Историк Фаина Петрова в своей работе в "еврейской старине" опубликовала материал о том, что в 17 веке до нашей эры пришли в Древний Китай "рыжие бродяги", так китайцы называли евреев, которые мало того, что завоевали страну, но и оттеснили коренное население Китая в низовья реки Янцзы.Этих рыжих потом именовали гунны (хуны).
С этого времени начинается расцвет Древнейшей Китайской цивилизации. Это те самые "варвары" которые проскакав 10 000 верст на лошадях сменяя 3-х лошадей в день ворвались в Европу, уничтожили Древний Рим и Древнюю Грецию вырезав поголовно все население. На сегодня нет ни этнических римлян, ни греков…Пробыв в Европе 19 лет они поворотили коней обратно.
В Китае есть официальная статистика о евреях в Китае сегодня цифра 45 миллионов. В годы гражданской войны из России в Шанхай убежало около 1 млн. евреев, Говорится, что эта группа насчитывает 6 млн. человек.
Основным китайским этносом являются ханьцы. Однако ханьцы очень неоднородны, как я уже писал ранее, одних только диалектов китайского языка, великое множество. Среди всех ханьских субэтносов наиболее выдающийся это безусловно хакка. Хакка заслужено имеют славу «азиатских евреев», о них мой сегодняшний пост.
Само слово хакка (客家-kejia на путунхуа) дословно означает гостевые семьи. Что любопытно, китайское правительство не выделяет хакка в одно из 56 китайских национальных меньшинств, официально они считаются частью хань. Родом они из нынешнего центрального Китая, провинций Хэнань и Шэнси, хотя в то время это была китайская северная граница. Живя там они постоянно переживали нашествия кочевников и других племен начиная с третьего века нашей эры, и вплоть до нашествия чжурчжэней и в итоге сотни тысяч если не миллионы беженцев снялись со своих мест и переместились в Южный Китай в 11-12 веке.
В данный момент во всем мире насчитывается более 30 млн. хакка. Из них 60% проживает в провинции Гуандун. Также их много в провинциях Фуцзянь, Цзянси, Тайване, Гонконге и Сингапуре. Очень много чайнатаунов по всему миру и в других странах Азии также населены хакка.
http://popoffich.livejournal.com/114845.html
3 августа 1900 г. sгазета «Ди вельт», основываясь на интервью, которое аргентинский сионист Я. Лиховицкий взял у одного китайского дипломата. Вот краткое изложение этой корреспонденции:
«Путешествующий ныне по Южной Америке китайский ученый, доктор Конг-И-Лонг, проездом остановился в нашем городе. Китайский вопрос теперь более чем актуален, и весьма естественно, что наши журналисты поспешили воспользоваться «героем дня» для получения разъяснений относительно кровавых событий, происходящих в последнее время в его отечестве. Доктор Конг-И-Лонг утверждал, что причину возникших смут в Китае не следует приписывать религиозному фанатизму китайцев, так как они отличаются веротерпимостью, и ссылался на то, что китайцы не преследуют евреев.
Слова эти побудили кружок сионистов под названием «Лига доктора Герцля» интервьюировать ученого китайца. Для этой цели «Лига» выбрала делегацию, в которую вошли гг. Л. Бергман, М. Гельденберг и пишущий эти строки… Д-ру Конг-И-Лонгу, бывшему китайскому посланнику в Вашингтоне, в настоящее время путешествующему с тайной миссией своего правительства, примерно 62 года, он носит национальный китайский костюм и весьма любезен в обращении…
Мы попросили сообщить нам более точные сведения о китайских евреях, о которых мы, к сожалению, ничего не знаем, за исключением разве того, что один немецкий миссионер встретил в Китае некоторые еврейские семейства.
— Я разговаривал с нашими евреями, — сказал доктор, — знаком с их представителями и руководителями и питаю к ним наилучшие симпатии… Предки наши, которые нашли много сходства между еврейской религией и религией Конфуция, немедленно наделили их всеми гражданскими правами, и с тех пор они стали мирными поселенцами нашей страны. Теперь большинство евреев живет спокойно и счастливо в провинции Хэнань, возле г. Кайфэна. Кроме того, они во множестве живут в пяти провинциях, орошаемых рекой Янцзы. В Пекине немало ученых и чиновников из евреев. Многие из моих товарищей — евреи, которые вместе со мной учились в пекинском университете… Знатнейшие мандарины ведут с ними дела и имеют управителями своих имений евреев. Тысячи евреев служат в войсках и между ними много офицеров и даже несколько генералов…
— А сколько евреев находится в Китае? — спросил делегат, и на это доктор ответил:
— Достоверно не могу сказать, но если христиан насчитывают в Китае до 5 миллионов, то евреев можно насчитать до 40, а может быть даже более миллионов (???), так как целые города заселены исключительно евреями. Например, могу указать на город Амой, в котором считают 80.000 еврейских жителей…».
Взволнованная этими данными, газета «Русский листок» акцентирует внимание на том, что 40 миллионов — это около 10% тогдашнего населения Китая, подвергает такое число известному сомнению, но считает, что «20 миллионов есть цифра более чем вероятная». А. Кац тоже сомневается в некоторых выводах Конг-И-Лонга и не без оснований утверждает: «Тем не менее его предположение о существовании более 40 миллионов евреев в Китае можно считать правдоподобным, имея в виду, что по статистике человеческое население в сто лет удваивается… Если за два с половиной века до начала христианской эры в Китай переселилось даже небольшое число евреев, то их потомство в настоящее время может образовать многомиллионное население».
Ну и в последние 150 лет евреи не забывали про китай – масса евреев появилась в Китае после 1896 года – года заключения договора между Китаем и Россией о постройке Восточно-Китайской железной дороги. Это были врачи, юристы, музыканты, инженеры, коммерсанты, много сделавшие для процветания Манчжурии. Тем, кто победнее, удавалось поднять и собственное благосостояние. В 1903 году в Китае возникла еврейская община. После погромов на юге России оттуда бежало много народу. В 1914 году и после революции 1917 года евреи снова потянулись из России в Китай. Самая большая еврейская община появилась тогда в Харбине – 25 тыс. человек. Издавались газеты, открылись еврейские больницы и школы, возникли сионистские организации. Власти были заинтересованы в развитии коммерческой инициативы и не притесняли евреев. До 30-х годов в Китае шла интенсивная культурная жизнь и русской, и еврейской общин. На гастроли приезжали известные артисты, преподавание в школах велось на высоком уровне. Основным языком евреев был русский.
В 10-40-х годах главным центром китайских евреев становится капитализирующийся Шанхай. Еврейская община состояла здесь из трех различных групп. Первая — это евреи из Багдада и Англии, которые приехали торговать в открытых портах Китая сразу после опиумных войн. Самыми известными из них были члены семьи Сассун, чья база находилась в Бомбее. В Китае они специализировались по складам и транспорту, но в результате ловких спекуляций землей заняли прочные позиции во всех сферах торговой и финансовой жизни южного Китая. Это была в основном сефардская община, хотя и с западным оттенком.
Вторая группа образовалась после русско-японской войны и особенно после революций 1917 г., состояла из ашкенази (европейских евреев), тоже активно участвовала в торговой жизни Шанхая. Первым из наиболее видных лидеров этой группы был Н.Э.Б.Эзра, который начал издавать в Китае еврейскую газету «Израэлз мессэнджер».
Третья группа — беженцы от нацистов. С 1933 г. эмигрировали в основном квалифицированные специалисты, а к 1938-39 гг. — уже целый поток. По некоторым подсчетам, к августу 1939 г. в Шанхай прибыли 20 тыс. беженцев, в большинстве своем немецкие евреи. В отличие от двух предыдущих групп эта группа была как бы транзитной.
А теперь представьте как выглядел бы Израиль если бы китайские евреи решили бы к нам приехать. Проблема ближнего востока давно была бы решена.