Более трех лет на суданском курорте Аруса, на берегу Красного моря, действовал дайвинг-центр, который на самом деле использовался агентами Мосада для переправки в Израиль эфиопских евреев. Их доставляли туда на грузовиках из лагерей беженцев, а затем на самолетах или судах переправляли в нашу страну.
В красочных буклетах, распространяемых туристическими агентствами в Европе, говорилось о привлекательности Арусы, о песчаных пляжах и коралловых рифах. Любителей подводного плавания завлекали незабываемыми путешествиями в мир затонувших кораблей… И, разумеется, в этих проспектах ни слова не говорилось о том, что небольшая пляжная деревенька с дайвинг-центром четыре года служила прикрытием одной из самых могущественных спецслужб мира.
Что и говорить — история, достойная внимания Голливуда. И в самом деле, десятки лет спустя, когда некоторые детали операции были преданы гласности, вдохновленный событиями 1981-1985 годов израильский режиссер Гидеон Рафф (сериалы «Военнопленные», «Родина») написал сценарий и снял по нему фильм «Дайвинг-центр на Красном море» — об операции «Братья».
Премьера намечена на конец 2018 года. Снимали в прошлом, 2017 году, в Южной Африке и Намибии. На съемочной площадке были такие голливудские звезды, как Крис Эванс, Хейли Беннетт и Бен Кингсли. Но более всего радует присутствие другого человека. Рафф обратился к Гаду Шимрону: именно он в реальной жизни сыграл ключевую роль в создании и управлении этого «псевдокурорта». Об этой операции он позднее рассказал в шпионском триллере «Привезите мне эфиопских евреев», изданной в 1998 году.
«Я несказанно рад, что эта история обрела экранное воплощение», — сказал Гад Шимрон в интервью газете «ХаАрец».
«Такое случается только раз в жизни, — признался он, вспоминая ту операцию. — Было много всего. В нас стреляли, нас подозревали, я попал в руки к суданским спецслужбам, меня допрашивали — но, слава Богу, никто из нас не был убит или даже ранен. Тем не менее, вы понимаете, насколько опасна была затея с переправкой новых иммигрантов».
Один из самых опасных эпизодов во всей этой эпопее произошел в марте 1982 года. Тогда солдаты подразделения суданской армии, проследив за израильтянами до самого побережья, обстреляли их вместе с «человеческим грузом». Их приняли за… контрабандистов.
Шимрон вспоминает, что стрелять по ним начали, когда агенты провели группу эфиопских евреев к резиновым лодкам, на которых собирались доставить их за пределы территориальных вод Судана. Там их ждал израильский военный корабль.
Когда засвистели пули, один из израильтян крикнул суданскому офицеру: «Ты, что, дурак? Что ты делаешь?!»… И добавил, что пожалуется лично начальнику генштаба Судана, назвав последнего по имени и фамилии.
«Вы, что, не видите, что мы привезли группу для ночного дайвинга? Мы работаем с Министерством туризма, привозим сюда туристов со всего мира, чтобы показывать красоты Судана, а вы в нас стреляете?!» — отчитывал агент Мосада опешившего офицеру. И это сработало! Офицер приказал прекратить стрельбу, и даже извинился. Однако этот случай показал, что риск слишком велик.
Поэтому от морского маршрута, которым пользовались уже шесть месяцев, отказались. И с лета 1982 года по осень 1984-го переправляли меньше иммигрантов, чем раньше. Всего за это время удалось осуществить семнадцать отдельных «воздушных мостов»: самолеты приземлялись на импровизированном аэродроме в пустыне, на который заранее доставляли эфиопских евреев.
Все подобные мероприятия осуществлялись в координации с командой Аруса. Но бывали и «простои», когда агенты просто наслаждались курортом — пусть условия обитания там и не были изысканными.
«Электричество подавали всего несколько часов в день, — вспоминает Шимрон. — Зато мы жили в раю — на побережье, с прекрасным видом, фантастическими пляжами и великолепными местами для дайвинга. Да еще и получали зарплату за свою работу».
История с операцией «Братья» началась в 1977 году, когда израильское правительство получило сообщение о бедственном положении, в котором оказались эфиопские евреи. Спасаясь от вспыхнувшей гражданской войны, они бежали на территорию сопредельного Судана, где содержались в лагерях беженцев. Тогда правительство, возглавляемое Менахемом Бегиным, и приняло решение их вывезти. И Мосад решил создать пляжную деревеньку в Судане, на берегу моря.
Министерство туризма этой страны было уверено, участок для дайвинг-центра арендует, за весьма внушительную сумму в 320 тысяч долларов, швейцарская компания. Но все «европейские менеджеры», инструкторы по дайвингу и серфингу, были агентами Мосада.
Любопытно, что потом это заброшенное место привели в порядок, отремонтировали и стали эксплуатировать — и оно действительно стало приносить немалый доход!
Шимрон считает, что истинными героями были все же не агенты Мосада, а евреи Эфиопии, которые в своем желании достичь Израиля преодолевали немыслимые препятствия.
«Трудно описать, что пережили эти люди, чтобы воплотить свою мечту и обрести дом в Сионе», — подытожил Шимрон.
Элисон Каплан-Сомер, «ХаАрец». М.К.
Фотоиллюстрация: Pixabay