Ровно 75 лет назад, 23 октября 1942 года, началось сражение при Эль-Аламейне. Оно стало одной из переломных битв в истории Второй мировой войны. Разгромив итало-немецкую группировку фельдмаршала Эрвина Роммеля в Северной Африке, британские войска под командованием генерала Бернарда Монтгомери открыли союзникам путь к наступлению в Италию. Угроза прорыва фашистов к Суэцкому каналу и далее — в Палестину, была снята.
А к такой возможности в еврейском ишуве готовились вполне серьезно. После того, как в мае 1942 года итало-немецкие войска вытеснили англичан из Ливии и вторглись в Египет, в Эрец Исраэль начался отсчет так называемых «двухсот дней страха». Продвижение немцев к Эль-Аламейну, расположенному в 80 километрах от Александрии, открывало им прямую дорогу на Палестину. В ишуве начали активно готовиться к возможному немецкому вторжению.
Еще в мае 1941 года, по согласованию с британским командованием, Хагана создала специальные ударные роты, — Пальмах (плугот махац). Они предназначались для проведения диверсий в тылу немецких войск и оказания помощи союзникам в планируемых вторжениях в Сирию и Ливан, которые находились под контролем вишистской Франции. Британские специалисты обучали бойцов Пальмаха обращению со стрелковым оружием и применению взрывчатых веществ. В организацию записалось около полутора тысячи добровольцев.
В мае 1942 года в Пальмахе был создано отдельное «немецкое подразделение». Это был отряд, специально обученный ведению партизанской войны. Его возглавлял Шимон Кох, который в 1934 году приехал в Эрец Исраэль из Германии. Кох, сменивший впоследствии фамилию на Авидан, стал в 1948 году первым командиром бригады «Гивати».
На случай прорыва немцев в Эрец-Исраэль штаб «Хаганы» разработал оборонительный план, который получил кодовое название «Масада на Кармеле». В соответствии с ним, все население еврейского ишува должно было быть сосредоточено на горе Кармель. В остальных районах страны должны были остаться только небольшие диверсионные группы Пальмаха. Предполагалось также создание массового народного ополчения, включавшего всех способных носить оружие.
Врт что писал впоследствии Игаль Алон, один из основателей Пальмаха, будущий министр иностранных дел Израиля: «План обеспечивал создание динамичной, простой и надежной обороны ишува. Хайфа и ее окрестности, горный массив Кармель и Галилейские горы превращались в крепость, способную к активной защите. Это была достаточно большая территория, рельеф которой позволял построить надежные оборонительные линии. Моторизованным частям противника, особенно танкам, было бы очень трудно продвигаться в этом районе. По плану здесь предполагалось сосредоточить звсе еврейское население ишува. Мы предполагали бороться за каждую пядь земли. Война здесь могла обернуться для немцев вторым Сталинградом.»
Свой план встречи немцев разработала и организация ЭЦЕЛь (Иргун цваи леуми). Он носил, главным образом, символический характер. После вторжения немецких войск в Палестину бойцы ЭЦЕЛь планировали закрепиться в Старом городе Иерусалима и провозгласить еврейский суверенитет на Храмовой горе. Там они и планировали дать последний бой немцам, погибнув с высоко поднятой головой.
Тревогу евреев и англичан вызывали и настроения арабов Палестины. Около шести тысяч из них призвались в британскую армию, но в большинстве своем палестинские арабы поддерживали Гитлера, которого они называли Абу Али. Историк Мордехай Наор в своей книге «Восьмой ряд» описывает историю своей семьи, в 1942 году жившей в Ган-Явне: «В еврейские поселки на юге страны уже стали приходить арабы из окрестных деревень — делить еврейские дома и женщин».
К счастью, всем этим планам не суждено было сбыться. 23 октября 1942 года британская армия под командованием генерала Монтгомери начала операцию «Лайтфут» — массированное наступление под Эль-Аламейном. После артподготовки, в которой приняло участие более тысячи орудий, англичане двинулись в атаку. На северном фланге наступали 13-й и 30-й корпуса, которые должны были пробить брешь в немецкой обороне, чтобы 10-й корпус (2 бронетанковые дивизии) мог выйти на оперативный простор. На юге начали наступление индийская 4-я дивизия и две дивизии 13-го корпуса (одна — бронетанковая), цель которого была вспомогательная — дезориентировать противника относительно направления главного удара и оттянуть резервы.
2 ноября оборона армии Роммеля была прорвана. Отступление немцев и итальянцев приняло необратимый характер. 8 ноября в Марокко и Алжире высадились американцы. Окончательно немецко-итальянская группировка в Северной Африке в составе 250.000 военнослужащих капитулировала в мае 1943 года. Благодаря этому в течение года линия фронта переместилась от подступов к Каиру к окраинам Рима.
Еврейский ишув в Эрец Исраэль вздохнул с облегчением. Сталинград на горе Кармель, к счастью, не состоялся. К слову говоря, с началом британского наступления новости о происходящем у Эль-Аламейна потеснили на первых полосах палестинских газет сводки из района Сталинграда, где Красная Армия в конце октября вела тяжелые оборонительные бои. Знаменитое контрнаступление советских войск, завершившееся полным разгромом немцев, началось 19 ноября, когда англичане уже теснили противника на территории Ливии.
«Двести дней страха» в Эрец Исраэль завершились, и вместе с ними подошел к концу и «медовый месяц» в отношениях между мандатными властями и еврейским ишувом. В мае 1943 года англичане потребовали распустить Пальмах. Они ликвидировали учебные лагеря и конфисковали оружие, которое когда-то поставили «Хагане». Однако спустя несколько дней бойцы Пальмаха пробрались в британский арсенал и унесли все отобранное у них оружие. Организация ушла в подполье, и сотрудничеству с англичанами был положен конец.
Борис Ентин, «Детали»
На фото: генерал Монтгомери, 1942 г. Фото: с Викисклада, Public Domain