22.11.2024

Иран убеждает палестинцев активнее воевать с Израилем


Касем Сулеймани, командир дивизии Аль-Кудс, входящей в состав Корпуса стражей исламской революции, говорил по телефону с лидером ХАМАСа в Газе Ихьей Синуаром. Сулеймани пообещал ему полную поддержку в «битве за Иерусалим». Было ли это просто красивой фразой или Иран на самом деле усиливает свое влияние на палестинцев?

— Отношения с палестинцами — это весьма серьезное политическое направление иранской внешней политики, — сказал «Деталям» иранист, доктор Еврейского университета Владимир Месамед. — Сразу после победы иранской революции 1979 года новые власти Ирана объявили Палестину зоной своих главных политических интересов. С тех пор они оказывают палестинцам активную идеологическую поддержку: проводят различные конференции, марши. В Иране ежегодно празднуется «День Иерусалима», и это — своеобразный фестиваль, весьма мощная пропагандистская кампания поддержки палестинцев.

Во всем, что происходит в Газе и на Западном берегу, и даже в том, как ХАМАС десять лет назад пришел к власти в Газе, четко прослеживается иранский след. Хотя, конечно, иранская логистика не всемогуща. Например, им очень трудно доставлять в Газу оружие. Израиль эти попытки внимательно отслеживает и пресекает: кроме истории с кораблем «Карин Эй» в начале 2000-х годов, было еще много подобных случаев.

 

 

В ирано-палестинские отношения иногда вплетаются и различные политические противоречия. Например, к моменту начала гражданской войны в Сирии в этой стране находилось все политическое руководство ХАМАСа, но потом они поссорились с иранцами и были вынуждены покинуть Сирию. Тогда начался некий кризис в отношениях между Ираном и ХАМАСом, который со временем был преодолен. Этому способствовала и смена в прошлом году руководства ХАМАСа. Пришедшие к власти новые лидеры по-иному смотрят на вопрос поиска спонсоров своей террористической деятельности.

Так что, с прошлого года отношения между Ираном и ХАМАСом стали восстанавливаться. Собственно, примирение началось даже раньше. Два года назад было знаменитое воззвание президента Рухани к палестинскому народу, в котором он говорил о намерении увеличить помощь палестинцам, чтобы они активнее противодействовали Израилю. Рухани сказал: в Иране хотят, чтобы антиизраильская деятельность палестинцев Западного берега — ракетные обстрелы, теракты и т. п. — сравнялась по активности с той, что ведут жители Газы.

А в этом году состоялось уже официальное примирение Ирана с палестинцами. На инаугурацию президента Рухани прибыли официальные делегации ХАМАСа и «Исламского джихада». Члены делегации делали политические заявления, их принимали на очень высоком уровне, в частности, — председатель иранского парламента и секретарь Высшего совета национальной обороны Ирана. Иранцы сулили щедрую помощь, правда, при этом жаловались, что у них мало возможностей оказывать ее официально. Но они обещали постараться обеспечить необходимые финансовые потоки.

В последнее время в руководстве Ирана появился официальный куратор палестинского направления, в чьи функции входит оказание помощи «Исламскому джихаду» и ХАМАСу. В главной ударной силе иранских вооруженных сил —Корпусе стражей исламской революции существует подразделение «Корпус спецопераций за рубежом», оно же «дивизия Аль-Кудс». Ею руководит прославленный генерал Касем Сулеймани, в свое время даже претендовавший на пост президента. Он и является куратором палестинского направления. Это уже не первый раз, когда генерал выходит на руководство ПА и ХАМАСа. В недавних телефонных разговорах с политическими руководителями Газы и главарями боевых группировок он говорил, что Иран найдет возможность поставлять им вооружение и оказывать финансовую помощь.

Непосредственным поводом для этих разговоров и обещаний стало заявление президента Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля. Сулеймани заметил, что бурные выступления, которые прошли в первые дни после заявления Трампа, постепенно сходят на нет, и просил активизировать борьбу против Израиля.

— Вы, в основном, говорите о помощи Ирана террористическим организациям в Газе. А какое влияние имеет Иран на палестинцев в Иудее и Самарии? Оказывает ли он помощь и ФАТХу?

— У Ирана политика достаточно ясная. Иранцы оказывают поддержку тем палестинским силам, которые работают не над мирным процессом, а, наоборот, над тем, чтобы накалить палестино-израильский конфликт, как можно сильнее. Иранцы, например, не всегда поддерживали даже Ясира Арафата. Бывали моменты, когда в Иране его клеймили позором, проводили демонстрации против него, сжигали его чучела… То есть относились к нему так же, как к американцам.

То же самое сейчас происходит с ФАТХом. Как только в Рамалле пытаются возобновить мирный процесс — в Иране это жестко осуждают. Никакого примирения быть не должно, Израиль, по мнению Ирана, должен исчезнуть. Поэтому иранцы поддерживают наиболее радикально настроенные антиизраильские силы в автономии.

Да, Иран готов поддержать примирение ФАТХа и ХАМАСа, но на своих условиях. Поэтому и оружие Иран им поставляет в соотношении 1:10. Десять единиц оружия — «Исламскому джихаду» и ХАМАСу, и одна —на Западный берег. То есть, поддерживая палестинцев, они четко понимают, на кого именно надо делать ставку.

— А помогают ли иранцы арабам в Иерусалиме?

— Иерусалимские арабы — это, в основном либо граждане Израиля, либо его постоянные жители. Иран не может иметь с ними никаких связей, разве что опосредовано, через палестинскую автономию. Каких-то структур, которые действуют в Иерусалиме, у Ирана нет. Идеологическое влияние  — да, но прямой помощи иерусалимским арабам они не оказывают, это нереально.

Лев Малинский, «Детали». Фото: Ibraheem Abu Mustafa, Reuters

Автор: Лев Малинский, «Детали». источник


69 элементов 1,128 сек.