Сергею Параджанову выпало стать самым неоднозначным кинодеятелем СССР, режиссером, восхищавшим Запад, и трижды осужденным у себя на родине
Опасные связи
Сергей Параджанов. Фотография Юрия Михайловича Мечитова. Wikimedia
В Тифлисе до революции жил очень состоятельный армянин Овсеп Параджанян. Он был известен тем, что занимался антиквариатом и содержал элитный бордель. Естественно, после прихода к власти большевиков Овсеп потерял все свое состояние, но он не брезговал заниматься скупкой и продажей старинных, в том числе и краденных, вещей. У антиквара подрастали две дочки. Но какой мужчина не мечтает о сыне? Радостное событие случилось 9 января 1924 года. Мальчика назвали Саркисом. Пока он рос, отец пять раз отбывал в места не столь отдаленные, но каждый раз освобождался досрочно. Не избежал сумы и тюрьмы и его сын, которого по установившейся в СССР «традиции» всё русифицировать, стали называть Сергеем Параджановым.
Дом, в котором жила семья Параджанянов в Тбилиси. wikimedia
Впервые студента режиссерского факультета ВГИКа осудили в октябре 1948 года. Ему и еще шестерым молодым людям предъявили обвинения в однополых связях и приговорили к пяти годам тюрьмы. Сегодня многие историки предполагают, что дело было чисто политическое: основным фигурантом проходил грузинский писатель, полковник НКГБ (Народный комиссариат государственной безопасности) Николай Микава, который занимался еще культурными международными связями Грузии с Западом. Говорят, что именно эту общественную организацию (ГОКС – Грузинское общество культурных связей с заграницей) и хотели развалить под «благовидным» предлогом. Микаву военный трибунал войск МВД Грузинской ССР посадил на восемь лет. Параджанову и остальным сначала 5-летние сроки по амнистии уменьшили, а после подачи кассационной жалобы заменили на условные. Параджанов даже не предполагал, что через 25 лет эта судимость вновь всплывет в его судьбе.
По семейным обстоятельствам
Семейного счастья Сергей Параджанов за свою 66-летнюю жизнь так и не испытал. На последних курсах ВГИКа, в январе 1951 года, будущий режиссер женился на красивой татарской девушке Нигяр. Он познакомился с ней в Центральном универмаге, где она работала в парфюмерном отделе. У Нигяр была ортодоксальная семья, поэтому молодые люди сначала поженились, а потом рискнули сообщить об этом родственникам. Узнав, что дочь вышла замуж не за татарина, те устроили грандиозный скандал. Начали угрожать и требовать, чтобы она развелась с армянином.
Говорят, что родители Нигяр на тот момент договорились с богатым женихом, который даже успел выплатить им щедрый калым. Но влюбленная Нигяр отказалась уходить от мужа. Позднее Параджанов рассказывал друзьям, что братья девушки убили ее, толкнув под электричку.
После окончания ВГИКа Параджанова распределили на Киевскую киностудию. Сначала он прописался в общежитии, в комнате вместе с Александром Аловым, Владимиром Наумовым иГригорием Чухраем. Потом получил недалеко от Крещатика квартиру. В 55-м он познакомился с 17-летней Светланой Щербатюк – дочерью советского дипломата. Блондинка поразила режиссера своей красотой и молодостью, и вскоре они поженились. Однако семейная жизнь у молодых людей не заладилась, несмотря на то, что 10 ноября 1958 года у них родился сын Сурен.
По рассказам знакомых семьи и воспоминаниям супруги, Параджанов оказался довольно деспотичным мужем. При этом все деньги мог потратить на друзей или купить на последние копейки на барахолке какую-то безделушку вместо хлеба и молока. В их дом могло заявиться чуть ли не 40 гостей за раз. Они смотрели запрещенные фильмы, обсуждали их и не стеснялись критиковать советскую власть. Говорят, что именно в это время на Параджанова обратил внимание КГБ. В 1961 году, не выдержав такой жизни, Светлана ушла от Сергея вместе с 3-летним сыном.
Темная история
Сергея Параджанова, автора фильмов «Тени забытых предков» и «Легенда о Сурамской крепости», очень ценили и любили на Западе. Его имя ставили в один ряд с Федерико Феллини. Параджанов был неудобен советской власти, которую он сравнивал с фашисткой. Неудивительно, что на него пытались найти управу. И нашли прекрасный повод отправить за решетку человека, который любил как женщин, так и мужчин.
В начале декабря 1973 года по доносу некоего Петриченко, личность которого следствию установить не удалось, на Параджанова завели дело по обвинению в мужеложестве и изнасиловании. И 17 декабря режиссер вновь оказался в тюрьме. Говорят, на суде люди смеялись, когда увидели «жертву» – здоровенного мужика, выше на голову самого Параджанова. И «доказательства»: несколько игральных карт с изображенными на них голыми девицами и авторучку в виде женского бюста. Все понимали, что это была расправа над свободомыслящим режиссером. На суде присутствовали еще «жертвы»-свидетели, показания которых были нелепы и неправдоподобны. Но Параджанова приговорили к 5 годам колонии строгого режима с конфискацией имущества.
Кстати: Одним из свидетелей, давших показания против режиссера, был архитектор Михаил Сенин, который являлся приемным сыном Ивана Семеновича Сенина, занимавшего на Украине высокие посты. Когда шло следствие по Параджанову, всесильный Сенин был уже на пенсии, но свой вес в украинской власти все-таки имел. Через два дня после допроса об однополых связях сына Сенина нашли в ванной с перерезанными венами. Что на самом деле там случилось, никто толком не знал, все только шептались о загадочном предсмертном письме, которое никто не видел, кроме убитого горем отца.
Сергей Параджанов во время ареста. wikimedia
Еще одна попытка
Параджанов отсидел четыре года из пяти. В тюрьме его пытали, над ним издевались. Там Параджанов заболел сахарным диабетом. Он вышел на свободу после личного вмешательства Леонида Брежнева. Дело в том, что за границей творческая интеллигенция собирала деньги и писала письма советскому правительству с мольбой об освобождении Параджанова. Во Франции был создан целый международный комитет. И как-то во время приезда французской делегации, которую по традиции повели в Большой театр, известный поэт Луи Арагон подошел к Брежневу и попросил освободить талантливого Параджанова, восхищавшего весь культурный мир.
К удивлению француза, генсек даже не знал о ком идет речь. Тем не менее в последние дни 1977 года режиссер вышел на свободу. Без прописки, без возможности снимать кино Параджанов жил в Тбилиси до тех пор, пока не рискнул отправить телеграмму в Кремль с требованием отпустить его из СССР в Иран, где он станет работать. После этого государственная махина завертелась и ему позволили работать. Но не долго.
В феврале 1982 года его снова арестовали. Теперь его обвиняли в спекуляции, фарцовке и подкупе должностного лица. У Параджанова был племянник Георгий, который учился на 4-м курсе театрального института. Вдруг в милиции заинтересовались его вступительным сочинением, которое отправили на перепроверку, нашли в нем якобы 63 ошибки. Таким образом Параджанова начали обвинять, что он дал взятку председателю приемной комиссии, чтобы его племянник без проблем поступил в институт. При этом следователь намекнул, что дело можно замять за соответствующую сумму. В результате режиссера арестовали при передаче милиционеру 500 рублей и тут же поместили в тюрьму, в которой он провел почти год. Но на этот раз суда не было, так как дело развалилось и «нужных свидетелей» найти не удалось.
Марчелло Мастроянни и архитектор Виктор Джорбинадзе в гостях у Сергея Параджанова, 1990 год. wikimedia
В 80-х фильмы Параджанова удостоились нескольких престижных международных наград. В июне 1989 года Сергей Иосифович приступил к съемкам автобиографической картины «Исповедь». Первый же съемочный день стал последним – у Параджанова открылось кровотечение из легких. Диагноз врачей был суров: рак легких. Опухоль дала метастазы. Меньше чем через два месяца режиссер скончался в больнице Еревана. В последний путь его провожала многотысячная толпа.
Сергея Параджанова сравнивали с Сальвадором Дали за любовь к историям, которые он любил сочинять о себе. Но что пришлось пережить этому талантливому человеку на самом деле, уже не узнает никто.
Памятник Сергею Параджанову в Киеве. wikimedia