Американские биржевые фонды, инвестирующие во фьючерсы на сырую нефть, фиксируют мощный отток клиентских средств, следует из данных etf.com.
Крупнейший американский нефтяной фонд, бумаги которого торгуются на Нью-Йорской бирже, – United States Oil Fund LP (USO) – с 12 по 26 мая потерял 334,95 млн долларов, или 85% средств, которые инвесторы вложили в него с начала года.
Начиная с 17 мая деньги клиентов утекали из фонда в течение 7 торговых дней подряд, чего биржевая статистика не фиксировала ни разу с октября прошлого года.
Фонд ProShares Ultra Bloomberg Crude Oil (UCO) с 5 по 26 мая потерял 178 млн долларов клиентских инвестиций, или две трети cуммарного притока, полученного с января. Вывод денег начался за две недели до старта переговоров ОПЕК в Вене и продолжился после того, как нефтедобывающие страны приняли решение продлить пакт о стабилизации рынка на 9 месяцев.
Из фонда VelocityShares 3x Long Crude Oil ETN (UWT), покупающего нефть с тройным плечом, ушло 127,7 млн долларов до переговоров картеля и еще 8,7 млн после. В общей сложности фонд потерял 25% денег инвесторов за три недели.
Из фонда United States Brent Oil Fund LP (BNO), инвестирующего в североморскую нефть Brent, во второй половине мая было выведено 9,5 млн долларов, или 90% средств, вложенных с начала года.
“Итоги заседания ОПЕК разочаровали рынок, ничего принципиально нового предложено не было”, – констатирует аналитик УК “Альфа-Капитал” Денис Асаинов: новые страны к сделке не присоединились, механизм контроля за соблюдением квот отсутствует, срок соглашения – 9 месяцев – не настолько велик, чтобы удивить инвесторов
За полгода сделка – очевидно – не сработала: по данным МЭА, в мировых хранилищах за январь-май осело еще более 25 млн баррелей лишней, нераспроданной нефти, а сланцевая добыча в США увеличилась на 0,6 млн баррелей в день.
Пока позитивом остается лишь то, что темпы, с которыми сланцевые компании наращивают бурение, заметно упали, отмечает сырьевой стратег Сбербанк CIB Михаил Шейбе: в марте число буровых выросло на 60 единиц, в апреле – на 35, а в мае – всего 25 (по 6 за неделю).
Но эффект для рынка наступит лишь через 5 месяцев, объясняет он: с таким лагом добыча реагирует на количество буровых. Пока же американские компании продолжат наращивать экспорт нефти.
“Учитывая, что за последние пять месяцев число действующих буровых установок на нефть увеличилось на 197, одна установка успевает пробурить две скважины в месяц, а дебит каждой новой скважины оценивается в 400 барр./сут, можно подсчитать, что к концу года добыча в США увеличится примерно на 788 тысяч баррелей в сутки”, – говорит Шейбе.
В результате уже в четвертом квартале рынок снова вернется в состояние избытка, предупреждает Асаинов: завершится сезон высокого спроса на нефть и нефтепродукты, плюс ко всему нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании завершат цикл обслуживания оборудования.
Но в ближайшее время нефть будет дорожать, говорит аналитик Промсвязьбанка Илья Фролов: в США стартует автомобильный сезон, который обещает стать успешным, а кроме того – реакция рынка на соглашение ОПЕК была неоправданно резкой.
* * *
В конце года нефть будет стоить 40 долларов
Рост цен на нефть, составивший более 100% за 1,5 года, близок к своей предельной точке, заявил в понедельник глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.
По его словам, потенциал ралли на рынке “черного золота” был исчерпан на отметке 55 долларов за баррель – выше нее котировки не смогли закрепиться, несмотря на сделку ОПЕК и огромные ставки хедж-фондов.
Задержаться на этом, относительно благополучном для российского бюджета уровне нефтяной рынок также, скорее всего, не сможет, считает Кудрин.
“Сейчас цены на нефть не будут стабильными в мире. Это связано с тем, что теперь можно увеличивать добычу сланцевой нефти, теперь газ можно перевозить в сжиженном виде, новый рынок по сути за последние годы открылся”, – объяснил глава ЦСР .
По его словам, нефтяной рынок может обвалиться почти на 25% от текущих отметок- с 52,12 доллара (за баррель Brent на 15.16 мск) – до 40 долларов за баррель уже в конце года.
“И к этой цене нужно готовиться”, – заявил Кудрин. Он добавил, что процесс поиска “нового уровня равновесия”, который идет с 2014-15 гг, будет продолжаться еще “как минимум один, два, три года”.
Помимо растущей сланцевой добычи на цены будет давить замедление мировой экономики, прежде всего китайской – она вряд ли сможет предъявить спрос на нефть в тех объемах, на которые рассчитывают добывающие страны.