15.10.2024

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЛЮБИМЕЦ ИМПЕРАТОРА -КОНСТАНТИН МАКОВСКИЙ

+ +


Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883 год, Музей Хилвуд, Вашингтон, США. Автор: Константин Маковский.

Константин Егорович Маковский
Сам император Александр II называл его «мой живописец», в то время как современники окрестили его «блестящим Костей». Он был один из самых успешных, дорогостоящих и выдающихся художников-портретистов России XIX века, настолько, что даже прослышавшие о нём американцы, не раздумывая, пригласили его к себе для того, чтобы он написал портрет самого президента Рузвельта!

 

 

Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

А созданные им картины, до сих пор имея огромную ценность, хранятся в зарубежных частных коллекциях и музеях мира. И судя по всему, многие уже догадались, что речь идёт о непревзойдённом Константине Маковском и его творчестве.«Тем, кем я стал, я считаю себя обязанным не академии, в которой проходил обучение и не профессорам, а моему отцу, который привил мне чувство прекрасного и любовь к живописи», – писал Константин.

 
Счастливая Аркадия, 1889-1890 гг, частное собрание. Автор: Константин Маковский.

Счастливая Аркадия, 1889-1890 гг, частное собрание. Автор: Константин Маковский.

Родился в Москве. Сын деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской, ставшего впоследствии Училищем живописи и ваяния, а после 1865 года Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Брат живописцев Александры, Николая и Владимира Маковских. Младшая сестра художника, Мария Егоровна Маковская была актрисой. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. 

 

 
Иван Сусанин, 1914 год, частное собрание. Автор: Константин Маковский.

Иван Сусанин, 1914 год, частное собрание. Автор: Константин Маковский.

В 1851 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где, став первым студентом, легко получил все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

 

 
Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем, 1886 год, Музей искусств Понсе, Пуэрто Рико. Автор: Константин Маковский.

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем, 1886 год, Музей искусств Понсе, Пуэрто Рико. Автор: Константин Маковский.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул академию, не получив диплома.

 

 
Русалки. 1879, Демонстрировалась на VII Передвижной выставке в 1879 году. Автор: Константин Маковский. Автор: Константин Маковский.

Русалки. 1879, Демонстрировалась на VII Передвижной выставке в 1879 году. Автор: Константин Маковский. Автор: Константин Маковский.

Чуть позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины из повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.), а в 1870 году — к «Товариществу передвижных художественных выставок». Константин Маковский выставляет свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

 

 
Под венец, 1884 год. Автор: Константин Маковский.

Под венец, 1884 год. Автор: Константин Маковский.

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

 

 

 

Гадание, 1915 год. Автор: Константин Маковский.

В 1880-х Константин Маковский приобретает известность как модный автор портретов и исторических картин и становится одним из самых высокооплачиваемых российских художников того времени. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получает Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Некоторые критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создававшего, подобно Генриху Семирадскому, поразительные на вид, но поверхностные по смыслу работы.

 

 
Суд Париса. Автор: Константин Маковский.

Суд Париса. Автор: Константин Маковский.

В 1915 году, наряду со многими другими художниками своего времени, участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси. В июне этого года Константин Маковский, став жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай), скончался в Петрограде. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (могила не сохранилась

 

 
Араб в чалме, 1882 год. Автор: Константин Маковский.

Араб в чалме, 1882 год. Автор: Константин Маковский.

Живописной манере художника присущи черты нескольких стилей. Выйдя из школы и являясь представителем академизма, он в то же время демонстрирует некоторые качества, которые наиболее ярко проявятся в творчестве русских импрессионистов. Помимо этого, некоторые из его исторических картин, например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России предыдущих эпох

 

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гусарского полка, графа Г.А. Бобринского. 1879 (Музей Гвардии, Санкт-Петербург)

 

 
Женский портрет, 1878 год. Автор: Константин Маковский.

Женский портрет, 1878 год. Автор: Константин Маковский.

«Любуйся и запоминай!», – ежедневно говорил отец сыну, требуя от Костика делать наброски уличных сцен и портретов случайных прохожих в небольшой карманный альбом, поговаривая о том, что искусство – своего рода религия, облагораживающая людей, благодаря которой они становятся добрее и лучше. А дома расспрашивал мальчишку о том, не забыл ли он того мужичка, что угощал его квасом или ту самую ворону, которая была столь примечательна…

 
Женский портрет. 1880-е годы, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск. Автор: Константин Маковский.

Женский портрет. 1880-е годы, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск. Автор: Константин Маковский.

Внебрачная дочь — Наталья Константиновна Маковская (Лебедева) — (1860—1939).

Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири. 1863. Иркутский областной художественный музей

Жена, с 11 ноября 1866 года — Елена Тимофеевна Буркова (сценическая фамилия Черкасова). Артистка драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге, внебрачная дочь графа В. А. Адлерберга, бывшего министром Двора при Николае I. Сын Владимир (1871—1871) . В марте 1873 года художник овдовел.

 
Семейный портрет. 1882 год, Изображена Ю.П.Маковская с детьми Сергеем и Еленой. Автор: Константин Маковский.

Семейный портрет. 1882 год, Изображена Ю.П.Маковская с детьми Сергеем и Еленой. Автор: Константин Маковский.

Второй брак, с 22 января 1875 г., Юлией Павловной Летковой (1859 — 23.11.1954). Её сестра — Леткова, Екатерина Павловна. Сёстры Летковы, известные в своё время красавицы, неоднократно служили Маковскому моделями для его работ.

Головка (портрет Ю.П.Маковской). 1890-е

В браке родились дети Сергей Константинович, известный деятель русской культуры Серебряного века, дочь Елена Лукш-Маковская, художница, прожившая большую часть жизни в Германии, сын Владимир (р. 1883). Развод 26 мая 1898 года.

 

 
Третий брак, с 6 июня 1898, с Марией Алексеевной Матавтиной (1869—1919). Дети от этого брака — Константин, Ольга, Марина, Николай.

 

 
Женский портрет. Начало 1880-х годов, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск. Автор: Константин Маковский.

Женский портрет. Начало 1880-х годов, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск. Автор: Константин Маковский.

 

 
Демон и Тамара, 1889 год. Автор: Константин Маковский.

Демон и Тамара, 1889 год. Автор: Константин Маковский.

 

 

 

 

 
Харон перевозит души умерших через реку Стикс. Автор: Константин Маковский.

Харон перевозит души умерших через реку Стикс. Автор: Константин Маковский.

 

 
Графиня Шереметева Екатерина Павловна, 1877 год, Московский музей-усадьба Останкино. Автор: Константин Маковский.

Графиня Шереметева Екатерина Павловна, 1877 год, Московский музей-усадьба Останкино. Автор: Константин Маковский.

 

 
Девушка в костюме Флоры. Автор: Константин Маковский.

Девушка в костюме Флоры. Автор: Константин Маковский.

 

 
Русская ркасавица. Автор: Константин Маковский.

Русская ркасавица. Автор: Константин Маковский.


«Одни из лучших красавиц с удовольствием позировали мне, выстраиваясь в огромные очереди. Зарабатывая большие деньги, я жил ни в чём себе не отказывая. Испытывая особое пристрастие к жизни, мне так и не удалось всецело отдаться творчеству, проявив свой талант в полной мере. И, тем не менее, несмотря ни на что, я написал несметное количество картин на различные темы», – писал художник.

Маковский К. Е., Крестьянский обед в поле. 1871 год. Таганрогская картинная галерея. Таганрог

Рассказы деда. 1881

Константин Маковский. Сенокос. 1873

После базара. 1876

 
Восточная женщина (Цыганка), 1878 год. Автор: Константин Маковский.

Восточная женщина (Цыганка), 1878 год. Автор: Константин Маковский.

 

 
Боярышня, 1880-е годы. Автор: Константин Маковский.

Боярышня, 1880-е годы. Автор: Константин Маковский.

 

 
Портрет Марии Михайловны Волконской. Автор: Константин Маковский.

Портрет Марии Михайловны Волконской. Автор: Константин Маковский.

 

 
Графиня Зубова Вера Сергеевна, 1877 год, Русский музей. Автор: Константин Маковский.

Графиня Зубова Вера Сергеевна, 1877 год, Русский музей. Автор: Константин Маковский.

 

 
Княгиня Волконская Мария Михайловна, 1905 год, Государственный музей искусств Грузии. Автор: Константин Маковский.

Княгиня Волконская Мария Михайловна, 1905 год, Государственный музей искусств Грузии. Автор: Константин Маковский.

 

 
Портрет девочки. Автор: Константин Маковский.

Портрет девочки. Автор: Константин Маковский.

Портрет детей художника. 1882.

 

Игра в жмурки

Konstantin Makovsky – Escogiendo la novia

Konstantin Makovsky, The Murder of False Dmitry

Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова. 1862.

Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III.

 

 

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/261017/36426/

 

Серия сообщений "Искусство России":
Часть 1 – Коллекция императорского русского искусства Фаберже.
Часть 2 – Красота русского серебра 

Часть 21 – Витражное искусство России
Часть 22 – «Тайна бриллиантовой коллекции Ирины Бугримовой»


63 элементов 1,105 сек.