В книге известного православного литератора Сергея Нилуса «На берегу божьей реки» есть один любопытный эпизод. 6 января 1903 года в честь Крещения Господня в Петербурге гремит праздничный салют. Одна из пушек Петропавловской крепости неожиданно выстреливает боевой картечью, причем прямо в сторону Зимнего дворца. Свинцовая дробь просвистела прямо над самой головой императора, но Николай II даже бровью не повел. Когда придворные поинтересовались, как подействовало на него происшествие, государь усмехнулся – «До 18-го года я ничего не боюсь!». И, как известно, в июле 1918 года царь был убит.
Откуда у Николая взялась такая уверенность? Говорят, что она появилась после того, как в марте 1901 года царь прочитал секретное завещание своего прапрадеда Павла I. По легенде император Павел среди прочего оставил в наследие небольшой ларец, который повелел «…вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины». В ларце оказались бумаги, прочтя которые Николай II, по воспоминаниям очевидцев, погрузился в глубокие раздумья.
В бумагах якобы содержались предсказания некого монаха Авеля. Загадочный прорицатель в подробностях описал не только трагическую участь Павла, задушенного приближенными в собственной опочивальне, но и судьбы всех его приемников, от Александра I до Николая II. Причем последнему Авель предрекал потерю трона и гибель всей его семьи, когда Николаю исполнится 50, то есть в 1918 году.
Предсказывать будущий инок стал не сразу. В его родной деревне Акулово Алексинского уезда Тульской губернии святых и подвижников отродясь не бывало. И начиналась биография будущего пророка вполне обыденно и традиционно. В семье хлебопашца и коновала Василия Васильева и жены его Ксении родился сын Василий, один из девятерых детей. Случилось это в 1757 году. Дар предсказателя проявился у Василия после тяжелой болезни. Именно тогда оповестил его ангел: «Выздоровеешь и посвятишь себя слову Божьему».
Василий попросился у семьи отпустить его в монастырь, несмотря на то, что женатым был, несмотря на троих детей. Ответ родителей был предсказуем: «Какой монастырь, кто ребятишек то кормить будет?». И родительского благословения не дали. Но и без благословения тайно ушел Василий из своей деревни. И никто не мог повлиять на него в такие минуты. Это качество останется с ним на всю жизнь – идти по прямой одному ему известной дороге.
И вот уже перед бывшим крестьянином из-под Тулы раскрывает ворота знаменитый Валаамский монастырь. В монастыре Василий принимает постриг под именем Адам. И было ему в марте 1787 года видение. Два ангела вознесли его на небеса, дали ему великий дар прорицания будущего и велели сообщать избранным. «Будешь ты новый Адам, и напиши все, что увидеть сумеешь, и скажи все, что услышать сумеешь».
В монастыре он не всем ко двору пришелся. Современники сообщают, что был он ростом мал, лицом неказист, но характер имел упорный. И пришлось иноку Адаму покинуть монастырь. Так начинался его путь, путь предсказателя. Ходил монах по разным пустыням и обителям девять годов, пока не пришел в Николо-Бабаевский монастырь. Здесь, в монастырской келье, он написал свою первую пророческую книгу. Главная дата в ней касалась императрицы Екатерины. Инок предсказал, что монархиня скончается через восемь месяцев. И в феврале 1796 года монах показал эту книгу некоторым из братьев.
Монахи перепугались не на шутку и отнесли книгу наместнику монастыря. Тот прочитал ее и плохо ему стало. Да так плохо, что поехал он с этой книгой к епископу Павлу. Владыка Павел удивился еще больше, ничего подобного доселе в его духовном служении не случалось. Что это, чудо или козни дьявола? Епископ вызвал Адама к себе и разругал его страшно. Он посоветовал провидцу навсегда позабыть о предсказанном. И указать, кто научал его святотатству безбожному. Но Адам отвечал, что книгу свою писал сам. И не списывал, а сочинял из видения.
И тут подумалось епископу: «А кто его знает этого деревенского пророка? А вдруг и впрямь ему что-то тайное ведомо? Все же речь идет не о ком-нибудь, а о великой государыне императрице». И отправил он монаха к губернатору – пусть разбирается светская власть. Губернатор, ознакомившись с книгой Адама, был на решение скор. Вначале в острог его посадил, а потом под караулом доставил в Петербург. Здесь в тайной экспедиции старательно записали все сказанное монахом в протокол допроса. Простодушный Адам от своих слов не отказался, и еще сообщил, что мучился совестью девять лет со дня видения.
Долго беседовали с провидцем в тайной экспедиции. Думали – это очередной сумасшедший или юродивый. Но о предсказаниях царицу Екатерину все же известили. Услышав дату своей кончины, Екатерина II за дерзновение и буйственность хотела монаха казнить, как и предусматривалось законом. Екатерина боялась за свою империю: «Кто будет реально у руля власти? Павел? Чиновники? Четыре года как уж нет ее верного Григория Потемкина. Правда есть Платон Зубов, молодой еще – и двадцати нет. Да, жаль стареть, пожить хочется. И Платоша чудо как хорош. А тут этот прорицатель некстати…».
Молодой фаворит Зубов тоже знал о предсказаниях монаха: «Только удалось проникнуть в самую главную спальню империи, прикоснуться к русской власти. И на тебе, какой-то чернец с его книжкой. Да кто он такой этот монах? Сгноить его в казематах». Но Екатерина успокоила Зубова: «Это все дворцовые интриги. Видела она прорицателей, не все у них сбывается, пустое…». Императрица проявила великодушие к монаху и заточила его в Шлиссельбург. А все написанные предсказателем бумаги велела запечатать печатью генерал-прокурора и хранить в тайной экспедиции. От греха подальше. Но жить ей оставалось действительно всего восемь месяцев.
6 ноября 1796 года императрица Екатерина Великая скоропостижно скончалась. День в день, как и предсказал вещий монах. На трон взошел великий князь Павел Петрович, сын Екатерины II, нелюбимый сын. Как всегда при смене власти менялись и чиновники. Пост генерал-прокурора занял князь Александр Борисович Куракин. Он то и обнаружил страшные книги Адама. Более всего поразило его сбывшееся роковое предсказание о смерти императрицы.
Князь Куракин разбирался в дворцовых интригах. Зная характер нового венценосца, его склонность к мистике, тайнам, он решил показать бумаги Павлу I. Тот прочитал, поудивлялся пророчеству о смерти матери и отдал распоряжение освободить Адама. В декабре 1796 года узника Шлиссельбургской крепости привезли в Петербург на высочайшую аудиенцию. Царь хотел знать свое будущее.
Аудиенция проходила с глазу на глаз. И потому точных свидетельств о содержании беседы не сохранилось. Известно лишь, что Павел I выказал иноку расположение. И даже издал высочайший рескрипт. В нем повелевалось бывшего расстригу по его желанию вновь постричь в монахи. С новым именем Авель. С ним он и остался в российской истории. Навсегда.
Император Павел славился взрывным характером. Если бы ему, как его матери, Авель предсказывал гибель, все могло обернуться и по другому. А тут царская забота, разрешение жить в монастырях. Видимо монах не предсказывал Павлу будущего. Потому что еще ничего не знал, не было ему откровения. Пожил монах недолго в Петербурге и отправился вновь на Валаам.
Но в келье Авель опять засел за свои писания. И предрек Павлу: «Коротко будет царствование твое. На Софрония Иерусалимского в опочивальне своей будешь задушен злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. Сказано бо в Евангелии, враги человеку – домашние его». Вот оно пророчество для Павла I. Книгу показали императору, а в ней точный срок его кончины. В ночь между 11 и 12 марта 1801 года. Да речь идет не о простой кончине, об убийстве. Якобы за невыполненное обещание. Обещал построить храм во имя Михаила Архангела, а строит замок. Обещание не исполнено. Впечатлительный монарх перепуган, взбешен дерзостью Авеля. Он отдает приказ засадить прорицателя в Петропавловку, а потом сослать на Соловки.
Пророки воспринимают весть божью по-разному. Одним оно представляется как слово, а другим как видение. Это предназначение и нет у пророка возможности сойти с этой тропы. Пророчество – это не предсказание будущего. Это, прежде всего, оценка настоящего и призыв к переменам. Пророчества часто содержат суровые обличения, но люди в состоянии их предотвратить. Не формальными изменениями, а переменой себя, всего образа жизни. Может быть именно поэтому пророчества так нужны людям.
И вот в полном согласии с предсказанием император Павел убит, и трон занял Александр I. Он тоже истребовал монаха в Петербург. Игумену Соловецкого монастыря Иллариону персонально было указано – отцу Авелю дать денег на прогон до Петербурга. Как ни упирались монахи, завидуя вниманию со стороны монарха, Авеля они отпустили.
Летом 1813 года монах уже в Петербурге. Александр I находился за границей, и Авеля принял князь Голицын. И, слава богу, тайные ответы вещего монаха о судьбе всех государей услышал он, а не император. Князь ужаснулся и отправил Авеля в паломничество по святым местам. От греха подальше. Впрочем, Голицын, снаряжая Авеля в паломническую поездку, приказал ему – знать и молчать.
Знал и молчал Авель долго – целых десять лет. С октября 1823 года он жил в Серпуховском Высоцком монастыре. Именно здесь Авель нарушил молчание. По Москве поползли упорные слухи о скорой кончине Александра I. О том, что его брат Константин отречется от престола, убоявшись участи убиенного Павла. Источником этих страшных пророчеств был, конечно же, вещий монах. На этот раз Авель быстро уразумел, что предсказания с рук не сойдут. Лучше уж скрыться с глаз долой.
Но по повелению императора Николая I, Авель был найден, взят под стражу и отправлен в Суздальский Спасо-Ефимиев монастырь, главную церковную тюрьму,разбираться, что и как. И вообще, пусть посидит, подумает. Дабы неповадно было впредь пророчествовать.
Спасо-Ефимиев монастырь был знаменит не только подземной тюрьмой. Еще Екатерина II повелела ссылать туда безумствующих колодников. В этом качестве монастырь просуществовал целых два века, до 1967 года. Здесь скончались доведенные до сумасшествия декабрист Федор Шаховской и лидер секты прыгунов Максим Рудометкин. Здесь томились старообрядцы, троцкисты, немецкие военнопленные, в том числе фельдмаршал Паулюс.
С 1836 года в нем хранились архивы Десятого присутствия Святейшего Синода. Это было засекреченное подразделение, отпочковавшееся от Канцелярии розыскных раскольнических дел Синода. Вплоть до декабря 1917 года в монастырские хранилища исправно поступали папки с самыми различными делами: материалы по розыску еретиков и мистиков, практиковавших крайне опасные ритуалы, соседствовали здесь с историями людей, нелепо обвиненных в богопротивных и колдовских делах.
Все-таки подтверждается непреложная истина – человеку дорога определена свыше. Монах Авель мог замолчать, мог слукавить, в чем то польстить монаршим особам. Тогда замки с ворот острогов упали бы вмиг и жизнь была бы проще. Но не таков был прорицатель. Ему было важно донести слово божье без изменений и прикрас. Почему предсказывал монах? Потому что не мог, потому что слышал голос божий.
В Суздальском монастыре Авель написал еще одну зело престрашную книгу, которую по своему обыкновению отослал государю для ознакомления. Он так и не отступился от своего кредо говорить о том, что бог повелел. Государю пророчества опять не понравились. Не понравились настолько, что на волю предсказателя больше не выпустили. В этой монастырской арестантской келье и закончилось житие и страдание монаха Авеля.
Произошло это в январе или феврале 1841 года. Причастившийся святых тайн русский Нострадамус был погребен за алтарем церкви Святого Николая. Но предсказания его продолжали жить. Книги Авеля, которые он называл «зело удивительное и престрашное» были сохранены. В них содержались предсказания для далеких потомков. Император Павел I запретил читать предсказания целых сто лет. А вдова его императрица Мария Федоровна завещала положить бумаги в ларец и открыть их только в марте месяце 1901 года.
Тайну ларца суждено было узнать Николаю II. Именно в тот год и в то утро, 12 марта, государь и государыня были очень оживлены и веселы, собираясь в Гатчину навестить Марию Федоровну. Возвратились они задумчивые и печальные. И о том, что прочли в старом ларце никому и ничего не сказали. Только после этой поездки государь стал поминать о 1918 годе, как о роковом годе лично для него и всей царской фамилии.
«На венец терновый сменит царь корону, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Война будет, великая война, мировая. Рухнет Трон Царский. Мужик с топором возьмёт в безумии власть, и будут бичевать Землю Русскую, грабить и закрывать Церкви, казнить лучших людей. Главный Храм станет пылью».
А была ли возможность изменить судьбу? Скорее всего, да, но не все умеют пользоваться предсказаниями. Для одних это предупреждение и руководство к действию, для других неизбежность. Возможно, знание собственной судьбы объясняет многое в пассивном поведении последнего русского императора перед 1917 годом. В его желании спасать страну, собственную семью, самого себя, наконец.
Пророчества всегда имеют конкретный смысл, и они всегда кому-то адресованы. Можно сказать, что пророчество – это взгляд вечности на современное. В работах о вещем монахе Авеле часто упоминается роковая дата 2892 год – конец света. Но книги монаха исчезли в истории. Так где же они? Пока не нашли, но они были. Как был и сам Авель, оставивший множество точных пророчеств и проповедовавший всей России.