Великая плотина возрождения Эфиопии для строящейся ГЭС мощностью 6000 МВт на Голубом Ниле давно является причиной раздоров между Эфиопией, с одной стороны, и Суданом с Египтом, с другой. Переговоры на высшем уровне не принесли пока никаких результатов. и теперь, как сообщил авторитетный египетский сайт «аль-Араби аль-джадид» со ссылкой на дипломатические источники в Каире, Египет обратился к Израилю с просьбой о посредничестве в диалоге с Эфиопией.
«Я вполне доверяю этой информации, — прокомментировал «Деталям» эти сообщения Рахамим Эльазар, журналист амхарской редакции «Голоса Израиля». – Сегодня Египту трудно найти по соседству более подходящее для посредничества государство, чем Израиль».
Отношения между Египтом и Израилем в последнее время стали очень доверительными, пишет сайт, из-за совпадения интересов, особенно в вопросах обеспечения стабильности и безопасности на Синае. Египет помогал Израилю урегулировать кризис с «маршем возвращения» ХАМАСа, да и осенью прошлого года вел себя очень сдержанно, когда Дональд Трамп предложил палестинцам поступиться частью Иудеи и Самарии в обмен на обширные территории на Синае. Поэтому сегодня президент Абдэль-Фаттах ас-Сиси ожидает серьезной помощи от Израиля.
Суть конфликта понять не сложно. Для своей ГЭС Эфиопия строит гигантскую плотину, напоминающую Асуанскую, и Каир опасается, что Египет будет недополучать как минимум 55,5 млрд. куб. воды в год. Зависимость Египта от Нила трудно переоценить, ведь большую часть этой страны покрывает пустыня. Жизнь есть только там, где есть вода, то есть в пойме Нила, где проживает около ста миллионов египтян. Сейчас Египет откровенно паникует, в Каире все громче звучат голоса, призывающие разрушить плотину военными ударами.
Египет не признает права государств «черной» Африки на воду Нила, считая это своим историческим правом. В 1929 году это право было закреплено договором между Египтом и Эфиопией, который был подписан под патронажем британской империи. Эфиопия обязалась не вести никаких работ на Голубом Ниле, озере Тана и реке Собат, также Каир получил право вето на любые проекты, которые вредят интересам Египта. Египет и Судан получили квоту на 87 процентов воды реки Нил и всего бассейна. В 1959 году была подписана еще одна конвенция, по которой Египет получил право на 80 процентов воды Голубого Нила, вытекающего из Эфиопии.
Но время шло и Эфиопия, при поддержке Уганды, Кении, Танзании, Джибути, и ряда других стран, решила избавиться от пережитков колониального прошлого. В 2010 году они пригласили американских инженеров, которые подготовили план строительства ГЭС. К ним прибавились итальянские строители и китайские спонсоры. На проект «скинулись» даже самые бедные страны Южной Африки, в расчете на свою долю электроэнергии.
В 2013 парламент Эфиопии денонсировал договор с Египтом, причем Каир упустил этот момент: «арабская весна» была в разгаре, и президенту Мурси было явно не до того. А когда «братьев-мусульман» отстранили от власти, президент ас-Сиси попытался исправить ситуацию, и в 2015 году смог подписать соглашение с Суданом и Эфиопией — но ничего не добился, кроме туманной декларации, что страны будут «уважать интересы Египта».
Впрочем, Эфиопия уверена, что плотина не повредит странам, расположенным ниже по течению Нила. Возникнет, по их словам, лишь временный эффект, пока водохранилище не наполнится водой. А потом Египет будет получать, якобы, ровно столько же воды, сколько и раньше, ведь плотина нужна Эфиопии только для получения электроэнергии, а не для забора воды…
«Они говорят о разном, — пояснил Рахамим Эльазар. — Египет — о воде, а Эфиопия — об энергии. ГЭС даст серьезный толчок развитию целого ряда стран Африки. Но Египет боится дефицита, пусть даже временного, пусть даже всего на два-три года. Без воды погибнет сельское хозяйство, а им надо прокормить сто миллионов ртов».
Последний раунд переговоров в Хартуме с участием Египта, Судана и Эфиопии закончился 4 апреля 2018 года полным провалом. Следующий раунд должен пройти в Каире, но Аддис-Абеба уже сообщила, что даже не отправит туда своих представителей.
«Ситуация зашла в тупик, — подчеркнул Эльазар. — Плотина уже построена, в нее вложено много миллионов, если не миллиардов долларов. Я не могу представить ситуацию, что Эфиопия добровольно заморозит проект. Египет требует, чтобы переговоры велись на основе договора 1959 года, а для Эфиопии это — красная черта. Ас-Сиси обратился к американцам с просьбой о посредничестве. Те попробовали, но ничего не вышло. Наверное, именно поэтому теперь они зовут Израиль. А вдруг еврейские головы придумают творческое решение? Иначе может начаться большая война».
Цви Зильбер, «Детали».
На фото: президент Абдэль Фаттах ас-Сиси. Фото: Carlo Allegri, REUTERS