29 апреля 1863 года в России были отменены телесные наказания. Окончательно же плети и розги запретили только в 1904-м. В помещичьей России практиковались разные способы истязания крестьян, начиная от цепей и заканчивая выставлением у позорного столба. Наказывали крепостных по разным причинам, в том числе… от скуки.
«Я был немало удивлен, когда услышал впервые о том, что секли первую скрипку; это был талантливый молодой человек; но я вскоре привык: секли альта, баса, контрабаса», – писал очевидец.
«Воспитание» кнутом – в воспоминаниях современников:
И. Руа. «Французы в России»:
Злосчастная моя судьба привела меня однажды по соседству с конюшней, где обыкновенно выполняются экзекуции крепостных, провинившихся или даже только подозреваемых в каком-либо домашнем проступке.
«Отпустите меня, — выкрикивала молодая девушка, — я больна, и вы не имеете права бить меня в таком положении».
– Я беременна, — говорила другая женщина, — и если станете меня сечь, то лишите жизни ребенка, которого я ношу под своим сердцем.
«Я здесь для того, чтобы вас сечь, а не для того, чтобы выслушивать ваши возражения, — отвечал им суровый экзекутор громовым голосом. — Если бы всех их слушать, все они были бы больны, либо брюхаты. Дальше! поторапливайтесь».
И снова отчаянные крики и удары начали перемешиваться между собой. Будучи вне себя от этой сцены и не в состоянии освободиться от охватившего ужаса, я старался как можно подальше обходить это фатальное место. Но пронзительные крики отчаяния и горя продолжали преследовать меня почти до самого дома, но и там я не мог найти себе покоя; сердце охватывала тоска. а из глаз непроизвольно текли слезы от негодования и жалости. Опершись локтями о тол и закрыв лицо обеими руками, я не заметил прихода княгини, которая хотела со мной о чем-то поговорить и направлялась теперь ко мне.
-Боже мой? вы больны? — обратилась она участливо ко мне. Что могло вас довести до такого ужасного состояния, в каком я вас застала.
– Это вы сами, сударыня, — ответил я.
– Как я сама могла довести до такой печали?
– Мое наболевшее сердце не в силах больше переносить зрелищ, которые постоянно у меня перед глазами.
– О каком зрелище вы собственно говорите?
-Да о порках…
– О каких порках?
– О наказании несчастных женщин, с которыми поступали с бесчеловечностью, какую я до сих пор не считал допустимой по отношению к кому бы то ни было.
– Ах, вот в чем дело! — ответила тогда, смеясь, княгиня. — Слишком уж много шума из-за нескольких ударов розги. Нет ничего худого, если приходиться высечь крепостного; это делается для его же собственной пользы и в то же время для нашей безопасности. Мне даже никогда не приходилось слышать, чтобы наказывать крепостного считалось грехом".
Григорий Мясоедов, 1873. «Чтение Положения 19 февраля 1861 года»
Из воспоминаний очевидца: «Я сам бывал свидетелем, как хозяин во время обеда за легкий проступок холодно приказывал, как нечто обычное, отсчитать лакею сто палочных ударов. Провинившегося сейчас же уводят на двор или просто в переднюю, и наказание приводится в исполнение"
«Помещица с давнего времени обращается со своими крестьянами крайне жестоко, наказывая их собственноручно за малейшее упущение и даже без всякой с их стороны вины, на каковой предмет она устроила в своей комнате два железных пробоя, из которых один утвержден в потолке, а другой под ним на полу, за которые сверху и снизу привязываются люди для наказания»
Из полицейского отчета по делу отставного вахмистра Дмитрия Салтыкова:«Жестокости вахмистра Салтыкова состоят в том, что он беспрестанно бьет своих крестьян, за вину ли любую или и без вины редко кто не потерпит от него побоев или другого оскорбления. Привычка его самая несносная есть бить только по голове и большей частью палкою, или держа в руке табакерку, или чем случится»
Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Картина 1907 года
«Молодой хозяин не разлучается с плетью. Пойдет утром рано на гумно, да и станет у ворот. Лишь только кто немного запоздает, он и примется лупить с плеча, а сам мужчина высокий, толстый и уже выпивши. Баба… запоздала, — барин встретит ее и хватит плетью. Та упадет, а он не даст ей встать и полосует с плеча»
Екатерина II: «Нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки»
Р.Бремнер: «Нет более строгих в наказании своих слуг, чем женщины. В семьях, где нет хозяина, исполнение этих обязанностей отнюдь не является синекурой. Нежными созданиями должны быть эти русские дамы»
Из воспоминаний П. В. Долгорукова о приеме у жены фельдмаршала Н. И. Салтыкова: «Ах, мои дорогой князь, как я счастлива вас видеть; идет дождь, невозможно гулять, мужа моего нет, я умираю от скуки; я совсем не знала, что мне делать; я уж собралась сечь розгами своих калмыков»
«В богатой барской усадьбе существовал целый штат надсмотрщиков, постоянно ходивших с пучками розог за поясом, и в обязанности которых входило чинить расправу в любом месте и в любое время, когда это потребуется. Даже на охоту и в гости отправлялись не иначе как с запасом розог, редко остававшихся без использования. Причем и сами палачи могли тут же подвергнуться наказанию: по признанию одного такого крепостного «малюты», у него «почти в том только время проходило, что он или других сек, или его секли»
Источники:
И. Руа. Французы в России. Воспоминания о кампании 1812 г. и о двух годах плена в России. СПб, 1912/adjudant.ru
Тарасов Б. Ю. Превыше сносности человеческой/Россия крепостная. История народного рабства/scisne.net
Крепостной Петербург пушкинского времени
Изображение для анонса статьи на главной странице и лида — Commons.wikimedia.org