15.01.2025

Настоящий полковник

45-летняя уроженка Запорожья Ольга Полякова – первая женщина в истории ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля), занявшая должность начальника Медицинского отдела (МО) Службы тыла

Для государства, которое с момента своего воссоздания 70 лет назад постоянно находится под прицелом отнюдь не дружественных соседей и боевиков многочисленных террористических организаций, Служба тыла – это не только интендантство, то есть обеспечение и снабжение, но и комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизней военнослужащих и мирных граждан. Особую важность приобретает организаторская роль МО Службы тыла, когда развертываются боевые действия и необходимо производить эвакуацию раненых, искать и вытаскивать пострадавших из-под завалов зданий.

 

Военврач – тот же солдат

 

Ольга Полякова репатриировалась в еврейское государство в возрасте 26 лет вместе с мужем Александром и восьмилетней дочерью. За два года до переезда она успела окончить медицинский институт и ординатуру по специальности онколог-хирург. Несомненно, Оля – талантливый человек и из нее получился толковый врач. В Израиле экзамены на получение врачебной лицензии она сдала с первого раза, что дается далеко не всем репатриантам с дипломами медицинских вузов.

 

 

В интервью, которое полковник Полякова дала израильской русскоязычной газете «Вести», она рассказала, что, добровольно призвавшись в ЦАХАЛ по программе министерства абсорбции, она должна была прослужить всего полтора года. За это время Ольга выучила иврит и настолько прониклась военной службой, что решила остаться в армии.

Армейское начальство с понятным недоверием отнеслось к желанию молодого врача, замужней женщины, матери малолетнего ребенка, к военной службе. Тем более что Ольга выразила намерение продолжить службу в боевых частях.

В израильском армейском корпусе на должностях врачей, среднего и младшего медицинского персонала служит немало женщин. У некоторых из них героические биографии. Так, медали «За отвагу» («Итур ха-Оз»), второй по значимости военной награды Израиля, была удостоена доктор Марина Каминская, которая свой путь военного врача начала еще в российской армии. В ходе Второй Ливанской войны в июле–августе 2006 года врач 52-го танкового батальона капитан Каминская была первой женщиной, вошедшей в Ливан. Она находилась в танке-амбулансе (танке «скорой помощи») в деревне Бинт-Джабель, «столице» ливанской шиитской террористической организации «Хизбалла», когда там происходили жестокие бои между ЦАХАЛ и боевиками. Под огнем противника капитан Каминская оказала помощь и вывезла с поля боя не менее тридцати раненых солдат и офицеров. Среди спасенных был тяжело раненный в лицо командир элитного подразделения «Эгоз» («Орех») подполковник Ариэль Гино.

Как сказал в одном из своих рассказов знаменитый писатель на языке идиш, лауреат Нобелевской премии по литературе Исаак Башевис-Зингер, «и врач может оказаться посланником небес». Военный врач, прикомандированный к той или иной части, рискует на поле боя своей жизнью наравне со строевыми солдатами и офицерами.

Ольга Полякова, как и Каминская, тоже начала службу в должности батальонного врача. В 2002 году она получила распределение в 53-й танковый батальон «Суфа» («Ураган»), который охранял границу с сектором Газа. Именно тогда участились нападения палестинских боевиков. «В то время, – вспоминала Полякова, – я выходила на поле боя, на границе с Газой и домой приезжала раз в две недели». Через некоторое время ей доверили возглавить медицинскую службу 188-й танковой бригады «Барак» («Молния»).

Во все времена профессия врача была одной из самых популярных среди галутных евреев. Неудивительно, что значительная часть репатриантов с высшим образованием из СССР–СНГ, Соединенных Штатов, Великобритании, Франции, Аргентины представлена врачами. Репатрианты-женщины-врачи любых профилей могут призываться в ЦАХАЛ только по собственному желанию.

Американская писательница и военный врач Халли Дойн так начала одно из своих интервью: «По сей день для многих карьера женщины-врача в армии считается скорее исключением, чем правилом… Женщины составляют более 50% от общего числа студентов в медицинских вузах и около 30% новичков-врачей в армии. Карьера военного врача не для всех». Интересно следующее замечание Халли Дойн, еврейки по происхождению, служившей на американских базах в разных странах мира: «Может быть, вы будете удивлены, узнав, что именно евреи-врачи часто связывают свою жизнь с армией, в том числе женщины. Совершенно очевидно, что я не одинока в своем решении. Мало того, я вышла замуж до поступления на военную службу, и муж поддержал меня в моем стремлении стать военным врачом. Женщины-медики в армии сталкиваются с проблемой, типичной для гражданских врачей, пытаясь найти баланс между личной жизнью и карьерой. В этой ситуации армия имеет свои плюсы и минусы». Относительно минусов доктор Дойн особенно не распространялась, а к плюсам отнесла такой далеко не очевидный факт: женщины в армии зарабатывают столько же, сколько мужчины.

Ирина Анатольевна Чечулина в диссертации «Отношение врача и пациента в военно-медицинской практике» на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, защищенной в Волгоградском государственном медицинском университете в 2006 году, справедливо указывает, что социальная роль военного врача «шире по масштабу, чем роль гражданского врача».

 

«Русский врач» – звучит гордо!

 

В Израиле нет военно-медицинских вузов. При этом надо иметь в виду, что в большинстве случаев в здешние вузы поступают молодые люди, демобилизованные после срочной армейской службы. Военными врачами становятся выпускники медицинских факультетов университетов, которые, завершив семилетнее обучение, оканчивают специальные четырехмесячные курсы полевой терапии и хирургии. После сдачи соответствующих экзаменов будущие военные врачи подписывают договор с министерством обороны на пятилетний срок службы. Если далее договор не продлевается, военврач остается в резерве и ежегодно призывается на месяц. Врачам, получившим базовое образование за границей и не служившим в израильской армии, чтобы стать военными докторами, необходимо пройти интенсивный курс подготовки пехотных офицеров. Особую подготовку обязаны пройти врачи, призывающиеся в спецназ и разведывательно-диверсионные подразделения. И тот факт, что именно среди этой группы военных врачей немало тех, кого именуют русскими в кавычках и без оных, говорит как о высоком уровне полученного ими медицинского образования, так и об их морально-волевых качествах.

Ольга Полякова с отличием окончила все необходимые для военных врачей курсы. В исследовании Ирины Чечулиной отмечается: «Адаптация к социальной роли военного врача имеет сложную психофизиологическую основу и, в зависимости от исходной мотивации, может заканчиваться к пятому-шестому году службы. Больше трудностей у молодых выпускников военно-медицинских вузов возникает при адаптации к роли офицера, меньше – к роли врача». Несомненно, подобный расклад верен для военных врачей в любой армии. Военврач Полякова постоянно росла по армейской карьерной лестнице. Она командовала медицинским отделением регулярной танковой 36-й дивизии «Гааш», входящей в состав Северного округа ЦАХАЛ, исполняющей роль дивизии-резерва Генштаба.

Ольга Полякова – настоящий полковник и настоящая женщина. Второй раз она стала матерью через 19 лет после рождения первого ребенка. Ее младшей дочери 8 лет, и она учится в начальной школе. Конечно, помогают муж и родители, которые ради дочери переехали в Израиль. Между прочим, Оля из медицинской семьи – ее отец много лет проработал главным врачом больницы в Запорожье, а мама в том же городе заведовала аптекой.

По предложенному сценарию полковник Полякова входила в группу экспертов, наблюдавших за недавно прошедшими в районе израильского города Петах-Тиква учениями Служб тыла и спасательных служб из 32 стран мира. Эти учения завершили Международную конференцию по подготовке системы здравоохранения и соответствующих служб к чрезвычайным и стихийным бедствиям. Согласно предложенному сценарию, во время массового мероприятия на стадионе в Петах-Тикве террористы, действуя ножами и открыв огонь по зрителям из автоматического оружия, одновременно привели в действие взрывные устройства. В ходе этих учений подчиненные полковника Поляковой продемонстрировали взаимодействие МО Службы тыла, МАДА («Маген Давид Адом» – «Красный Щит Давида» – израильская национальная медицинская неотложная служба), полиции, приемных отделений больниц.

Иван Алексеевич Запорожский в диссертации «Обоснование стратегии совершенствования управления ведомственным многопрофильным лечебно-профилактическим учреждением», защищенной в Хабаровске в Дальневосточном государственном медицинском университете в 2009 году, подчеркивает: «В современных условиях, когда реализуется новая стратегия реформирования вооруженных сил министерства обороны РФ до 2020 года, направленная на оптимизацию численного состава и переоснащение армии, медицинское обеспечение войск требует структурных и тактических изменений…». «Аналогичные процессы происходят во всех армиях мира», – продолжает свою мысль Иван Запорожский, поэтому он призывает анализировать практический опыт управления медицинским обеспечением военнослужащих зарубежных армий.

И опыт настоящего полковника Ольги Поляковой в решении этих задач вполне может пригодиться.

Автор: Захар Гельман, Иерусалим

http://www.gazetaeao.ru/nastoyashhij-polkovnik-3/

Автор: Захар Гельман, Иерусалим источник


70 элементов 1,245 сек.