15.01.2025

Шесть дней войны. Как Израиль раз и навсегда доказал свою военную мощь


Чуть ли не с первого дня российской вооруженной агрессии против Украины некоторые эксперты любят приводить в пример Израиль. Дескать, и создано было это государство вопреки желанию абсолютного большинства географических соседей, и вооруженные силы там пришлось создавать на ровном месте. 

Да и живучесть маленькой, но очень гордой страны способна поразить угодно. Все было бы хорошо, но пример для подражания местами получается даже чересчур идеальным.

Дело в том, что Израиль изначально был окружен врагами со всех сторон.

Арабам меньше всего хотелось видеть евреев на землях, которые кое-кем считались исконно палестинскими. Собственно говоря, первая из шести арабо-израильских войн по этой причине и развязалась, причем еще до того, как новое государство провозгласило свою независимость, а мировая общественность ее преимущественно признала. 

Зачинщиками вполне логично были Сирия, Египет и Иордания, чуть позже подключились не только другие государства, но и организации, которые по современным канонам вполне могли назвать то ли радикальными, то ли вовсе экстремистскими и террористическими.

Израильтяне, впрочем, робостью не отличались и охотно раздавали сдачи всем желающим.

Даже после решения ООН о разделе Палестины они не собирались удовлетворяться достигнутым и отхватили часть земель, предназначавшихся арабам. Иорданцы и египтяне, в свою очередь, взяли под контроль остальные арабские территории и Восточный Иерусалим – с точки зрения грядущих событий середины шестидесятых эта ремарка очень важна. 

Спустя семь лет случился Суэцкий кризис, в ходе которого все представители ближневосточного региона проявили себя не с наилучшей стороны. Но тогда в центре внимания все же были Великобритания и проблемы транспортировки нефти, посему что евреи, что арабы оказались скорее на вторых ролях. В 1967 году все сложилось иначе.

Несмотря на нарастающее напряжение, обе стороны конфликта долго прикидывались овечками и вводили друг друга в заблуждение. Если быть совсем точным, происходило это на официальном уровне. 

А неофициально как минимум сирийцы регулярно (около сотни раз за пару лет) незаконно пересекали границу и обстреливали территорию Израиля. Прочие арабские страны (прежде всего, считавшийся тогда главным союзником СССР в регионе Египет) в это же время занимались активной, но не для всех очевидной мобилизацией.

Американская и британская разведки беспокоиться уже начали не на шутку, в Кремле, напротив, довольно потирали руки.
Не волновались лишь в самом Израиле, что невероятно обнадеживало антиизраильскую коалицию. 

Складывалось впечатление, что ни один порядочный еврей не верил в возможность наступления вражеских войск на его родные земли. Нет, о стопроцентно мирной жизни речь вести не стоит, ведь по словам старожилов война здесь не заканчивается никогда. 

Но на призывы Гамаля Абдель Насера «сбросить евреев в море и уничтожить их как нацию» никто всерьез не реагировал. Что это было – преступная беспечность или один из пунктов хитрого плана? Правильный ответ оказался неожиданным для всех, кроме израильтян.
Шесть дней войны. Как Израиль раз и навсегда доказал свою военную мощь

 

Египетские самолеты были уничтожены прямо на аэродромах

5 июня 1967 года, когда египетские войска с союзниками подошли максимально близко к цели, но утратили бдительность, Израиль нанес разящий удар. Министр обороны Моше Даян и начальник генштаба Ицхак Рабин были уверены в том, что враг будет ломиться не только по земле, но и с воздуха. 

Что сделали израильские ВВС? Правильно, организовали на рассвете серию налетов на египетские аэродромы и уничтожили почти все самолеты (если быть точным, 304 из 419).

Та же судьба ожидала военно-воздушные силы Иордании и Сирии, Ираку повезло чуть больше, но не сильно.
Характерно, что эта операция стала сюрпризом даже для пилотов израильских истребителей. 

А об иностранных разведках и говорить нечего – скажем, антенну слежения на крыше посольства США в Тель-Авиве местные диверсанты тем же утром вывели из строя ради усиления эффекта неожиданности.
 

Шесть дней войны. Как Израиль раз и навсегда доказал свою военную мощь

На земле арабы, как показала практика прежних конфликтов, воевали крайне бестолково. Израильская армия на всех фронтах имела настолько ощутимое преимущество, что Совету безопасности ООН буквально на третий-четвертый день приходилось вмешиваться и требовать прекращения огня. 

Когда же 10 июня перемирие установилось и пороховой дым развеялся окончательно, стало понятно, что Израиль сумел получить контроль над территорией, превышавшей его довоенную площадь в три с половиной раза. 

Сколько проигравшая сторона не обвиняли США и Великобританию в активной помощи евреям (как тут не вспомнить московские байки об американских инструкторах в рядах украинской армии спустя полвека), но стоит признать, что израильтяне заставили вражеское наступление захлебнуться и предприняли удачную контратаку по сути в одиночку. 

Неудивительно, что события Шестидневной войны вошли в учебники военного дела во многих странах.
 

Шесть дней войны. Как Израиль раз и навсегда доказал свою военную мощь

И вот здесь напоследок стоит все же сказать пару слов о том, что общего между Израилем полувековой давности и современной Украиной. В обоих случаях главный враг не просто удивительно живуч – он практически неубиваем и при необходимости всегда будет иметь численное преимущество. 

Наверное, именно поэтому участники арабо-израильских войн и их потомки отмечать полувековой юбилей безусловно великой победы будут осторожно и сдержанно. Ведь нельзя позволять себе беспечность, когда вокруг лишь готовые напасть в любой момент враги.

Да и Шестидневная война, увы, была не последней. Но об этом поговорить стоит как-нибудь в другой раз. 


70 элементов 1,272 сек.