Атлантический совет, находящийся в Вашингтоне, предложил правительству США, собирающему список коррумпированных российских граждан и предприятий, имеющих связи с Кремлем, ряд критериев, которые (в переводе) опубликованы ниже.
Забегая вперёд, прошу дочитавших до конца высказать свое мнение об этих предложениях и особенно обратить внимание на «Примечание» в п.5 из предложенных семи категорий идентификации вышеуказанных персонажей. По моему мнению, данные «Примечания» являются своеобразной индульгенцией «богатым бизнесменам», которая позволит им «перекраситься» и избежать попадания под санкции.
Я считаю, что практически ни один выживших, ставший выше «малого» успешным, крупным бизнес не обошёлся при его создании или дальнейшем развитии без участия советской/постсоветской партийной номенклатуры и спецслужб КГБ/ФСБ и т.п. Поэтому, необходимо тщательное разбирательство природы и существования каждого «оставшегося в живых» РФ-бизнеса (или связанного с РФ), который чуть выше «малого». Обязателен полный «рентген» и факт-чекинг бизнеса, его собственников и управленцев, и если их участие в пособничестве и службе преступному режиму (#гэбизму) подтверждается, то должна быть люстрация. А дальше –покаяние и новая, честная, рыночная жизнь на благо себя и общества.
Как определить кремлевскую правящую элиту и ее агентов
(Критерии для «Кремлевского доклада» в администрацию США)
АНДЕРС АСЛУНД, ДАНИЭЛЬ ФРАЙД, АНДРЕЙ ИЛЛАРИОНОВ И АНДРЕЙ ПИОНТКОВСКИЙ
2 августа 2017 года президент США Дональд Дж. Трамп подписал закон № 3364 «Противодействие противодействию адептам Америки посредством санкций» (CAATSA). В разделе 241 Закона содержится призыв к «Секретарю Казначейства в консультации с Директором Национальной разведки и Государственным секретарем» представить Конгрессу подробный отчет – с возможностью включения в него частичной классификации, включая «идентификацию наиболее значимых высокопоставленных иностранных политических деятелей и олигархов в Российской Федерации, определяемых их близостью к российскому режиму и их чистой стоимостью». В разделе 241 говорится, что в докладе рассматриваются отношения этих лиц с президентом России Владимиром Путиным, их участие в коррупции, расчет чистой стоимости их активов и природы источников дохода. В разделе также ставятся аналогичные вопросы о российских полугосударственных субъектах размытой собственности, служащих государству. «Кремлевский доклад», как его можно было бы назвать, должен состояться примерно 1 февраля 2018 года.
Раздел 241 вызвал большой интерес, даже тревогу, в политическом и бизнес-классе Москвы, более, чем в любой другой из раздела H.R. 3364. И это понятно почему. В Москве много шума о том, кто из политических деятелей, олигархов и прочих может быть указан в списке, и что это может означать для них, для правящей политической и бизнес-элиты России, как и в целом, для уже «осажденной» Западом России.
Эти тревоги свидетельствуют о том, что «Кремлевский доклад» может служить американским, западным и подлинным российским интересам двумя способами:
Во-первых, это может сигнализировать нынешним российским политическим и бизнес-классам и отдельным лицам, что в их интересах лучше всего дистанцироваться от режима Путина. Что бы они поняли, что российскому руководству лучше воздержаться от начала новых агрессивных войн или нападения на политическую систему Соединенных Штатов и других демократических стран, как это было во время президентской кампании в 2016 году и последующих выборов по всей Европе.
Во-вторых, выявление «Кремлевским докладом» коррумпированных персон, близких к режиму Путина, может подвергнуть их более пристальному анализу и потенциальным действиям со стороны правительственных учреждений США, которые применяют законы и правила США, выходящие за рамки санкций, в том числе меры направленные против отмывания денег и других финансовых злоупотреблений, например, Treasury’s Financial Action Task Force (FATF) и Financial Crimes Enforcement Network (FinCEN) и другие. Этот процесс, в свою очередь, может привести к будущему замораживанию активов коррумпированных лиц, а также, что желательно и правильно – к процессам возвращения незаконно добытых активов российскому народу.
Критерии для определения важных политических деятелей, олигархов и полугосударственных организаций как близких Кремлю
Важные политические деятели, олигархи и полугосударственные образования являются членами правящей элиты России. Раздел 241 предусматривает несколько показателей, которые будут использоваться при их идентификации. Мы отмечаем два:
• Близость политических политиков, деловых людей или полугосударственных субъектов к российскому политическому режиму. Это подтверждается их участием (открытым или скрытым) в агрессивных (или даже незаконных) действиях Путина, включая вмешательство России в президентские выборы в 2016 году в США, а также ее военную агрессию против Грузии и Украины, в том числе предполагаемую (?) аннексию Крыма; ответственность за бомбардировку гражданских лиц в Чечне и Сирии; и убийства Юрия Щекочихина, Анны Политковской, Александра Литвиненко, Сергея Магнитского, Бориса Немцова и других оппозиционных политиков, гражданских активистов, журналистов и адвокатов.
• Участие политических деятелей, бизнесменов и полугосударственных субъектов, близких к режиму Путина, в коррупции, что позволило им обогатиться за счет русского народа. Как предполагает статья 241, российская политическая элита разработала сложную систему клептократии, в которой государственные активы контролируются (и регулярно разграбляются) небольшим кругом людей, близких к Путину.
Поэтому, исходя из этого «доклада», мы предлагаем администрации США для идентификации кремлевской правящей элиты и ее агентов применить следующие три критерия:
1. Лицо, названное приближенным к российскому режиму, определяется согласно его участия в планировании, упорядочении, подготовке, финансировании, исполнении или иной поддержке агрессивных, коррумпированных или преступных действий режима, отмеченных выше; или
2. Карьера рассматриваемого лица была построена благодаря его коррумпированным, коммерческим операциям с режимом Путина и ради личной выгоды; или
3. Лицо держит или держало активы (для) Путина, что так же является коррупцией, даже если он или она лично не участвует в упомянутых выше действиях, или его или ее личная карьера или финансово-политический статус недостаточно велики, чтобы считаться «олигархом».
Заработанное богатство само по себе не должно рассматриваться как нежелательное. Русские, которые преследовали американскую (поистине, всеобщую) мечту о личном обогащении через выдающееся предпринимательство, должны быть оценены, а не наказаны. Кроме того, формальный ранг не является диспозитивным. Как показали Панамские документы, часто крупные мошенники мало известны и не имеют официального звания.
Очень важно, чтобы в «Кремлевский доклад» попали люди только на основе достоверной информации. К счастью, политический класс Кремля, Путин и его друзья и их бизнес были тщательно изучены авторитетными исследователями. Источников много, в том числе и дезинформирующих, но существуют возможности перекрестной проверки качества информации, их оценки, и знания, помогающие дезинформацию игнорировать.
Какие категории должны быть включены в «Кремлевский доклад»?
Применяя критерии, рассмотренные выше, высокопоставленные политические деятели, олигархи и полугосударственные субъекты в Российской Федерации, связанные с Кремлем, – это те люди, которые должны попасть в «Кремлевский доклад», и лучше всего их сгруппировать по следующим семи категориям:
Рекомендованы к включению
1. Важные политические деятели, полугосударственные организации или деловые люди, ответственные за агрессивные, коррумпированные или преступные операции в Российской Федерации и за ее пределами, как указано выше. Подкатегория олигархов и других, которые работают с Кремлем для продвижения агрессивных внешних действий, таких как организация наемных сил в Украине и Сирии или инициирующих кибервойны /дезинформацию;
2. Близкий круг друзей Путина из Санкт-Петербурга, с которым он занимался бизнесом с начала 1990-х годов. Их обычно называют его «дружками» и хорошо идентифицируют. Правительство США и Европейский союз (ЕС) уже определили ряд из них в санкциях, связанных с Украиной;
3. «Золотые детки». В значительной степени «дружки» Путина передали свое богатство своим детям, которые в некоторых случаях стали топ-менеджерами. Эти люди, по-видимому, стали полноправными «дружками» Путина;
4. Личные друзья Путина, которые владеют значительным богатством для него. Некоторые из них были раскрыты Панамскими документами и российскими «Форбс»;
5. Популярно известные «олигархи», которые являются крупными бизнесменами, очень сильно выигрывают от прямого бизнеса с Кремлем. Некоторые из этих лиц являются совладельцами компаний с друзьями. Другие выступали в качестве фронт-мэнов кремлевских лидеров.
Примечание: Не следует причислять в санкционный список всех богатых бизнесменов России, в силу их богатства. Многие делали свое состояние перед Путиным и, чтобы выжить, вынуждены платить большой «оброк» (долю) Кремлю. Включение таких лиц в Кремлевский отчет не соответствовало бы намерениям раздела 241;
6. Коррумпированные руководители государственных предприятий, использующие свои позиции для грубого воровства, и которые обязаны своим позициям своим близким отношениям с Путиным; а также
7. Соответствующие полугосударственные организации, являющиеся компаниями, принадлежащими людям, отмеченным в шестой категории.
Подготовка «Кремлёвского доклада» будет трудоемким проектом, но это стоит усилий, потому-то несмотря на существующие противоречия в администрации Трампа и предыдущих администрациях, «доклад» поможет США решительно противодействовать российской агрессии против Соединенных Штатов, их европейских союзников и соседей России –Украины и Грузии. Администрация США, судя по недавно принятому и опубликованному руководству по внедрению CAATSA, серьезно относится к санкциям в отношении России. Мы верим и надеемся, что администрация продемонстрирует конкретные шаги, необходимые для выполнения обязательств, предусмотренных разделом 241 CAATSA.
Андерс Осланд – старший научный сотрудник Atlantic Council’s Dinu Patriciu Eurasia Center. Он является ведущим специалистом по экономической политике России, Украины и Восточной Европы. Андерс Осланд служил экономическим советником нескольких правительств, в частности, правительства России (1991-94). Им опубликованы 14 книг, в том числе три из них об экономических реформах в России.
Дэниел Фрайд – действующий сотрудник Atlantic Council’s Future Europe Initiative и Dinu Patriciu Eurasia Center. В течение своей сорокалетней карьеры в Foreign Service он играл ключевую роль в разработке и осуществлении американской политики в Европе после падения Советского Союза. Фрайд помогал Западу в ответных мерах на агрессию Москвы против Украины начиная с 2014 года. Как координатор Госдепартамента по политике санкций, он разработал санкции США против России – крупнейшую программу санкций США на сегодняшний день, и добился о введении подобных санкций со стороны Европы, Канады, Японии и Австралии.
Андрей Илларионов – старший научный сотрудник Cato Institute’s Center for Global Liberty and Prosperity. С 2000 по декабрь 2005 года он был главным экономическим советником президента России Владимира Путина.
Андрей Пионтковский является приглашенным сотрудником Hudson Institute и старшим советником Free Russia Foundation. Он является автором нескольких бестселлеров о президентстве Путина в России, в том числе «Другой взгляд в душу Путина».