СКАЗКИ И СКАЗОЧНИКИ
Для лучшего понимания сложившейся ситуации, следует сделать некое историческое отступление и немного коснуться любимой московской мифологемы о «сланцевом пузыре» и конечности мировых запасов углеводородов.
«Милей журавликов, на свете птичек нет»
В общем, россиянам повезло с Путиным в том плане, что он не только сам крупный специалист по рассказыванию сказок, но и любит слушать хорошие и добрые сказки.
Это знают его придворные, а потому рассказали ему замечательную историю о том, как скоро кончится нефть и газ по всему миру. Ученые в пенсне потрясали бумажками, в которых подробно описывалась динамика истощения этих богатств, утверждая, что к 2020 – максимум к 2030 году, нефть и газ повсеместно закончатся, но РФ имеет огромную территорию и арктические моря, откуда все это еще можно будет добывать и продавать по баснословной цене.
Путин уже представлял, как заезжие гости станут его умолять продать хоть ведро нефти, а он самостоятельно будет назначать цену, в зависимости от просителя.
Собственно говоря, он уже так и делал. Вот прямая речь Алексея Миллера, главы «Газпрома», которую он толкал в Новом Уренгое 11 октября 2010 года. Тогда он сказал буквально следующее:
«Всем хорошо известно, что, несмотря на рыночные принципы развития экономики Российской Федерации, цены на газ — главный топливный товар — устанавливаются директивно. Это имеет ряд серьезных последствий негативного характера. В частности, отсутствие межтопливной конкуренции, становление газа как монотопливного ресурса, а самое главное — отсутствие рыночных сигналов для потребителей по стоимости товара».
На самом деле, Миллер хотел сказать одно, а получилось – другое. В общем, вся речь была посвящена тому, что «Газпром» вынужден продавать газ собственной промышленности и собственному населению, несмотря на то, что за рубежом тот же объем газа он мог бы продаваться в 5-10 раз дороже.
Поэтому «Газпром» предлагал увеличить цену газа на внутреннем рынке. Что было после – россияне хорошо знают. Но в запале своей речи, Миллер проговорился о директивности установления цен на газ. То есть, сам «Газпром» не устанавливает эту цену, а получает из Кремля. Уже в то время, Владимвладимыч лично диктовал эту цену.
Это значит, что к тому времени, он уверовал в конечность запасов нефти и газа, а потому – готовился предстать перед миром в роли императора энергетической сверхдержавы, о чем он позже заявлял уже открытым текстом.
При этом, гражданину Миллеру по долгу службы уже было известно о том, что в США набирает обороты добыча сланцевой нефти и сланцевого газа.
Его прямой обязанностью было донести до императора весть о том, что все может быть не так просто, как тот себе представляет. Но двор Путина состоит из профессиональных холуев, которые не способны расстроить хозяина.
Путин же, наверняка, получал какие-то сведения, на сей счет, от своих спецслужб и перебрасывал вопрос Миллеру, Худайнатову, а потом и Сечину, чтобы те дали свою оценку перспективам сланцевых технологий.
Понятно, что Худайнатов, прикупивший себе диплом о высшем образовании уже далеко после армии, прославившийся работой на посту главы администрации поселка Помойковский, не мог рассказать что-то умное и пел песни, которые приятны слуху Путина, потом его сменил Сечин.
Но интереснее всего пел Миллер, ибо он давно и бессменно является главой Газпрома, хоть к газовой промышленности имеет такое же отношение как Худайнатов или Сечин. Благодаря этому, миллерские сказки выглядят наиболее ярко и дают понять, как потом все сложилось.
(продолжение следует)