Во-первых, у меня есть большие сомнения, что число сторонников Путина растет (как сообщил Фонда развития гражданского общества в России – Ред.), потому что в условиях той формы диктатуры, которая сложилась сейчас в России вообще никакие социологические опросы невозможны.
Потому что на вопрос: «Как вы относитесь к Путину?», человек всегда внимательно смотрит на собеседника и прекрасно понимает, что этот человек, который его спрашивает, из того места, где раньше Путин служил. Поэтому ориентироваться на подобного рода опросы и говорить повысилась – понизилась поддержка, нецелесообразно.
У того же самого Чаушеску буквально за день до того, как его убили восставшие граждане Румынии, поддержка была близка к 100%, и того же самого Каддафи. Поэтому у меня вызывает сомнения сам тезис. Это первое.
Второе. Российское общественное сознание отличается таким явлением, как инверсия. То есть в одну секунду мнение может поменяться, лавинообразно. То есть сегодня полная любовь — завтра полная ненависть. Такое было с Борисом Николаевичем Ельциным. К нему очень хорошо относились мои соотечественники, потом через час они так же само его ненавидели.
Я думаю, что отношение к Путину изменится мгновенно, как только начнутся какие-то публичные поражения. И как только реальное состояние экономики скажется очевидным образом на большинстве россиян.
На сегодняшний момент ни санкции, ни снижение каких-то других экономических показателей не сказалось решительным образом. То есть каждый россиянин чувствует, что продукты дорожают, а зарплаты не увеличиваются, но все-таки радикального изменения образа жизни не произошло.
Когда произойдет, я думаю, отношение к Путину безусловно изменится.
За год до выборов может изменится все. Самое главное – это то, что ситуация очень резко меняется, и на сегодняшний момент сложились все условия для смены режима. Не хватает только одного, не хватает какого-то политического субъекта.
Причина того, что Путин еще у власти, это невероятная слабость российской оппозиции. Политическое поле оказалось зачищено настолько тщательно, что фактически нет фигур и нет политической силы, которая может реально на сегодняшний момент противопоставить себя Путину.
Игорь Яковенко