16.09.2024

Вот она, Женщина!

+ +


Легендарной спортсменке, 96-летней Агнеш Келети, жительнице израильского города Герцлия, уроженке Будапешта, пятикратной олимпийской чемпионке, чемпионке мира, многократной чемпионке Венгрии по спортивной гимнастике, присвоена Государственная премия Израиля по физической культуре и спорту

И сегодня этой выдающейся женщине не стоит особых усилий сделать такие гимнастические упражнения, как «шпагат» или «ласточка». Гимнастикой Агнеш Келети начала заниматься в 4 года. Правда, тогда она носила фамилию Клейн. Ее семья считалась весьма обеспеченной, даже богатой (отец владел крупной столичной фабрикой по производству колбас), тем не менее, родители понимали, что с фамилией, звучащей совсем не по-венгерски, у дочери неизбежно возникнут проблемы при вступлении во взрослую жизнь. Так Агнеш и старшая сестра стали Келети (в переводе с венгерского «восточный»). Сестры были очень разными по характеру. С детства младшая предпочитала заниматься музыкой и спортом. Особенно ей нравились виолончель и спортивная гимнастика.

«Музыка захватила меня целиком, – вспоминала Агнеш о своем детстве в недавнем интервью корреспонденту популярной израильской газеты «Маарив» Дову Бар-Ону, – дни напролет я сидела и играла. Мой учитель музыки, Анатоль Фриш, даже обеспокоился моим здоровьем и порекомендовал родителям отдать меня в спортивную секцию».

Понятно, что в спорте Агнеш предпочла гимнастику. И вообще, следует сказать, что гимнастический спорт был очень популярен среди венгерских евреев. И нередко в этом виде спорта еврейские парни и девушки добивались немалых успехов. Традиции были заложены двумя знаменитыми венгерскими гимнастами и легкоатлетами еврейского происхождения: Саму Фоти (1890 – 1916) и Имре Геллертом (1888 – 1981). Они стали серебряными призерами по гимнастике на V Летних Олимпийских играх в Стокгольме еще в далеком 1912 году. Саму Фоти к тому же трижды удостаивался звания чемпиона Венгрии в командном зачете. Этот венгерский еврей, мобилизованный в австро-венгерскую армию, погиб в Первую мировую войну на Восточном фронте.

В 12 лет будущая мировая спортивная знаменитость участвовала в самых различных соревнованиях, в том числе, в венгерской Маккабиаде, соревновании еврейских спортсменов и спортсменок. В олимпийскую сборную Венгрии Агнеш Келети вошла в возрасте 18 лет, но вскоре началась Вторая мировая война. Венгрия приняла сторону нацистской Германии, и в стране начались преследования евреев. С целью скрыть свое происхождение Агнеш сочеталась фиктивным браком со знакомым спортсменом, венгром по происхождению. Однако под фамилией мужа ей долго жить не пришлось. Когда в 1944 году немцы вторглись в Венгрию, проверка подозреваемых в «еврействе» стала проводиться особенно тщательно. Будущую олимпийскую чемпионку спасла жившая в их семье венгерская девушка, помогавшая по хозяйству. Она передала ей свои документы и перевезла к родственникам в деревню, недалеко от Будапешта. Таким путем Келети смогла спастись от неминуемой гибели (еврейку в ней немцы и их приспешники не распознали), но принудительных работ на заводе по изготовлению снарядов ей избежать не удалось.

Глава семьи спастись не смог – его сожгли в печах Освенцима. Сестру и мать спас шведский дипломат Рауль Валленберг, сумевший передать десяткам тысяч венгерских евреев документы, объявлявшие их под защитой шведской короны. Об этом поистине бесстрашном человеке, которому в Израиле присвоили звание «хасид умот ха-олам» («праведник народов мира»), нельзя не сказать хотя бы несколько слов. По отцовской линии он принадлежал к известной шведской семье, из которой происходили многие дипломаты и финансисты. Интересно, что по материнской линии Валленберг был потомком одного из первых представителей еврейской общины Швеции, еврея по имени Бендикс, ставшего ювелиром по профессии и перешедшего в лютеранство. После освобождения Будапешта от немцев и местных фашистов Рауль Валленберг был арестован и вывезен в Москву. Далее его судьба не прослеживается.

После войны Агнеш Келети, воссоединившись с матерью и сестрой, вновь вернулась на гимнастический помост. В 1947 году она завоевала золотую медаль на чемпионате Венгрии в упражнении на параллельных брусьях. В следующем году молодая венгерка еврейского происхождения завоевывает сразу несколько медалей на чемпионате Европы и триумфально входит в олимпийскую сборную страны. Драматически сложилась ее судьба на лондонской Олимпиаде 1948 года. Как спортсменка, она находилась в прекрасной форме. Никто не сомневался в ее возможностях побороться за медали самой высокой пробы. Но во время одной из тренировок она сорвалась с брусьев и получила серьезнейшую травму. О том, чтобы сдаться на милость судьбе и бросить спорт, у Агнеш Келети и мысли не было.

Подлечившись, она вновь приступила к тренировкам. И результат не заставил себя ждать. На Олимпиаде 1952 года в Хельсинки Агнеш завоевала четыре медали – золотую, серебряную и две бронзовые. И ведь этих успехов она добилась в 31 год, в возрасте, который, по меркам спортивной гимнастики, считается «старушечьим». Но эта «старуха», похоже, жила без ощущения возраста. В 1956 году на Олимпиаде в Мельбурне в свои 35 «старушечьих» лет Келети завоевывает шесть медалей – четыре золотые и две серебряные. Конечно, таким триумфом вполне можно было подводить итоги своей спортивной карьеры. Любопытно, что на той же Олимпиаде в Мельбурне золотую медаль по спортивной гимнастике завоевала еще одна венгерская еврейка Алис (Залка) Кертеш (1935 года рождения), которая в том же году добилась звания чемпионки мира среди взрослых, за два года до того стала чемпионкой мира среди юниоров.

Но тут случилось непредвиденное: начавшееся в конце октября того же года восстание в Будапеште привело к многочисленным жертвам. Погибло несколько выдающихся спортсменов и среди них легенда венгерского футбола, капитан сборной страны Ференц Пушкаш, чемпион Олимпиады 1952 года по метанию молота Йозеф Чермак и участник Олимпиады 1952 года Габор Бенчдек. Советский Союз ввел в Будапешт танки. Противостояние в венгерской столице долго не прекращалось. 56 венгерских спортсменов-олимпийцев и сопровождающих лиц предпочли стать невозвращенцами. И Агнеш Келети была среди них. Австралия предоставила всем им политическое убежище, надеясь, что незаурядные спортсмены европейского уровня поднимут уровень местного спорта. Однако Агнеш отказалась от заманчивого предложения остаться на Зеленом континенте. Она ответила отказом и на весьма лестное и сулившее немалые деньги предложение из-за океана возглавить сборную США по спортивной гимнастике. И тут, весьма кстати, с ней связался профессор Золтан Дикштейн, ее соотечественник и бывший тренер, проживавший в то время уже в Израиле. Он пригласил свою бывшую подопечную в еврейское государство с показательными выступлениями на очередной Маккабиаде в город Рамат-Ган. Агнеш приехала и осталась навсегда, потому что хотела жить или в стране своего рождения, или в воссозданном государстве своих предков.

Руководитель Ассоциации спортивной гимнастики Израиля Джек Вишня, ныне тренер, а в прошлом неоднократный чемпион страны в этом виде спорта, на страницах «Маарив» вспоминает своего отца, Арье Вишню, возглавлявшего в середине прошлого века Комитет по развитию гимнастики. Разумеется, старший Вишня поддержал новоприбывшую репатриантку, выдающуюся спортсменку. Он рекомендовал ее на должность тренера израильской сборной по спортивной гимнастике. Агнеш Келети не только возглавила сборную, но и стала преподавать в Институте спорта и спортивной медицины имени Вингейта. (К слову, Орд Чарльз Вингейт или Уингейт (1903 – 1944) – британский генерал, сторонник христианского сионизма, много сделавший для развития спорта в подмандатной Палестине).

Через два года после репатриации в еврейское государство Агнеш вышла замуж за Реувена Шофета, также уроженца Венгрии, до репатриации известного как Роберт Биро, учителя физкультуры по профессии, и родила двух сыновей. Тренерская работа Келети, к которой она приступила в 1958 году, была признана весьма успешной, потому что сборная, которую она возглавила, вскоре получила право участвовать в Олимпийских играх в Риме в 1960 году. Ранее на международные соревнования такого уровня израильские гимнастки пробиться не могли.

Агнеш Келети несла почетную, но и непростую ношу тренера израильской сборной по спортивной гимнастике до 80-летнего возраста. Последнее десятилетие она делила это тренерское бремя со своей соперницей по помосту, подругой по жизни и ровесницей Мариной Гороховской (1921 – 2001), уроженкой Евпатории, репатриировавшейся в Израиль в 1990 году. Марина Кондратьевна Гороховская – чемпионка мира в 1954 году, первая олимпийская чемпионка в индивидуальном первенстве. Она обладательница наибольшего числа медалей (семь), завоеванных женщиной на одной Олимпиаде. Гороховская, как и Келети, «возрастная чемпионка», ибо достигла олимпийской вершины в возрасте 30 лет, что превышает возраст всех других абсолютных олимпийских чемпионок.

Конечно, Келети и сейчас внимательно следит за всем, что происходит в женской спортивной гимнастике. Но она не скрывает своего разочарования. По ее мнению, нынешний спорт, не исключая спортивную гимнастику, как таковую, разъел дух коммерции. «Гимнастика требует, чтобы ей отдавали душу, – заявила знаменитая спортсменка в своем интервью, – и не в обмен на деньги, а потому что только бескорыстная любовь к этому виду спорта и тяжкий труд на ее ниве рано или поздно поднимут спортсмена на высокие ступени признания».

Автор: Захар Гельман, Иерусалим

Автор: Захар Гельман, Иерусалим источник


63 элементов 2,034 сек.