13.10.2024

Наполеон: в поисках августейшего чрева…

+ +


Наполеон обожал Жозефину де Богарне – свою повелительницу, супругу, императрицу. Но в 1809 году, когда стало ясно, что она не принесет ему потомства, император принял решение о разводе. К концу жизни у Наполеона уже не оставалось никаких иллюзий в отношении любви…

…В 1814 году, после падения наполеоновской империи, Мария-Луиза Габсбургская, состоявшая в браке с гусаром, уехала к себе в Австрию, забрав с собой сына, короля Римского…

«Я хочу жениться на королевской утробе», – говорил Наполеон. Тогда, в 1809 году, слава его достигла апогея. Он только что победил австрийскую армию под Экмюлем и Ваграмом, разбив пятую коалицию неприятеля. Наполеон настоял на заключении Венского мира и заключил союз с «царем всея Руси» Александром I.

yrE4JqO

Но он уже разменял пятый десяток. Он облысел, пополнел, бока оплыли жирком. Это уже не тот генерал Буонапарте с пронзительным орлиным взором, которого обуревали честолюбивые планы. Но он всегда верил в себя, в свою счастливую звезду. Эта вера помогла ему завоевать власть и славу. И подчинить себе Европу.

Империя Наполеона насчитывала 170 департаментов. Он диктовал свои законы Берлину, Вене, Риму… Никто – ни генералы, ни женщины – не могли сопротивляться ему. Но для кого все это могущество и всевластие?

Для кого сооружал он эту империю, сравнимую разве что с Римской империей или с владениями Карла Великого, если он не может передать ее по наследству? Эти мысли преследовали его постоянно. «Я ищу чрево», – повторял он, ибо чрево императрицы уже не могло плодоносить.

 

 

original

Жозефина

Он смотрит на Жозефину. Ей 46 лет. С 1796 года она его супруга, а 2 декабря 1804 года, в присутствии огромного числа гостей и самого Папы римского, в парижском соборе Нотр-Дам он возложил ей на голову корону императрицы. Он любит детей Жозефины – Евгения и Гортензию де Богарне – и щедро одаривает их. Но…

Увы, не его кровь течет в их жилах! А ему так хочется основать новую династию, чтобы вписать свою страницу в многовековую историю французских правителей – от Хлодвига до Людовика XVI.

73931_or

Жозефина и Александр I в Мальмезоне

Сначала он думал, что все дело в нем самом: ведь от других мужчин Жозефина беременела. Но теперь-то он знает, что не в нем дело : в 1806 году от мимолетной интимной связи у него родился сын Леон. И все же сомнения остаются. Мать Леона Элеонора Денюэль де ля Плень была женщиной ветреной, кто ее знает…

Зато он полностью доверял Марии Валеска, благородной полячке, которую он «взял силой» в Варшаве. Он верит, что она любит его. 26 октября 1809 года она сообщила ему, что ждет от него ребенка. Они назовут его Александром.

04b41b1d4e21

Мария Валевская

Наполеон ликует. Он станет отцом, несмотря на свои 40 лет и вопреки мрачным предсказаниям Жозефины. Ведь она знала, что он хотел бы «жениться на королевском чреве», а это означало бы их развод, отмену церковью их брака во имя нового брачного союза.

Еще Фуше предупреждал Жозефину об амбициях Наполеона и убеждал ее согласиться на развод, продиктованный политическими требованиями. Только преемственность династии может упрочить Империю, которая останется слабой, пока у императора не появится законный наследник. В интересах всех, в том числе и Жозефины, чтобы на свет появился сын, которого назовут Наполеоном II.

А время не ждет. Наполеон знает, что он подвергается опасности. Знает, что на поле боя он играет со смертью и что враги мечтают убить его.

После восстания в Мадриде и жестоких репрессий 2 и 3 мая 1808 года революция охватила всю Испанию. Церковь объявила Наполеона Антихристом. На вопросы прихожан церковь отвечала:
– Откуда взялся Наполеон?
– Из ада и греха.
– Что ему предначертано?
– Лгать, грабить, убивать и угнетать.
– Считается ли убийство французов грехом ?
– Нет, наоборот: Господь и Отечество приветствуют это.

12 октября 1809 года в Шенбрунне 17-летний немец Фридрих Штапс, сын лютеранского министра Эрфурта, попытался приблизиться к Наполеону. У него был при себе нож.

«Я приказал ему подойти ко мне, – сообщал Наполеон министру Фуше, – и этот несчастный юнец, на вид весьма образованный, признался, что он собирался убить меня, чтобы освободить Австрию от французов. Я не заметил в нем религиозного или политического фанатизма. Он был в шоке, и невозможно было узнать от него что-то еще…».

Фридрих Штапс был расстрелян. Покушение показало, какую ненависть вызывает французский император и какой опасности он подвергается постоянно. Это укрепило желание Наполеона как можно скорее обрести наследника.

img_0365

Массо Фирмен. Портрет Жозефины

«Я хочу жениться на королевской утробе…» Он не сказал этого Жозефине в декабре 1809 года, когда объявил ей, что собирается развестись с ней. Она разрыдалась и сделала вид, что с ней вот-вот случится обморок.

«Вы, прекрасные женщины, не знаете преград. Всё, о чем вы пожелаете, должно быть исполнено! А я – раб, и нет среди мужчин другого такого раба. Чрево моей повелительницы не плодоносит, и против природы не пойдешь».

Он взволнован и расстроен, потому что любит эту женщину – вдову обезглавленного генерала де Богарне, любовницу Барраса и многих других. Страстно влюбленный, он женился на ней. Опытная женщина добилась того, что он пьянел от чувств.

«Проснувшись, я думаю только о тебе, – писал он. – Смотрю на твой портрет и вспоминаю вчерашний опьяняющий вечер. В ожидании новой встречи, mio dolce amore, целую тебя тысячу раз, но не больше, потому что у меня от этого кровь вскипает…» И в течение месяца какая строчка, каждая буква подтверждают его глубокую привязанность к ней.

«Не было ни одного дня без любви к тебе, ни одной ночи, чтобы не сжать тебя в объятьях, ни одной чашки чая без того, чтобы не проклясть славу и тщеславие, которые отдаляют меня от тебя, душа моя… Прощай, моя женщина, мое счастье, душа всей жизни моей, которую я так люблю и так боюсь. Я сжимаю тебя в объятьях и целую тебя в самое сердце, а потом чуть ниже, и еще ниже, и еще…»

ML_Duchess_Parma

Мария-Луиза Австрийская

Затем наступила полоса ревности. Изменница Жозефина открыто сказала ему, что считает себя свободной и что у нее есть любовники.

«Тысяча ножей пронзили мое сердце, – пишет ей главнокомандующий итальянской армии. – Не пронзай его еще сильнее. Без тебя я ничто. Не представляю, как бы я жил, если бы не встретил тебя… Другой такой любви не будет никогда. Излечиться от этой болезни невозможно».

Тут он приукрасил ситуацию. На самом деле о любви уже не было и речи. Чашу любви к Жозефине он выпил до дна. Остались лишь короткие встречи, приносящие разочарование и горечь. Наполеон пишет Жозефине :

«Мне кажется, ты злишься, когда я плохо отзываюсь о женщинах. Это верно: больше всего я ненавижу коварных интриганок. Я привык к добрым, спокойным и сговорчивым женщинам. Именно таких женщин я люблю. И если они избаловали меня, в этом не моя ошибка, а твоя…»

Наконец, Жозефина соглашается на развод и, не дожидаясь решения французской или римской церкви, аннулирует религиозный брак, провозглашенный 1 декабря 1804 года кардиналом Фешом… дядей Наполеона. Жозефина удаляется в Мальмезон – свою усадьбу близ Парижа.

«Мне сказали, что ты все время плачешь, – пишет ей Наполеон. – Это нехорошо. Надеюсь, сегодня ты сможешь погулять».

napoleons_farewell_to_josephine-large

Ласлетт Джон Пот. Прощание Наполеона с Жозефиной

Он хочет уменьшить страдания Жозефины и предлагает ей дружбу. Больше всего он боится, чтобы ее месть или тихая война между ними не навредили бы новому брачному союзу, который уже наметился.

Наполеон официально просит у русского царя руки его младшей сестры, но Александр I колеблется, тянет с ответом. Одновременно австрийский министр иностранных дел Меттерних предлагает руку эрцгерцогини Марии-Луизы, дочери императора Франца I.

Фуше (в прошлом цареубийца) настроен враждебно к браку с австриячкой, который мог быть истолкован как искупление вины за казнь Марии-Антуанетты в 1793 году. Ведь Мария-Луиза – племянница Людовика XVI! После недолгих колебаний Наполеон решает вступить в союз с потомком Габсбургов. Это позволит честолюбивому Наполеону влиться в семью легитимных королей. Теперь никто не посмеет назвать его узурпатором трона.

«Я пытался объединить идеи моего века с предрассудками готтов», – скажет он позднее Меттерниху. Его радует мысль о том, что он, Буонапарте, свяжет свою судьбу с представительницей династии Габсбургов.

431px-Marie-Louise_of_Austria,_Empress_of_French

Мария-Луиза Австрийская

23 февраля 1810, когда брачный контракт был уже подписан, Наполеон пишет свое первое письмо Марии-Луизе:

«Дорогая кузина, ваши блестящие качества и достоинства внушили нам желание позаботиться о них и прославить их. Обращаясь к Императору, вашему отцу, с нижайшей просьбой доверить нам счастье Вашего Императорского Величества, можем ли мы надеяться на то, что Вы благосклонно примите чувства, которыми вызван этот демарш?

Можем ли мы надеяться, что Ваше отношение к нему не будет продиктовано исключительно необходимостью подчиняться родительской воле? И если чувства Вашего Императорского Величества хотя бы немного склоняются в нашу пользу, мы готовы взять на себя заботу о том, чтобы во всем угождать Вам, надеясь доставить однажды удовольствие».

Как не похож этот текст на то, что генерал Бонапарт писал Жозефине четырнадцать лет назад, 15 июня 1796 года:

«Моя жизнь превратилась в постоянный кошмар. Ужасные предчувствия мешают мне дышать спокойно. Я уже не живу. Я потерял больше, чем жизнь, больше чем, счастье, больше, чем покой. У меня не осталось почти никакой надежды… Посылаю к тебе курьера. Он будет ждать в Париже четыре часа, после чего доставит мне твой ответ. Напиши мне страниц десять. Может быть, это немного успокоит меня».

Он помнит о своей страсти и не может в письме, адресованном Марии-Луизе, ограничиться формулами, продиктованными этикетом. Он удовлетворен этим политическим браком и много времени посвятил укреплению связей между собственной семьей и царствующей династией.

ph06869

Его сестра Полина стала мадам де Боргез, а брат Жером – королем Вестфалии. Наполеон гордится тем, что он стал «братом» и «кузеном» европейских принцев и королей. Этот брачный союз увенчал его политику монархической «нормализации».

«Отныне я – племянник Людовика XVI, моего бедного дяди. Основные расчеты, которыми пользовались англичане для нового разжигания войны на континенте, исходили из того, что я ставил себе целью свержение династий».

Он представляет себе, как европейские дворы признают его «своим».
Но что-то осталось в нем от пыла молодого генерала, который нарушает соглашения и не ждет официального оформления брака для того, чтобы уже в Компьене провести первую ночь с Марией-Луизой.
В свои сорок лет он обзавелся брюшком. Зато теперь он знаменит. Сердце его завоевано этой принцессой, 19-летней девицей, «привлекательной, наивной и свежей, как роза»…

Он хочет соблазнить ту, которую уже называет "mio bene" и "dolce amore". Два дня он провел с нею в Компьене. Завтрак им приносят в спальню. Он замечает на лицах родственников и Полины Боргез саркастическое удивление.

«Ко мне пришла красивая, молодая, прелестная женщина. И что же, я должен скрывать свою радость? Я не могу посвятить ей некоторое время, не подвергаясь порицанию? Значит, и сам я не имею права на несколько счастливых минут?»

12

Мария-Луиза Австрийская

Так и вышло: двадцать семь месяцев проживет он в «супружеской ловушке». Он забросит дела Испании, кровоточащей раны в боку Империи, и выпустит из рук бразды правления. Рождение сына 20 марта 1811 года погрузит его в состояние блаженства. Ведь это его наследник, «король Рима».

Прекрасные иллюзии! Он совершенно забыл, что настоящий хозяин тут – «природа вещей». Коалиция сколачивается заново. Русские снега поглотили Великую армию. И в каждой нации просыпаются свои патриоты. Наполеон терпит поражение.

В 1814 году Мария-Луиза бросает его. Знаменитые Сто дней – ничего не значащий эпизод. Она вернулась в свой мир, в мир Шёнбрунна, вместе с сыном, ставшим герцогом Рейхштадским. И Наполеон никогда их больше не увидит.

11

Мария-Луиза Австрийская с сыном

В 1791 году молодой лейтенант Бонапарт из гарнизона, расквартированного в Оксонне, пишет в своем дневнике:

«Любовь губительна для общества и для личного счастья, любовь – это болезнь, бред».

На острове св. Елены поверженный и плененный император повторяет, как эхо:

«Когда-то я был влюблен… Теперь я знаю, что любовь приносит больше печали, чем радости. Ангел-хранитель должен избавить людей от любви».

Макс ГАЛЛО – газета «Фигаро»


63 элементов 1,235 сек.