Он сидел спокойно и внимательно смотрел на сцену.
Маленький худенький мальчик лет семи с коротко постриженным затылком
На большом экране показывали фильм об его погибшем отце. Короткий – минут пять с секундами. Родился, вырос, учился, пошел служить в армию. Вернулся, работал. А потом ушел на войну. Сам, добровольно. По зову сердца и порыву души. Защищал родную землю и свой народ. Погиб. "Шана чернігівському добровольцу. Вічна пам'ять Герою України".
А потом мальчика и его бабушку позвали на эту самую сцену и вручили народную награду "Лицарський Хрест Добровольця", которую придумали волонтеры Женской Сотни Чернигова "ЖеСЧе".
Накануне Дня Защитника Украины эту награду добровольцы Черниговской области получали вот уже четвертый раз. И каждый раз волонтеры находят 20 тех бойцов, кто ушел на войну по зову сердца. Пятеро из них – посмертно. На сцену выходят их мамы, папы и дети. За настоящим "Лицарським Хрестом".
Сами бойцы говорят, что им не нужны ордена и медали от власти. Что эта – дороже. Что люди, кинувшиеся спасать украинскую армию весною 2014-го, и сейчас продолжают делать все, чтобы те, кто вернулся с фронта, не чувствовали себя изгоями и ненужными в этой нашей с вами "мирной жизни".
Короткие фильмы о тех, кто уходил на Донбасс, тоже сделали сами волонтеры. И всех родных героев и их самих, кто остался живым, позвали на награждение и концерт в их честь, которій тоже сами организовали.
Самое страшное – это первые пять фильмов о тех, кто не вернулся. И на сцену выходят за наградой родители погибшего и дети. И когда уже просмотрен 6-й фильм и на сцену поднимается ЖИВОЙ вернувшийся с фронта, слезы текут еще больше: хлопцы, спасибо, что вы живые. И это невозможно остановить. Многие в зале плачут.
А маленький мальчик смотрел на сцену почти все три часа фильмов и награждения. Он вставал, когда пели Гимн. Вставал, когда аплодировали каждому герою. Садился. И снова смотрел. И снова вставал. И не плакал.
Я смотрела на него и думала о том, что может чувствовать семилетний ребенок, у которого оккупанты убили отца. И что мы все еще можем сделать, чтобы страна не забыла его отца. Чтобы помнили.
Потом мы говорили с девочками, которые наградили "Лицарським Хрестом" 60 живых и 20 погибших героев-добровольцев. "Спасибо тем, кто нам отказал в помощи. Спасибо, что нам власти хотя бы не мешают".
И так, наверное, почти в каждой области Украины, за исключением Днепропетровской – где для "атошников" есть и Центр реабилитации, и Музей АТО, и Мемориал Памяти погибших, и еще строится один реабилитационный центр. И где у людей уже четко вырезано в сознании: своих героев-защитников Украины мы в обиду не дадим и детей воспитаем в духе любви к Украине и нашим героям.
Я по Одессе скажу. Третий год волонтеры бьются за создание Реабилитационного центра, за Музей АТО можно только помечтать – "нет помещений", а вот наша переносная выставка в память о погибших в войне одесситах так и остается кочевой.
Хотя нам после "9 мая" власти всячески обещали и мемориал погибшим в начале Аллеи Славы в Одессе, и залы для размещения выставки. Но – ноль. "Обещать – не значит жениться" работает на ура.
В День Защитника Украины чиновникам легче возложить цветы к памятнику Шевченко и написать об этом на своих фейсбуках, чем сделать полезное для живых героев и для родных погибших.
Хочется напомнить. У нас совсем новая страна с февраля 2014. Не УССР. У которой – новые герои. И их надо помнить, ими гордиться и рассказывать о них не только нашим детям, но и всему миру.
И спасибо черниговским волонтерам из Женской Сотни Чернигова "ЖеСЧе".
Нам всем есть чему поучиться у маленьких хрупких женщин.
Алена Балаба