В конце 1960-х гг. шлягер Жана Татляна «Фонари» распевала вся страна, он давал по 50-70 концертов в месяц, в то время как в прессе его обвиняли в дурном вкусе и разносили в пух и прах его лирический репертуар, в котором отсутствовали песни гражданственно-патриотического звучания, а после ему и вовсе запретили концертную деятельность.
Певец-эмигрант, которого называли советским Азнавуром
В начале 1970-х гг. певец эмигрировал во Францию и стал там популярным шансонье, а затем – первым из советских исполнителей выступал в Лас-Вегасе. Тем временем в СССР его объявили персоной нон грата, был издан указ об уничтожении всех его записей, альбомов и даже текстов песен. Только в конце ХХ в. Жан Татлян смог вернуться в Россию.
Певец, покоривший советских слушателей в 1960-х гг.
Жан Татлян
Жан Арутюнович Татлян родился в 1943 г. в Греции в армянской семье трудовых мигрантов и беженцев. Когда ему было 5 лет, семья переехала в Армению. Несмотря на то, что Жан с детства увлекался музыкой, в музыкальной школе он проучился всего один год – после того, как понял, что эстрадное исполнение ему ближе классической музыки, решил бросить занятия. После школы он поступил в эстрадно-цирковое училище, а в 18 лет уже стал солистом Государственного джаза Армении.
Певец, покоривший советских слушателей в 1960-х гг.
Вскоре Жан Татлян переехал в Ленинград, где устроился на работу в Ленконцерт и создал собственный оркестр. Он подготовил сольную программу и выступал с концертами, на которых исполнял исключительно песни своего сочинения. Его успех был ошеломительным: песни «Фонари», «Осенний свет», «Звездная ночь» распевала вся страна, он давал по 350-400 концертов в год, было распродано 50 млн пластинок с его записями. Он даже смог купить квартиру в центре Ленинграда и катер.
Жан Татлян
Певец, покоривший советских слушателей в 1960-х гг.
Исполнителей, репертуар которых ограничивался лирическими песнями, в СССР называли «салонно-будуарными», к тому же он исполнял только свои композиции и не пел песен советских композиторов. И хотя Татляну разрешали выступать и выпускать пластинки, он был «невыездным» певцом, а в прессе периодически начиналась настоящая травля. Так, в августе 1970 г. в газете «Советская культура» было опубликовано коллективное письмо, якобы написанное рабочими «Дальзавода». Заголовок был красноречивым: «Встреча с дурным вкусом». Авторы негодовали: «Советская культура» уже критиковала салонно-будуарную лирику Ж. Татляна. Кто знает поэта Татляна? Композитора Татляна? Но оказалось достаточным быть немножко поэтом, немножко композитором, чтобы получить в свое распоряжение целый музыкальный коллектив и гастролировать по всей стране…».
Певец-эмигрант, которого называли советским Азнавуром
После этой публикации Татляну на время запретили концертную деятельность «за недостойное советского артиста поведение» (он отказался выступать 30 декабря в Орле, так как его артисты не успели бы вернуться домой в Ленинград на Новый год). Вот тогда певец и принял решение об эмиграции, которое позже объяснял так: «В СССР я был птичкой в золотой клетке: считался невыездным. Властей смущало все – моя биография (выходец из семьи репатриантов), мои лирические песни: почему не поет о комсомоле и БАМе?». В 1971 г. с одним чемоданом певец прилетел в Париж. Первые 2 месяца он жил у друга, а затем снял квартиру. Около года выступал в кабаре «Распутин», затем – в кабаре «Московская звезда», где исполнял народные русские, армянские, греческие и цыганские песни. Позже Татлян открыл собственные рестораны в Париже и в Нью-Йорке. Со временем он оставил ресторанный бизнес и стал гастролировать по всему миру.
Певец-эмигрант, которого называли советским Азнавуром
За границей его называли ленинградским Азнавуром и первым советским шансонье. Он стал первым советским исполнителем, выступавшим в Лас-Вегасе. К тому же он был первым певцом-эмигрантом, представлявшим Францию на 200-летии США. В Америке тогда были сильно ощутимы антисоветские настроения, и когда появились афиши с текстом «Жан Татлян. Железный занавес приподнялся над звездой», организаторы концертов получали анонимные записки с угрозами расправы над «кремлевской звездой». Поэтому к певцу приставили шерифа, который везде его сопровождал.
После отъезда Татляна из СССР он стал персоной нон грата. Его записи уничтожались, пластинки изымались из продажи, даже имя его запрещали упоминать. Благодаря некоторым сотрудникам радиостанций его записи все же сохранились и спустя много лет снова появились в эфире. Вернуться в Россию он пытался в 1990-х гг., но был неприятно поражен: «С меня фактически начали требовать деньги за право показаться в эфире, выпустить диски. Для меня, уже привыкшего к цивилизованному бизнесу, это было шоком».
Жан Татлян
Знаменитый шансонье Жан Татлян
Приехать на гастроли он смог только в начале ХХI в. Певец снова выступил на сцене, принял участие в нескольких телепередачах и дал интервью для прессы. Его появление вызвало настоящий ажиотаж – как оказалось, Татляна не забыли на родине, и у него все еще остается много поклонников. Сегодня у артиста двойное гражданство – Франции и России, а сам себя он считает космополитом, «гражданином мира», ведь искусство не знает границ.
Знаменитый шансонье Жан Татлян
Жан Татлян
Жан Татлян выступал на одной сцене с Азнавуром и считает, что именно такую музыку можно называть настоящим шансоном