В прошлом видео я сказал о том, что существующая политическая система заточена на договорняки и междусобойчики. И что эта система переваривает любого, кто пришел даже с благими намерениями, неизбежно превращая все в дерьмо. К сожалению, это правда, и именно поэтому я считаю, что никакие выборы не изменят ситуацию, пока мы не изменим саму систему.
Давайте я расскажу вам о том, как это происходит, на собственном примере.
Я принял предложение стать губернатором Одесской области для того, чтобы быстро реформировать ее и чтобы на ее примере люди в других областях захотели таких же реформ.
С политической точки зрения мне ни в коем случае не стоило делать этого — риски для меня, успешного политика, были слишком высоки. Любой политконсультант в такой ситуации сказал бы "не лезь туда, ограничься даванием советов". Но у меня было слишком большое желание помочь украинцам построить успешную страну, чтобы я обращал внимание на такие мелочи, как угрозы моему имиджу.
Кроме того, я поверил Порошенко, который убеждал меня в том, что реформы продвигаются так медленно не потому, что их никто не хочет делать, а потому, что люди просто не понимают, как их нужно проводить. И я подумал о том, что лучшим учебником для правительства, для других губернаторов и мэров, будет наглядный пример реформирования одной из самых сложных областей – Одесской. Поэтому я согласился на это предложение и возглавил область.
А дальше система начала переваривать и меня — втягивая в договорняки и междусобойчики. У губернатора практически нет никаких полномочий, поэтому, если хочешь сделать что-то — нужно с кем-то договориться. Ты мне — я тебе, это работает только так.
Хочешь получить полномочия по реформированию Одесской таможни? Помоги скинуть Яценюка, а то он против и без этого ничего не получится. Это было хотя бы не против моих принципов, так как Яценюк действительно топ-коррупционер. Правда, на его место пришел такой же коррупционер, а вся контрабанда пошла через другие таможни, но ты ведь получил право увольнять коррумпированных таможенников на Одесской таможне?
Хочешь, чтобы были отменены драконовские акцизы, пошлины и разрешения для малых виноделов? Тогда не называй коррупционером Кононенко, а то без него я не смогу набрать голосов за это решение. Не можешь о нем сказать ничего, кроме того, что он коррупционер — тогда молчи о нем вообще. Ты ведь Мартыненко обличаешь? Вот о нем говори сколько хочешь, но не о Кононенко.
Хочешь, чтобы сверхплановая часть доходов от таможни шла на трассу Одесса — Рени? Помоги избраться в Верховную Раду Березенко, а то у нас голосов за это решение без него не хватит. Ну и что, что он коррупционер? Что для тебя важнее — деньги на трассу в стратегическом регионе или еще один мелкий жулик в Раде, которая и так кишит ими? Не будет Березенко в Раде — не будет трассы. И ты сидишь и думаешь: но ведь трасса так необходима и множеству людей, и стране — может, стоит ради этого подавить рвотный рефлекс и помочь избраться Березенко? Да, это большое пятно на репутации, но ведь трасса так нужна Украине…
И так везде и всегда. Ты просто не можешь сделать ничего хорошего, не договорившись с какой-то мразью, не поступившись своими принципами. А даже если поступаешься принципами и жертвуешь ради благого дела своей репутацией — ничего принципиально не меняется. Контрабанда идет на другие таможни, малых виноделов продолжают гнобить уже другие ведомства, а чтобы не дать обещанные на трассу деньги, таможне устанавливают гораздо больший план, чем раньше.
Поэтому я и говорю, что на кого бы вы ни сменили на выборах Порошенко, система съест даже самого хорошего человека и превратит его в дерьмо. Если он не будет поступаться принципами, то в парламенте, контролируемом олигархами и бандитами, не пройдет ни одна его инициатива, а Кабмин, формируемый путем междусобойчиков, будет саботировать любые начинания. Если поступаться принципами — система найдет, как обнулить твои инициативы. Избежать превращения в полное дерьмо порядочному человеку можно только одним способом — подать в отставку и уйти из этой системы. А что-то изменить на самом деле, можно только сломав эту систему. По-другому никак.
Mikheil Saakashvili