В начале XX века американская мафия, в которой было много евреев, практически контролировала все сферы жизни.
В разгар «сухого закона» Арнольд Ротштейн по кличке «Мозг», главарь нью-йоркского преступного мира, по мнению историков, стал первым бизнесменом крупного калибра в американском преступном мире.
Когда убили Ротштейна, его место занял Меир Ланский. Он стал председателем административного совета гангстерского синдиката «Убийства и Ко».
По инициативе Ланского гангстеры разбились на специализированные группы и не вторгались в чужие владения.
«Лепке» Бухгалтер со своей бандой в две сотни гангстеров контролировал всю швейную индустрию Нью-Йорка.
Психопат и садист Артур Флегенхаймер по кличке «Голландец Шульц» во главе банды из ста головорезов собирал дань в негритянских районах.
Ирвинг Векслер по кличке «Вакси-Гордон» конкурировал с Ланским в контрабанде героина и кокаина. Битвы между ними назвали «еврейскими войнами».
«Король» Чарли Соломон контролировал преступный мир Бостона.
Среди наемных убийц самым известным был Гарри Штраус по кличке «Фил из Петербурга», хотя на самом деле он был из Бруклина. Обычно он душил свои жертвы веревкой. Его услугами широко пользовались разные банды. На его счету числилось до четырехсот жертв.
Какие бы преступления ни совершали еврейские гангстеры, они неизменно сохраняли верность еврейским традициям. Например, Шмуэль Левин по кличке «Рыжий» дома всегда носил ермолку и старался, насколько это было возможно, не убивать по субботам. Когда же у него не было выбора, он накрывался талитом и молился, прежде чем отправиться к очередной жертве.
Еврейские гангстеры щедро жертвовали деньги на еврейскую общину и на сионистские организации, защищали евреев от нападок антисемитов. В конце 30-х годов они воевали с американскими нацистами, и благодарные евреи этого не забывали: на похоронах гангстера Самуэля Мортона по кличке «Ноготки» во главе пятитысячной траурной процессии шли раввины. Один из них объяснил журналистам, что Мортон защищал еврейские пригороды от налетов погромщиков.
А в 1933 году еврейские гангстеры решили убить Гитлера. Для этой операции был выбран профессиональный киллер Даниэль Штерн.
Генеральный прокурор США получил срочное сообщение из госдепартамента, что на Гитлера готовится покушение, и главе ФБР поручили немедленно его предотвратить.
Четыре месяца подряд агенты ФБР гоняли Штерна по всей Америке, но, хотя его и не поймали, покушение на Гитлера не состоялось.
До образования Государства Израиль все подпольные еврейские организации в Эрец-Исраэль – Хагана, «Эцель» и «Лехи» – получали от еврейских гангстеров не только значительные суммы на приобретение оружия, но и помощь в его погрузке в нью-йоркской гавани.
Летом 1946 года посланник Хаганы Реувен Дафни прибыл в Лос-Анджелес. Он встретился с одним из самых знаменитых и жестоких гангстеров Америки Бенджамином Сигалом по кличке «Багси-Псих», и между ними состоялась беседа.
– Вы хотите сказать, что евреи в Палестине взялись за оружие и научились не только стрелять, но и сражаться? – спросил Багси.
Дафни кивнул.
Багси внимательно посмотрел ему в глаза и спросил:
– Когда вы говорите «сражаться», вы имеете в виду, что евреи в самом деле убивают?
Дафни снова кивнул.
– Убивают, как убийцы? – не унимался Багси.
Дафни кивнул в третий раз.
– В таком случае, я с вами, – сказал Багси и откинулся на спинку стула.
В общей сложности Багси внес огромную сумму по тем временам, около пятидесяти тысяч долларов, на благо будущего еврейского государства, но ему не довелось услышать о его создании: за год до этого Багси застрелили.С еврейскими гангстерами встретился и другой посланец Хаганы Мюррей Гринфельд. Он вспоминал:
«Примерно в половине первого ночи в гостиную вошла самая странная группа людей, которую мне доводилось видеть в жизни. Мужчины все как на подбор коренастые, головы растут прямо из плеч, а их спутницы – сплошь блондинки. Мужчины уселись вдоль одной стены, женщины – вдоль другой. Хозяин дома попросил меня изложить суть дела, и, когда я изложил, он обратился к мужчинам и сказал: «Ну, ребята, теперь вы знаете, зачем вас сюда позвали и что вы должны делать». Затем он их оглядел и распорядился: «Джо, с тебя пять тысяч; Макс, с тебя – тоже пять; Гарри, с тебя – десять…» – и так далее.
Хозяин выжал из своих гостей почти сто тысяч долларов, засунул их в бумажный пакет, и я шел с этим пакетом по Балтимору в два часа ночи до самой гостиницы».
В канун голосования в ООН по вопросу о создании еврейского государства в Палестине еврейские гангстеры предложили представителям ишува свое содействие в получении большинства голосов за счет устранения тех делегатов, которые предположительно собирались голосовать против.
Их предложение вежливо отклонили.
Но были и такие еврейские гангстеры, которые зарабатывали на врагах Израиля. Так, в 1951 году Артура Либова и Сэма Штейна обвинили в заговоре с целью продажи американских военных самолетов Египту во время Войны за Независимость.
Свою лепту в создание еврейского государства внес и Меир Ланский. Он предоставил будущему мэру Иерусалима Тедди Колеку гостиницу для проведения вечера по сбору пожертвований в пользу Израиля. На этом вечере гангстеры собрали более десяти тысяч долларов, и еще Ланский внес от себя чек на такую же сумму.
Ланский продолжал финансировать еврейское государство и после окончания Войны за Независимость: переводил деньги через МАГБИТ и приобретал израильские облигации государственного займа. По настоянию Ланского, его итальянские партнеры по игорному бизнесу в Лас-Вегасе и на Кубе тоже приобрели значительный пакет израильских облигаций.
В 1970 году, спасаясь от ФБР и налогового ведомства, Ланский прилетел в Израиль и два года добивался гражданства. Но Верховный суд отклонил иск Ланского против МВД, отказавшего ему в гражданстве, и он добровольно покинул Израиль, перестав жертвовать на него деньги и оставив за собой длинный шлейф старого спора о том, надо ли открывать двери еврейского государства всем евреям, которые в них стучатся.
В подавляющем большинстве случаев еврейские гангстеры были образцовыми семьянинами и прекрасными отцами. Они могли убивать и грабить, но их дети должны были учиться и стать врачами или адвокатами. Дети беспрекословно выполняли отцовскую волю, и, таким образом, история еврейской мафии в Америке закончилась с поколением отцов.
Владимир Лазарис. На фото: Мэир Лански. Фото: Википедия, Public Domain (cropped)
Al Ravenna, World Telegram staff photographer — Library of Congress. New York World-Telegram & Sun Collection. http://hdl.loc.gov/loc.pnp/cph.3c20718, Public Domain.
500 лет еврейской истории и 25 лет поисков в израильских и зарубежных архивах легли в основу книги Владимира Лазариса «Среди чужих. Среди своих».
«Детали» публикуют избранные главы из этой, единственной в своем роде, хроникально-исторической книги. В основу статей легли и рассекреченные цензурой протоколы, и архивные материалы о самых неожиданных сторонах еврейской жизни в Диаспоре до и после Катастрофы, и множество неизвестных документов, публикуемых впервые на русском языке.