Международные санкции способны здорово подпортить бизнес. Совсем другое дело, если ты Аркадий Ротенберг и тебе на помощь могут прийти изобретательные специалисты из офшорной юридической фирмы Appleby, пишет Sueddeutsche Zeitung.
"Президент России Владимир Путин праздновал в марте 2014 года аннексию Крыма, – говорится в статье. – Он незаконно отнял полуостров в Черном море у соседней Украины, после чего столкнулся с проблемой: на новую территорию можно попасть лишь самолетом или на пароме. Было принято решение начать строительство моста для автомобилей и поездов протяженностью в 19 км".
Реализация амбициозного проекта была поручена Аркадию Ротенбергу. Этого друга юности Путина, ныне бизнесмена, вхожего в его ближний круг, критики считают подставным лицом, через которого президент увеличивает свое состояние, пишут авторы материала.
По мнению журналистов SZ, строительство Керченского моста представляет собой нечто большее, чем просто строительный проект: "Это провокация". "По крайней мере, так считают в западных столицах, для которых оно символизирует продолжающееся нарушение норм международного права. Запад реагирует: он хочет вынудить Москву вернуть Крым и потому под санкциями оказывается каждый, кто входит в окружение Путина", – пишут журналисты.
"Непосредственно после аннексии Крыма (…) США ввели санкции против соратника Путина Ротенберга, через несколько месяцев штрафные меры на него наложил и ЕС", – говорится в статье.
Однако "и сами санкции как средство оказания давления, и попытки их обойти стары как мир", пишут авторы. Офшорные компании и трасты нередко используются для того, чтобы избежать штрафных мер, наложенных на государственном уровне. В случае с попавшими в санкционный список компаниями Ротенберга помощь – по крайней мере, до апреля 2016 года – приходила со стороны офшорной юридической фирмы Appleby. Там, где США и ЕС хотели сжечь мосты для Ротенберга, новые дороги для него выстраивала компания, которая сегодня оказался в центре так называемого "Райского досье".
"Аркадию Ротенбергу, – пишет SZ, – в ходе крымского кризиса пришлось на себе прочувствовать, что дружба с Путиным может быть благословением и проклятием одновременно. Его близость к президенту сделала его миллиардером, как и многих других олигархов".
Деловая хватка появилась у Аркадия и его брата Бориса ближе к закату советской эпохи. "Изначально они владели сетью заправок и охранным предприятием, за ними последовало предприятие по производству водки, затем – банк и энергетические компании. Они строили трубопроводы и объекты инфраструктуры для Олимпиады в Сочи в 2014 году – один только путинский зимний спектакль, по оценкам Bloomberg, принес им заказов более чем на 7 млрд долларов. Рост экономического благосостояния Ротенбергов шел параллельно с взлетом политической карьеры Путина", – говорится в статье.
Несмотря на то, что концерн Ротенберга "Стройгазмонтаж" никогда не строил мостов, Путин поручил ему строительство Керченского моста, стоимость которого оценивается в 3 млрд долларов, указывают авторы.
По мнению Брюсселя, этот мост "утвердил бы факт вхождения Крыма в состав РФ, что и в дальнейшем подрывало бы территориальную целостность Украины". США наложили санкции и на Бориса Ротенберга, которого также считают близким другом Путина. От санкций Евросоюза его спас только финский паспорт, говорится в статье.
"Несмотря на санкции в отношении Аркадия Ротенберга, Appleby оказывала ему поддержку как минимум до апреля 2016, помогая сохранять те связи, которые хотел разорвать Запад. Кроме того, – продолжают журналисты, – Appleby напрямую или косвенно оказывала услуги десятку банков и компаний из России, Ирана и Ливии, на которые давно были наложены европейские и американские санкции. Среди них – такие финансовые институты, как "Сбербанк", ВТБ, "Гапромбанк", ВЭБ, "Россельхозбанк", "Банк Москвы", который с 2016 года входит в состав ВТБ, а также нефтяной концерн "Роснефть".
По всей видимости, пишет SZ, компанию Appleby санкции не сильно смутили. "Представительство компании на острове Мэн какое-то время управляло тремя офшорными фирмами – Eagle Aviation Limited, Sentonan Investments Limited и Damstone Limited, через которые братья Ротенберг импортировали в ЕС несколько бизнес-джетов. Стоит упомянуть и компанию Hilanser Limited, зарегистрированную на Британских Виргинских островах, которая, согласно "Райскому досье", одно время принадлежала Аркадию Ротенбергу".
С 8 июля 2014 года санкции начали действовать и на острове Мэн. "Остров не является частью ЕС, однако входит в общую таможенную зону ЕС и частично применяет законодательство ЕС, и в данном случае это распространяется на антироссийские санкции, – поясняет издание. – Для Appleby стало опасно вести дела с Аркадием Ротенбергом – суд может расценить это как нарушение режима санкций".
Как становится ясным из внутренней переписки юридической фирмы, в компании были обеспокоены сложившейся ситуацией, однако "боялись потерять богатого клиента больше, чем нарушить условия санкций", говорится в статье. Лишь через год Appleby передала принадлежащую Ротенбергу фирму Sentonan Investments Limited другой юридической компании. Фирме Eagle Aviation Limited она оказывала услуги вплоть до апреля 2016 года.
"Странно, что Appleby не сразу рассталась с клиентом, подпавшим под санкции, – комментируют журналисты. – Ведь эта юридическая компания (…) печется о своей репутации в офшорном бизнесе".
Из переписки также явствует, что юридическая компании тщательно проверяет, не совершается ли конкретная запланированная сделка на территории ЕС или США и какие санкции наложены на физическое или юридическое лицо. Как указывают в самой Appleby в ответ на вопросы журналистского консорциума ICIJ и SZ, компанию консультировали "независимые эксперты по санкциям". Ситуацию вокруг братьев Ротенберг, а также иранских и ливийских компаний в Appleby комментировались отказались, передают корреспонденты.
Таким компаниям, как Appleby, на руку то, что санкции не всегда однозначно сформулированы и имеют лазейки. Как замечают журналисты, "бизнес с дочерними предприятиями некоторых попавших в черный список компаний не всегда автоматически попадает под запрет".
"Кроме того, Ротенберги имеют опыт в маскировке своего бизнеса. До недавнего времени им принадлежали офшорные компании на Британских Виргинских островах. Обычно подобные компании и их истинные владельцы скрыты от внимания общественности. Однако, согласно "Панамскому досье", вызвавшему широкий резонанс в 2016 году, Аркадий Ротенберг был владельцем нескольких подобных фирм по крайней мере вплоть до 2010 года", – говорится в статье.
Тем не менее, полностью избежать санкций Ротенбергам не удалось. "Осенью 2014 года власти Италии конфисковали у них несколько вилл, а также отель в Риме. Госдума РФ обсуждала даже возможность принятия так называемого закона о компенсации: российские бизнесмены, на которых распространяется действие европейских или американских санкций, должны были получить от государства компенсацию. Однако это предложение столкнулось с ощутимым сопротивлением", – напоминают журналисты.
"Аркадий Ротенберг, – пишут в заключение авторы, – воспользовался не новым, но действенным трюком. Как стало известно из "Панамского досье", он переписал офшорные компании на одного из своих сыновей".
Михаил Крутихин:
Ну вот скажите, зачем, в силу какой логики перечислять миллиарды долларов в какую-нибудь нуждающуюся страну, когда заведомо известно, что надежды на возврат вложенного нет и не будет?
У меня только одно объяснение. Казнокрадство.
Для начала те, кто распоряжается национальными финансами, находят за границей воровской режим.
Сделать это просто – достаточно посмотреть на лозунги заботы о благе населения и всего человечества и сравнить их с делами. Второй шаг – договоренность с жуликами. Мы вам – "помощь", вы нам хороший откат, а оставшуюся сумму делим по-братски. Через несколько лет списываем всё чохом – и с концами.
Вот только не надо мне про братскую дружбу с народами Венесуэлы и Курдистана, про взаимовыгодные проекты и т. п. Про газификацию Киргизии (когда свои города и села без газа), про участие в строительстве города-сказки в Саудовской Аравии…