НАТО вернет в Европу ядерные наземные ракеты средней и меньшей дальности. Это плохо для России.
РСМД был подписан в 1987-м Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым, и это был первый документ из серии соглашений, которые изменили ход мировой истории, свернули противостояние двух вооруженных до зубов военных блоков и закончили эпоху холодной войны.
Во время той холодной войны группа ядерного планирования была, наверное, самой важной и самой скрытой инстанцией в штаб-квартире НАТО, которая вырабатывала союзную стратегию и тактику применения нестратегического ядерного оружия в случае возможной общеевропейской конфронтации между НАТО и силами Варшавского договора.
Много раз Европа была на грани прямого военного столкновения советского блока с западным: в 1949, 1956, 1962, 1973 годах, а также в 1983 году, когда военное напряжение достигло предела из-за размещения в Европе сотен крылатых ракет “Томагавк” наземного базирования и баллистических “Першинг-2” с ядерными головными частями. Эти “евроракеты” были ответом Альянса на массовое производство и развертывание советских мобильных баллистических ракет “Пионер” УТТХ с дальностью до 5500 км и тремя разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением (РГЧ ИН) по 150 килотонн каждая. “Евроракеты” разрабатывали и производили в Америке, но именно в группе ядерного планирования НАТО согласовывали их размещение и правила применения.
“Пионер” существенно сместил баланс сил в пользу СССР и дестабилизировал военно-политическую ситуацию, но и ответные “евроракеты” вызвали панику в Москве: их было развернуто меньше, забрасываемый ими вес был существенно меньше, но точность и скрытность оказалась в десятки раз выше. Наш Генштаб тогда (как и сегодня) настойчиво навязывал Кремлю наихудший возможный сценарий развития событий, что США и НАТО начнут войну коварным и бесчестным обезглавливающим ударом с целью физически уничтожить высшее военно-политическое руководство. Совершенно революционные для начала восьмидесятых высокоточные маневрирующие и самонаводящиеся боевые баллистические блоки “Першинг-2” оставляли мало шансов спастись, и начальники поспешили подписать РСМД на основе “нулевого варианта” Рейгана — полной взаимной ликвидации целого класса наземных ракет средней и меньшей дальности.
Это сегодня многие в России называют РСМД несправедливым, невыгодным и почти предательским, а в 1987-м никто в военно-политическом руководстве всерьез не возражал.
Холодная война тогда закончилась, Варшавский пакт и СССР — развалились, и исчезла угроза большой войны в Европе. США сами, в одностороннем порядке полностью ликвидировали боевые блоки для ядерной артиллерии и все прочее наземное тактическое ядерное вооружение по всему миру. На складах в Европе еще остается пара сотен ядерных американских бомб для ВВС союзников на случай войны, но несколько десятилетий практически никто не собирался и не готовился их применять. Они превратились в политический аргумент, в символ готовности США защищать союзников даже в наихудшим варианте. Группа ядерного планирования НАТО заседала, но смысла в этом было мало вплоть до сегодня.
Российская армия и флот возродились на триллионах нефтедолларов. Со складов вновь извлекли и развернули во всех округах спецполки ядерной артиллерии: 2С4 “Тюльпан”, 2С7 “Пион” и “Малка”. Тысячи тактических ядерных блоков морского, воздушного и наземного базирования развернуты по всем азимутам обороны. Генштаб утверждает — а Кремль поддакивает, — что шахтные пусковые установки Aegis Ashore американских противоракетных баз в Румынии и Польше могут быть предназначены для запуска КРБД вместо противоракет SM-3 с целью внезапного “обезглавливающего удара”.
То есть враги могут ликвидировать политическое руководство, запугивают Кремль генералы, добиваясь дополнительных ассигнований. В Кремле, естественно, боятся.
И вот, обвиняя США в том, что они, прикрываясь ПРО, нарушают РСМД, развернули и наши свои наземные КРБД, которые на Западе именуют “Новатор” 9M729 или SSC-8. По утверждению американской разведки, эти КРБД накрывают всю Европу, что в Москве, естественно, отрицают. Но развернули свою “ответку” наши пока пропорционально — две ракетные части на две их базы в Польше и Румынии. Очевидно, предполагается торг: вы уберете, и мы — уберем.
Группа ядерного планирования НАТО 4 октября в Брюсселе на уровне министров обороны долго и подробно, по словам главы Пентагона Джеймса Мэттиса, обсуждала проблему РСМД и варианты ответных действий. Некоторые страны Альянса настаивают, что надо уже сейчас признать, что РСМД — мертв, и начать подготовку к развертыванию нового поколения сверхточных, умных и скрытных “евроракет”, способных выискивать и уничтожать движущиеся наземные цели. Этот вариант потенциально ставит под удар основные российские силы ядерного сдерживания — шахтные и мобильные МБР (межконтинентальные ракеты) РВСН. Это намного хуже любой перспективной ПРО и, главное, технически выполнимо в сжатые сроки.
Может рухнуть основа стратегической стабильности, а вместе с ней надежда на устойчивое холодное противостояние.
Другие страны НАТО высказываются осторожнее, но никто, как утверждает Мэттис, не отрицал факта нарушения Россией РСМД. И Мэттис, и Столтенберг, суммируя общее мнение, резко осудили Россию, действия ее военного ведомства, включая все отравления и всяких хакеров в нагрузку к РСМД, назвав подобные действия “неприемлемыми, наглыми, безответственными, попирающими действующие договоры и основы нравственности”.
Американская позиция по РСМД, представленная послом США при НАТО Кей Бейли-Хатчисон, сводится к тому, что надо всем вместе давить на Москву, чтобы та вернулась в рамки договора, а если нет, то начать развертывание ответных аналогичных “евроракет”. Мэттис сообщил, что доложит Дональду Трампу о том, что союзники едины в осуждении Росси, и представит варианты ответных действий, а президент, мол, решит, что делать. Торговаться по базам евроПРО у Москвы также, похоже, не получится: они развернуты на двухсторонней договорной основе и формально к НАТО не относятся, Иран продолжает наращивать ракетный потенциал, а Румыния с Польшей не относятся к “умеренным” и будут против закрытия баз.
В Норвегии начинаются и продлятся пару месяцев большие маневры The Trident Juncture 2018 на море, в воздухе и на суше с целью проверить возможности коллективной обороны НАТО отразить крупномасштабную агрессию. Уже началась переброска сил и средств со всех концов Европы и из-за океана, а последний немецкий контингент покинет Норвегию только в декабре, перед Рождеством. Участвуют в общей сложности до 45 тысяч военнослужащих, 150 летательных аппаратов и до 60 кораблей. Они должны остановить и разгромить наступающего с севера воображаемого противника, который “уже занял пол-Норвегии и рвется на юг”.
Будет проверена способность мобилизовать силы и средства, перебрасывать их на большие расстояния, формировать и поддерживать многонациональные силы в суровых условиях и в бездорожье. Прислать контингенты обещали все 29 стран — членов НАТО плюс нейтральные Финляндия и Швеция, не желающие формально вступать в Альянс, но конкретно готовые вместе воевать с вероятным противником. Часть учений будет, кстати, проходить в Швеции и Финляндии.
Терпение на Западе, похоже, вконец истощилось, и даже традиционно умеренные и дружественные страны готовы следовать генеральной линии Альянса.
Источник: "Новая газета"