Совокупное богатство ближайшего окружения президента РФ Владимира Путина составляет почти 24 млрд долларов (около 20 млрд евро).
Это следует из расчетов сотрудников Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), проведенных с опорой на их собственное расследование и на рейтинги Forbes за 2017 год.
Большинство из фигурантов публикации имеют активы в крупных компаниях, связанных с нефтегазовой сферой или с госсектором РФ.
Система власти российского президента основывается не на бюрократической иерархии, а на личных отношениях, многие из которых выстраивались десятилетиями
Речь в расследовании OCCRP, в частности, идет об Аркадии и Борисе Ротенбергах. Их совокупное состояние составляет около 3,6 млрд долларов (порядка 3 млрд евро).
Так, компания "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга является единственным подрядчиком работ по проектированию и строительству моста через Керченский пролив в Крым. Кроме того, в марте 2016 года издание Meduza связало интерес одной из компаний Ротенберга к аэропорту "Домодедово" с арестом владельца воздушной гавани Дмитрия Каменщика.
В публикации OCCRP фигурирует также Геннадий Тимченко, занимающий, по версии журнала Forbes, четвертое место в списке богатейших людей России. Его состояние оценивается в 16 млрд долларов (13,6 млрд евро). Тимченко – владелец частной инвестиционной группы Volga Group, специализирующейся на инвестициях в инфраструктуру, энергетические и транспортные сектора. Через Volga Group он владеет акциями газодобывающей компании "Новатэк", железнодорожной "Трансойл" и угледобывающей "Колмар".
Кроме Ротенбергов и Тимченко, к ближайшему кругу Путина принадлежат еще восемь человек, включая предпринимателя Юрия Ковальчука, владельца недвижимости в Москва-Сити Ильгама Рагимова, дочерей президента – Марию и Катерину, его двоюродного брата Игоря и сына другого двоюродного брата главы государства – Михаила.
Отдельно OCCRP пишет о "возможных приближенных" Путина, которые "владеют огромными активами", однако при этом остаются "вне поля зрения общественности" и испытывают трудности "с объяснением происхождения своего богатства". Применительно к ним у авторов расследования возникает главный вопрос: действительно ли их активы принадлежат им, или они просто доверенные лица российского президента.
В эту подкатегорию входят три человека: Сергей Ролдугин, Михаил Шеломов и Петр Колбин. Ролдугин, в частности, фигурировал в "панамских досье". Так, в разделе архива, посвященном РФ, в частности, сообщалось, что окружение Путина вывело из России не менее двух миллиардов долларов через офшорные компании, оформленные на виолончелиста и друга главы российского государства.
Михаил Шеломов – сын двоюродной сестры Путина по материнской линии,. Он владеет долями в банке "Россия" и страховой компании "Согаз".
Как следует из публикаций "Дождя", Петр Колбин – друг детства Путина, третий по объему активов акционер крупнейшей энергетической группы Gunvor и коллега Геннадия Тимченко.
Центр по исследованию коррупции и организованной преступности – некоммерческий проект, объединяющий ряд региональных центров расследовательской журналистики и независимых СМИ. OCCRP получает поддержку в виде грантов Фонда демократии ООН, Агентства США по международному развитию (USAID), Института "Открытое общество" (Open Society Foundations).
Екатерина Венкина
Сеть Путина
Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер едет в Москву. С начала кризиса вокруг Крыма существует напряженность в отношениях Москвы и Берлина, однако среди доверенных лиц, которыми окружил себя Владимир Путин, есть и немцы, пишет московский корреспондент Die Welt Павел Локшин.
"Система власти российского президента основывается не на бюрократической иерархии, а на личных отношениях, многие из которых выстраивались десятилетиями", – замечает журналист, делая обзор наиболее значимых контактов Путина.
"В мае 2001 году к удивлению отраслевых экспертов Путин предложил кандидатуру Алексея Миллера на пост главы газового монополиста "Газпром". Почему именно этот неприметный бюрократ? Тогда казалось, что другие кандидаты лучше подходят на роль реформаторов увязшего в коррупции и кумовстве госконцерна", – говорится в статье.
По утверждению автора, Путин тогда искал, на кого он мог положиться. Миллер "работал под началом Путина с начала 1990-х в администрации Санкт-Петербурга и проявил себя как лояльный исполнитель, которому чужда личная инициатива". "За 16 лет, которые Миллер провел в кресле председателя правления "Газпрома", Путин получил полный контроль над газовым гигантом, сам Миллер при этом оставался в тени. В отличие от Игоря Сечина, главного исполнительного директора "Роснефти", он не демонстрирует властных амбиций", – пишет Die Welt.
"Бывший личный секретарь Путина Игорь Сечин забрался на самый верх карьерной лестницы – он контролирует крупнейший в России нефтяной концерн. И если в прошлом критики, посмеиваясь, называли его "тенью Путина", то теперь им явно не до шуток. Бывший военный переводчик, работавший в прошлом на КГБ, сегодня Сечин считается вторым по значимости человеком в государстве. Сечин боготворит Путина, – повествует Локшин, – а себя считает чем-то вроде политического телохранителя президента".
"Еще в начале 2000-х, будучи заместителем главы кремлевской администрации, он пытался оградить Путина от контактов с чиновниками и бизнесменами, в патриотизме которых сомневался", – пишет Локшин, в качестве примера приводя Михаила Ходорковского, бывшего главу нефтяного концерна ЮКОС, с 2003 по 2013 год сидевшего в тюрьме по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве. "Сегодня Сечин конкурирует за благосклонность президента с либеральным крылом в правительстве – его основным оппонентом считается Дмитрий Медведев", – говорится в статье.
"Сегодняшнего премьер-министра Путин знает более 25 лет. (…) Они познакомились в 1991 году, когда юрист Медведев консультировал городской комитет по внешним связям при мэре Санкт-Петербурга, который тогда возглавлял Путин", – сообщает журналист.
Доверие Путина к молодому коллеге было настолько велико, что он передал ему президентство, пока сам в период 2008-2012 годов занимал кресло премьера. "В окружении Путина Медведев, которого наивно считают сторонником либерализма в экономике, представляет собой противовес "силовикам", представителям спецслужб и армии", – пишет Локшин.
Еще один представитель ближнего круга президента, Сергей Чемезов, возглавляет сегодня оборонный концерн "Ростех". "Они познакомились в 1980-е годы в Дрездене, где будущий президент России был сотрудником КГБ, а Чемезов – главой представительства советского атомного предприятия и "внештатным" агентом КГБ. Они были соседями и быстро подружились, сохранив тесные контакты и по возвращении в Россию", – передает автор.
Когда в 1999 году Путин получил от Бориса Ельцина должность премьер-министра, он предоставил Чемезову работу в госкомпании, занимающейся экспортом вооружений. "Старый товарищ Путина быстро обеспечил тому контроль над львиной долей структур в доходной оборонной отрасли", – пишет Локшин. В 2007 году в лице "Ростеха" был создан гигантский холдинг, объединивший под одной крышей сотни независимых госпредприятий. "Сегодня Чемезов считается теневым министром Путина по оборонной промышленности, однако, как и в случае с Сечиным, его влияние выходит далеко за пределы отрасли", – говорится в статье.
"Ни один другой иностранец не имеет таких тесных связей с Владимиром Путиным, как бывший офицер "Штази" Маттиас Варниг, – продолжает автор. – В настоящее время, по некоторым данным, он встречается с Путиным в Кремле каждые три недели – Варниг является исполнительным директором компании "Норд Стрим АГ". Оба экс-шпиона должны знать друг друга еще по Дрездену, однако Варниг упирает на то, что познакомился с Путиным лишь в 1991 году в Санкт-Петербурге, когда приехал утрясать дела, связанные с открытием представительства Dresdner Bank в северной столице". Супруги Варниг и Владимир Путин с его тогдашней женой Людмилой даже проводили вместе отпуск в Давосе.
"Варниг не может соперничать по влиянию с Сечиным или Чемезовым, однако для отношений с западными партнерами и контроля за местными действующими лицами он незаменим", – пишет Локшин.
"Аркадий Ротенберг, "король госзаказа", строит трубопроводы для "Газпрома" – а также гигантский мост, который призван соединить Россию с оккупированным Крымским полуостровом. Стоимость проекта более 3 млрд евро. На подходе новый проект: Ротенберг должен будет заняться строительством моста к острову Сахалин на Дальнем Востоке. Только в прошлом году его строительные компании получили госзаказов примерно на 8 млрд евро".
По мнению журналиста, может иметь значение и то, что Ротенберг – самый давний друг Путина: они познакомились, когда нынешнему президенту было 12 лет.
Юрия Ковальчука, физика по образованию, Путин знает с 1991 года. В то время начинающий бизнесмен основал Ассоциацию совместных предприятий Санкт-Петербурга, и помог ему в этом проекте Владимир Путин.
"В середине 1990-х Ковальчук был одним из тех, кто вместе с Путиным основал известный дачный кооператив "Озеро", – продолжает автор статьи. Сегодня Ковальчук – миллиардер-медиамагнат, в империю которого входят вещающие по всей стране прокремлевские каналы. "Олигарха считают личным банкиром Путина: через его банк "Россия", согласно "панамскому досье", на офшорные счета отправились миллиарды долларов, якобы принадлежащие Путину. После аннексии Крыма банк попал в американский санкционный список, ему на помощь пришел Центробанк, а Владимир Путин демонстративно открыл счет в банке "Россия".
И наконец, Герхард Шредер. Новый глава совета директоров "Роснефти" Шредер – возможность для Путина придать налет международной легитимности сырьевому экспортеру, одновременно являющемуся инструментом геополитики. "Шредер – часть европейской политической элиты, и он так дружественно настроен в отношении России, как мало кто из политических тяжеловесов его уровня", – пишет Локшин.
Дружеские отношения между Путиным и Шредером основаны на доверии – "в ближнем кругу Путина по-другому и быть не может", резюмирует журналист.