нацеленных на Израиль. Кроме того, «Хезболла» располагает одной из наиболее боеспособных армий в регионе по оценке военных экспертов. Это, прежде всего, подразделения герильи, специально заточенные под партизанско-диверсионные операции против израильской армии. Но одновременно «Хезболла» располагает полноценными пехотными и бронетанковыми соединениями, противотанковыми подразделениями и силами спецназа. Ее главное оружие – ракетные войска.
В 2006 году в ходе военных действий «Хезболлы» и ее военного крыла (ИС – Исламское сопротивление) против Израиля «Хезболла» держала под обстрелом север Израиля в течение нескольких недель. Это привело к параличу израильской экономики: 2 млн израильтян вынуждены были находится в бомбоубежищах или мигрировали в центральные районы страны, превратившись в беженцев. В итоге израильские ВВС смогли уничтожить значительную часть ракетных систем «Хезболлы».
Сегодня вооруженный потенциал «Хезболлы», активно участвовавшей в военных действиях в Сирии на стороне Ирана и Асада, вырос, по оценке военных экспертов, в 17 раз, а ее ракетный потенциал увеличился в 10 раз. Это и есть та угроза, которой противостоит Израиль в Ливане. Израиль сегодня располагает наиболее мощными вооруженными силами в регионе. В военно-техническом отношении у него есть большое превосходство над Ираном и «Хезболлой». Израильские ВВС не уступают английским или французским.
Греческий герой Ахиллес был сильнее всех троянцев вместе взятых, но у него было уязвимое место… Ахиллесова пята Израиля – его крошечная территория. Это делает экономику Израиля крайне уязвимой для ракетных ударов. Если месяцами держать под обстрелом страну, это может привести к экономической и социальной катастрофе.
Но в Израиле сделали свои выводы после войны 2006 года. В случае повторения массированных ракетных обстрелов территории Израиля, он, в отличие от 2006 года, скорее всего, задействует все свои силы, превратив войну в тотальную. Израиль уже заявил, что в этом случае он готов нанести удары по территории Ирана. Не говоря о Сирии, которую он и так постоянно бомбит. Речь идет об исключительно опасном асимметричном военно-политическом противостоянии Израиля и Ирана, с заранее неизвестным исходом военных действий.
Политическая карта и сама модель противостояния на Ближнем Востоке полностью изменились в последние годы. Произошло колоссальное усиление Ирана. Самое удивительное, что это случилось в условия крайней неустойчивости, экономической и политической нестабильности иранского режима, против которого непрерывно происходят более-менее массовые протесты – от студенческих демонстраций в Тегеране до охватившей недавно весь Иран забастовки водителей-дальнобойщиков. Страна находится в ситуации тяжелого экономического и социального кризиса, цены растут, надвигается острейший водный кризис, постоянно вспыхивают протесты. И тем не менее, Иран сумел создать так называемый "шиитский полумесяц" из союзных ему государств – от границ Ирана до Средиземного моря. Кроме того, иранцы проникли в Йемен, где идет теперь война, как и в Сирии и где их союзники – шиитские повстанцы -хуситы, контролируют примерно четверть территории страны, включая ее столицу – Сану.
Все это вызвало огромное недовольство арабских стран во главе с суннитской Саудовской Аравией, а так же Израиля. Впервые арабо-иранский (и, одновременно, в какой-то мере суннитско-шиитский) конфликт вышел на первое место, оттеснив на второй план арабо-израильские противоречия. Саудовцы и их арабские союзники ввели войска в Йемен для противостояния иранским союзникам – хуситам. Так же обострились отношения Израиля и Ирана, и одновременно стал складываться союз между Израилем и флагманом арабского анти-иранского движения – Саудовской Аравией.
Если вспыхнет война между Израилем и «Хезболлой», то далеко не факт, что она ограничится территорией Ливана и Израиля. Израильские ВВС совершили в последние полтора-два года 200 налетов на сирийскую территорию, уничтожая там иранские объекты и подразделения «Хезболлы». В свою очередь, Иран наращивает своей ракетный потенциал в Ираке, Сирии и Ливане, нацеленный на Израиль. Полномасштабный вооруженный конфликт Израиля и «Хезболлы», если вдруг он произойдет, станет частью того противостояния Израиля и ряда арабских государств с одной стороны и Ирана и его союзников с другой стороны, которое является сегодня определяющим для Ближнего Востока. И оно может охватить различные страны региона, особенно Сирию.