15.12.2024

Женское лицо израильской армии


На службе слабый пол ни в чем не уступает, а иногда и превосходит сильный

Об авторе: Захар Гельман – профессор.

У девушки-военнослужащей каска должна не только защищать голову, но и элегантно сидеть на ней. Фото Reuters

В еврейском государстве русским словом «солдатка» (на иврите «хайелет») называют девушек-военнослужащих. Что же касается солдат мужского пола, то на иврите это слово звучит как «хайяль». «Oфицер» (на иврите «кацин») по отношению к женщине звучит как «кцина». По большому счету и требования к военнослужащим ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля) в зависимости от половой принадлежности, конечно же, разнятся, но совсем немного.

Во все времена еврейские женщины проявляли чудеса храбрости в противостоянии с врагами своего народа. Их мужеству поражались даже германские нацисты. Польский журналист, противник коммунистического режима, шеф бюро информации и пропаганды Армии Крайовой Казимеж Мочарский после победы Советской армии несколько месяцев провел в одной тюремной камере с палачом восстания в Варшавском гетто группенфюрером СС Юргеном Штропом. Они оба были приговорены к смертной казни. Но позже польскому журналисту казнь заменили многолетним заключением, а палача-нациста повесили. В результате неизбежных разговоров в камере Мочарский написал книгу «Разговор с палачом», опубликованную в 1972 году. Терять Штропу было нечего, и он разоткровенничался. На вопрос Мочарского, что произвело на него наибольшее впечатление в еврейском гетто, нацист, не особо задумываясь, воскликнул: «Поведение еврейских женщин. У нас в Германии такое абсолютно невозможно! Еврейки дрались наравне с мужчинами. Я сам видел, как одна еврейка вышла из-за укрытия под наш шквальный огонь и стреляла одновременно из двух пистолетов. Разумеется, она была обречена».

ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В ИЗРАИЛЬСКИХ СЕЛЕНИЯХ…

Заметную роль женщины играли в подпольных еврейских боевых организациях, сражавшихся против английских колонизаторов на территории Палестины еще до воссоздания Израиля в 1948 году. Первоначально еврейские лидеры предполагали создать в регулярной армии особые женские части. Но ни политическое, ни армейское руководство не согласилось с разделением армии по половому признаку. Лишь несколько женских батальонов особого назначения приняло участие в Войне за независимость 1948–1949 годов. Большинство военнослужащих-женщин начали распределять в обычные воинские подразделения. Однако долгое время сохранялось отдельное командование Женского корпуса (ЖК), созданного 16 мая 1948 года. Именно на него была возложена ответственность за все этапы прохождения женщинами воинской службы: обучение, продвижение в офицерской карьере, защита от сексуальных домогательств. Первым командиром ЖК назначили уроженку России Мину Бен-Цви. Она была бесстрашной женщиной и еще до того, как стала «комкором-маманей», противостояла британским колонизаторам в отрядах «Хаганы» (в переводе с иврита «Обороны»), подпольной еврейской боевой организации. Этот факт биографии Бен-Цви не помешал ей участвовать во Второй мировой войне в составе «Еврейской бригады» в британской армии.

Одной из первых героинь ЦАХАЛа считается военная медсестра сержант Эстер Ардити (1937–2003). Она родилась в Болгарии, но так случилось, что в начале Второй мировой войны ее семье пришлось бежать в Италию. Эстер потеряла родителей, и в одиннадцатилетнем возрасте ей помогли перебраться в Израиль. Она прославилась на всю страну 29 ноября 1955 года при спасении командира эскадрильи Яакова Тальмона, самолет которого дождливой ночью потерпел катастрофу и загорелся при посадке на аэродроме Хацор в Южном военном округе. Тальмон был ранен и не мог самостоятельно покинуть кабину самолета. Несмотря на опасность детонирования снарядов, сержант Ардиди проникла в самолет и вытащила раненого пилота. Через несколько секунд самолет взорвался. За этот подвиг Эстер Ардити получила благодарность от армейского командования и грамоту лично от тогдашнего начальника Генштаба Моше Даяна. Позже ретроспективно Ардити первой из женщин-военнослужащих ЦАХАЛа с мотивацией «за мужество, достойное служить примером» удостоили высокой военной награды – медали «Итур ха-Мофет» («За отличие»), учрежденной в 1970 году.

В связи с огромной диспропорцией населения арабских стран, противостоящих Израилю, в еврейском государстве военная служба для девушек обязательна. В соответствии с Законом о воинской службе, принятым в 1959 году, призыву на срочную армейскую службу подлежат женщины в возрасте от 18 лет, годные по состоянию здоровья, не состоящие в браке, не имеющие детей. Для религиозных женщин, а также для тех, для кого воинская повинность противоречит их моральным ценностям, предусмотрена гражданская служба. Арабские граждане Израиля, как юноши так и девушки, призыву не подлежат. На них не распространяется и обязательная альтернативная служба.

Тем не менее в ЦАХАЛе служат и арабские девушки, как христианки, так и в меньшем количестве мусульманки. Некоторые из них стали «комбат-маманями», командирами подразделений. Например, майоры Ала Вахиб и Моне-Лизе Абидо, а также лейтенант Элинор Жозеф. В одном из интервью лейтенант Жозеф, проходящая службу в считающемся женским (более 70% личного состава) пехотном батальоне «Каракаль» (в переводе с иврита «Степная рысь»), прямо заявила: «В ЦАХАЛе нет деления на евреев, арабов, друзов, черкесов, русских, эфиопов или представителей других народов. В израильской армии все братья и сестры. Этим братством и дружбой ЦАХАЛ и силен. Поэтому мы и побеждаем». Конечно, разномастные исламисты грозят арабским военнослужащим ЦАХАЛа смертельными карами. Но иного от врагов ожидать не приходится.

Офицер из Женского корпуса обучает подчиненных стрельбе из пистолета-пулемета «Стен» на полигоне под Тель-Авивом. Июнь 1948 года. Фото из собрания Музея Хаганы

Офицер из Женского корпуса обучает подчиненных стрельбе из пистолета-пулемета «Стен» на полигоне под Тель-Авивом. Июнь 1948 года. Фото из собрания Музея Хаганы

Срок обязательной воинской службы для израильтянок составляет 1 год и 9 месяцев. С июля 2003 года женщины, обладающие армейскими специальностями, требующими длительной подготовки, служат, как и мужчины, тоже три года. Речь идет прежде всего о медицинском персонале, прошедшем особую подготовку, а также о специалистах, распределенных в авиационные, танковые, артиллерийские соединения и службу ПВО.

По достижении 17 лет девушки по повестке обязаны явиться на свой призывной пункт. Там им предстоит пройти медкомиссию, тестирование у военного психолога, а также определение интеллектуального коэффициента. От результатов всех этих испытаний зависит, в каких родах войск девушке предложат служить. Ей может быть предложено в рамках допризывной подготовки пройти курсы овладения какой-либо армейской специальностью. Через год, при призыве на действительную службу, каждая девушка проходит «тиранут» – курс молодого бойца, после которого происходит распределение рекрутов по воинским частям.

Весьма к месту здесь будет напомнить строки замечательной русской поэтессы Юлии Друниной, шестнадцатилетней школьницей, прибавив себе год, уже летом 1941 года оказавшейся на фронте и мужественно сражавшейся с фашистами. Вспоминая девчонок, осаждавших в те дни призывные пункты, Друнина писала: «Какие удивительные лица/ Военкоматы видели тогда!/ Текла красавиц юных череда…/ Все шли и шли они –/ Из средней школы».

«КОМБАТ-МАМАНИ» ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ

Устав израильской армии никогда не запрещал девушкам служить в боевых частях, но только недавно допустил их участие в боевых операциях. Опять же, согласно тому же Уставу, ни один командир, независимо от пола, не может дать, к примеру, такую команду, обычную в других армиях: «За пулеметчиком в атаку вперед!» В данном и в подобных случаях приказ командира может звучать только так: «За мной, вперед!»

В начале нынешнего, 2017 года впервые в смешанном пехотном подразделении, то есть в таком, в котором вместе служат как солдаты, так и «солдатки», командиром батальона назначена 32-летняя Дана Бен-Эзра, подполковник ЦАХАЛа, жительница поселка Бейт-Ицхак в долине Шарон. Ее срочная служба началась в 2003 году с должности наблюдателя на границе с сектором Газа. На первом же году своей армейской жизни будущая «комбат-маманя» Дана, отличившаяся решительными действиями при ликвидации проникшего на приграничную военную базу террориста, была отмечена командованием и назначена командиром отделения. Подобное в отношении первогодок в любой армии случается нечасто.

После завершения срочной службы Дана пожелала остаться в армии на сверхсрочную и с отличием окончила офицерские курсы. В ее послужном списке командование женской ротой на израильско-египетской границе. Хотя подполковник Бен-Эзра – первая «комбат-маманя» в смешанном юношеско-девичьем боевом подразделении, тремя годами ранее, в 2014 году, подполковник Оснат Бахар стала первой женщиной ЦАХАЛа, назначенной на должность командира батальона тактической разведки, относящегося к боевым частям. Но в этом подразделении «солдаток» почти не было. Еще раньше, в 2003 год, подполковник Шош Кахлон получила должность командира мотострелкового учебного батальона на офицерских курсах. Отслужив в армии четверть века, «комбат-маманя» Шош вышла в отставку и несколько лет возглавляла местный совет городка Кфар-Йона, недалеко от Нетании.

В 2001 году лейтенант Рони Цукерман впервые в истории Израиля получила звание летчика-истребителя. Хотя в нашем случае, вероятно, правильнее летчицы-истребителя. Она родилась в 1980 году в кибуце. Ее дед Ицхак Цукерман и бабушка Цвия Любеткин – герои восстания в Варшавском гетто, которые оказались в небольшой группе евреев, сумевших вырваться на свободу. Отец Рони, инженер по профессии, и мать микробиолог, много лет прослужили в ЦАХАЛе. Рони Цукерман стала не только первой женщиной, окончившей летное училище ВВС Израиля в «классе истребителей», но и первой израильской летчицей, освоившей самые современные военные самолеты, включая истребитель-бомбардировщик «F-16». Она совершила много боевых вылетов, в ходе которых наносила ракетно-бомбовые удары по противнику. Позже, уже в звании полковника, Рони стала летчиком-инструктором и сочетала преподавательскую деятельность с боевыми вылетами.

В 2001 году в связи с расширением тактико-стратегических задач ЖК был расформирован, и вместо него создано Управление советника по делам женщин-военнослужащих при Генштабе. Его возглавила тогда 43-летняя Сюзи Йогев, годом ранее получившая звание генерал-майора. Эти перемены отражают значительный рост участия и влияния женщин на все стороны жизни израильского общества.

ОТ «СОЛДАТКИ» ДО ГЕНЕРАЛА

В последнее время именно в боевых частях ЦАХАЛа служит все больше женщин.

По данным еженедельного ивритоязычного журнала «Бамахане» (в переводе с иврита – «В военном лагере»), в настоящее время женщины составляют до 35% личного состава израильской армии. Причем для прекрасного пола открыто 90% военных специальностей. Показательно, что в считающейся вполне феминизированной американской армии, по данным Центра оборонной информации США, женщины составляют менее 20%. Что же касается ЦАХАЛа, то только в бронетанковых и в артиллерийских войсках количество женщин превышает 20-процентный рубеж, в спасательной службе – 25%. Особенно облюбовали израильтянки ВВС. Практически в каждой эскадрилье служат от 25 до 30% женщин. А вот в МАГАВе, пограничных войсках, выполняющих функции жандармерии, то есть полиции, действующей армейскими методами, – только 10%. Более того, армейское командование в качестве эксперимента (заметим, вполне феминистского!) начало призыв на резервистские сборы женщин, прошедших военную подготовку в боевых частях. Ранее женщин, военнослужащих запаса, на переподготовку не призывали, за исключением врачей и среднего медицинского персонала. Немало женщин, прошедших обучение в Военно-морской академии, стали офицерами флота. Служат представительницы прекрасного пола и в подразделениях израильских подводников. Нескольких девушек, закончивших курсы водолазов, зачислили в подразделение боевых пловцов. В ЦАХАЛе женщины представлены 45% младших лейтенантов, 25% лейтенантов и 22% майоров. Среди подполковников и полковников – более 12%.

В 1986 году тогда 39-летняя Амира Дотан, командир ЖК, стала первой женщиной, которой было присвоено звание генерал-майора ЦАХАЛа. В настоящее время среди израильтянок пять генералов в звании генерал-майора, но только одной, Орне Барбибайт, присвоено высшее в ЦАХАЛе воинское звание генерал-лейтенант.

Женщина-генерал (на иврите «алуфа»; генерал-мужчина – «алуф») и «генеральша» («эшет-алуф») во всех языках понятия разные. Хотя исключения встречаются. Генерал-майор Гила Калифи – Амир, которая в 2009–2011 годы занимала должность советника начальника Генштаба по делам женщин, служащих в боевых частях, одновременно и «алуфа» и «эшет-алуф». Потому что ее муж – генерал-лейтенант Меир Амир, бывший военный секретарь премьер-министра Израиля, с 2013 года – советник президента Парагвая по вопросам безопасности. У супругов трое детей.

Еще в прошлом году «солдатки» могли в танковых батальонах служить только инструкторами. И при этом они именовались танкистами. Что же касается сегодняшнего дня, то в ЦАХАЛе развернулась нешуточная полемика о возможности разрешить женщинам-танкистам войти в боевые экипажи танков. Далеко не все армейское сообщество готово принять эту идею. Так, герой Войны Судного дня октября 1973 года генерал Авигдор Кахалани высказался резко против мобилизации девушек на боевые должности, обязывающие их атаковать противника «лоб в лоб» на поле боя. Такая точка зрения прославленного генерала вызвала негодование израильских феминисток.

На самом же деле, им нечего беспокоиться. Маскулизация в ЦАХАЛе идет полным ходом. За примерами далеко ходить не надо.

Упоминавшаяся выше советник по делам женщин-военнослужащих генерал-майор Сюзи Йогев не раз высказывала убеждение, согласно которому «женщины могут занимать любой пост и выполнять почти любую работу в рядах ЦАХАЛа». Повторюсь, сегодня для женщин открыты все боевые подразделения. Пилот транспортного самолета С-130 «Геркулес» майор Ирит Йифат – первая женщина в истории израильских ВВС, занявшая должность заместителя командира эскадрильи. До последнего назначения майор Йифат служила в должности командира базового наземного курса одной из летных школ. Майор Галь (ее настоящая фамилия и имя не раскрываются по соображениям секретности) назначена заместителем командира боевой эскадрильи на одной из военных авиабаз. В израильских ВВС служат также женщины-пилоты и женщины – штурманы боевых самолетов боевых и транспортных вертолетов.

В израильских ВМС три женщины в офицерских званиях заканчивают обучение в Военно-морской академии и имеют немалые шансы стать командирами кораблей и подводных лодок. Капитан Эфрат Кайков возглавила метереологическую службу артиллерийских армейских частей.

Иудейские ультраортодоксы-антисионисты (не путать с иудеями-ортодоксами, убежденными сионистами и оплотом ЦАХАЛа) отнюдь не восторгаются фактом совместной службы в ряде частей девушек и парней. Недавно раввин Игаль Левинштейн, глава учебного учреждения «Бней Давид» («Сыны Давида»), готовящего молодежь к армейской службе и соответственно относящегося к военному ведомству, выступил против призыва девушек на военную службу, особенно в боевые части. В частности, он выразил сомнение в том, что девушка, служившая не в отдельных женских армейских подразделениях, а в частях, «смешанных» по половому признаку, сможет устроить свою семейную жизнь, «ибо потенциальные женихи к ней будут относиться предвзято». Но его подняли на смех не только раввины-ортодоксы, но и ближайшие коллеги – раввины-ультраортодоксы. Министр обороны Авигдор Либерман пригрозил главе учреждения «Бней Давид» увольнением. Пришлось Левинштейну извиняться.

«СОЛДАТКЕ» ТРУДНЕЕ, ЧЕМ СОЛДАТУ

Разумеется, полностью приравнять воинскую службу женщин к мужской было бы неверно. Виктория Владимировна Овчинникова в диссертации «Влияние гендерных установок на взаимоотношения в разнополых воинских коллективах (на примере вузов ФСБ пограничного профиля)» на соискание ученой степени кандидата психологических наук, защищенной в Голицыне на кафедре психологии и педагогики Голицынского пограничного института ФСБ России, подчеркивает: «Женщина – военнослужащая, являясь субъектом военно-профессиональной деятельности, для успешного выполнения своих обязанностей должна обладать качествами, которые не всегда совместимы с традиционным образом женщины в российской культуре. Подобное несоответствие является предпосылкой противоречивых представлений о роли женщины в военном социуме…» Виктория Овчинникова правильно подчеркивает следующий факт: «…на женщин-военнослужащих, как на носителей биосоциальных признаков, не распространяются некоторые виды обязанностей (или распространяются не в полном объеме) при несении службы в нарядах, выполнении физически тяжелых работ и т.п., что зачастую вызывает отрицательные эмоции у военнослужащих-мужчин».

В диссертационном исследовании Сергея Леонидовича Рыкова «Совершенствование профессионального воспитания военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации», представленной в 2003 году на соискание ученой степени доктора педагогических наук на кафедре педагогики в Военном университете МО РФ в Москве, анализируется военно-педагогическая практика по указанной теме. Диссертант отмечает, что «одной из наиболее важных проблем, оказывающих значительное влияние на бытовую готовность и морально-психологический климат в воинских коллективах, является совместная воинская деятельность мужчин и женщин (гендерные аспекты профессионализации), предполагающая их эффективное взаимодействие в военно-социальном пространстве».

Обязательный призыв девушек на срочную армейскую службу, кроме Израиля, осуществляется в армиях Тайваня, Северной Кореи, Перу, Малайзии, Бенина и Эритреи. В Китайской Народной Республике женщин также призывают в армию, но… по конкурсу. И ввиду возможности выбора из огромного количества претенденток, большинство китаянок «солдатками» не становятся. Небезынтересно заметить, что многие армии мира, ранее прекратившие обязательный призыв мужчин и женщин, недавно его возобновили. Так, в Швеции в 2010 году обязательная воинская повинность была отменена, а в 2016 году Стокгольм объявил о намерении восстановить армейский призыв в связи с новой ситуацией с безопасностью в мире. Показательно, что, согласно опросам, 72% шведов одобряют идею восстановления обязательной воинской службы. План обязательного призыва уже подготовлен. Как ожидается, первые повестки будут направлены шведским юношам и девушкам 1999 года рождения в июле этого года, а на службу они отправятся в 2018 году. При этом добровольная служба в вооруженных силах Швеции по-прежнему будет задействована. По прогнозам шведского оборонного ведомства, благодаря новой политике в 2018 и 2019 годах ряды шведской армии пополнят более 13 тыс. человек.

В октябре 2014 года норвежский парламент одобрил закон, согласно которому армейская служба будет обязательной не только для мужчин, но и для женщин. Норвегия – первая страна, член НАТО, которая в мирное время решилась на такое нововведение. А сделано это для соблюдения принципа равенства полов.

Что же касается ЦАХАЛа, то здесь «полку» израильских «солдаток», офицеров и генералов будет только прибывать. Во-первых, военно-политическая обстановка диктует свои условия, а во-вторых – традиция. К командирам корпусов, батальонов, эскадрилий обязательно добавятся израильские «мамани», в подчинении которых будут находиться и более крупные воинские подразделения. Какие именно? Думаю, ответа на этот вопрос долго ждать не придется.    

 


70 элементов 1,130 сек.