15.01.2025

Как зарождалась нынешняя российская власть


В России пять властей. Первая – исполнительная. Ее главная функция – исполнять мечты больших и маленьких чиновников о большом человеческом счастье: «Вольво» в гараже, поместье с теремком под Москвой, вилла в Испании, детишки в Англии и валютный счет в Швейцарии.

Вторая власть – законодательная. День за днем она совершенствует, шлифует и переписывает один и тот же закон: закон сохранения власти у нынешних представителей первой, второй, а также третьей власти – судебной. Той, что осуждает или оправдывает кого надо, когда надо и как надо.

 Судебная власть в России пожизненная и независимая – от общества, от морально-нравственных категорий, а очень часто и от закона.

Четвертая власть – информационная. Она тоже независима. Газеты одной финансовой группы независимы от другой финансовой группы. Издания, спонсируемые одной криминальной группировкой, ненавидят и клеймят другую.

И, наконец, главная героиня нашей книги – власть пятая. Власть криминалитета. Власть преступности над обществом и государством. Власть неограниченная и авторитарная. Единственная власть, имеющая, собственные капиталы, собственную волю, не нуждающаяся в легитимности, не имеющая конечного срока правления. Одним словом, власть. Настоящая власть.

Когда, в каком году, какого числа произошла Великая криминальная революция?

Базис начал формироваться еще с 70-х годов, когда появились первые подпольные цеха, гнавшие левую продукцию, которая в силу дефицитности давала миллионные прибыли. Уже тогда «покупались» нужные чиновники и правоохранители, уже тогда воротилы теневого бизнеса создавали собственные «крыши», сами оказывались под «крышей» у уголовников или погибали от рук конкурентов. Уже в 70-х появилась первая крупная банда рэкетиров, паразитирующая на первых подпольных бизнесменах, – банда Монгола, где проходил свои университеты Япончик. А в 1979 году в Кисловодске прошла сходка цеховиков со всего Союза, принявшая «постановление»: отчислять в воровские «общаки» десять процентов всей прибыли подпольных коммерсантов в обмен на защиту и помощь в конфликтных ситуациях.

Кооперативное движение дало первые легальные «крыши» для отмывки преступных капиталов. Так, 90 процентов кооперативных туалетов в Москве эпохи раннего Горбачева принадлежали одному мафиозному клану.

Первый террористический акт с криминальной подоплекой: чудовищный пожар 1977-го в гостинице «Россия», повлекший человеческие жертвы. Официальная версия – халатность какого-то монтера. Истинные причины, которые удалось установить сотрудникам КГБ: ссора при дележе черных ставок на конных бегах. Исполнители: люди абхазского вора в законе Лакобы.

Примерно в то же время в Закавказских республиках появляются первые подпольные вооруженные формирования. Секретные источники сообщают о завозе из Армении в Нагорный Карабах вертолетами боевых снарядов для противоградовых установок, об организации тайников с оружием и интенсивном сборе денег у теневиков и коррумпированных чиновников. А в Тбилиси в 1982 году состоялся крупнейший съезд воров в законе, где обсуждался вопрос о том, каким образом можно прибрать к рукам политическую власть в стране.

К концу 80-х Россия была уже четко разделена на зоны, контролируемые ворами в законе. За каждым из воров стоял многофункциональный аппарат. В него входили «положенцы» (заместители), «смотрящие» (руководители на местах), «бригадиры» (главари банд), «кассиры» (держатели «общаков»), «боевики» (рядовые бандиты).

При этом криминалитет начинает  отходить от норм «Кодекса воровской чести», и таких воров в законе стали называть «зрелыми». В их среде модно покупать воровской титул или получать его по рекомендации властей. Так, в одном из подмосковных городов бывший «смотрящий» получил титул «вора» по рекомендации своего доброго знакомого, главы местной администрации. Дальневосточный вор в законе Пудель (Податев) создает в Хабаровском крае фонд «Единство» и вполне официально начинает заниматься благотворительностью. Криминального бизнесмена Айдзердзиса «братва» проталкивает в депутаты Госдумы, а когда он отказывается от сотрудничества с криминалитетом – убивает. Главарь ленинской банды Франц становится помощником депутата фракции ЛДПР. А лидер солнцевцев Михась получает подлинное удостоверение сотрудника Службы безопасности Президента России. «Зрелые» имеют гигантские счета в инобанках и недвижимость за границей.

Многие отправляются за рубеж и управляют делами оттуда. Тайванчик, Петрик и еще 13 лидеров российского преступного мира обосновались в Германии (немецкая полиция создала спецподразделение «Тайга» для борьбы с русской мафией). Руслан и Назарбек Уциевы, представители «чеченской общины», для формирования новых каналов нелегальной транспортировки оружия отправляются в Лондон.

Появляются новые традиции. Например, пышные похороны воров и «авторитетов» на самых престижных городских кладбищах с обязательным освещением в прессе. Это уже не просто скорбный ритуал, а демонстрация силы, сплоченности, презрения к обществу. Так, крымского «крестного отца» Виктора Башмакова хоронила чуть ли не вся «братва» столицы полуострова. Для поминок была заказана тысяча посадочных мест, приготовлен обед на 10 тысяч человек. Правда, поминки принесли еще большую скорбь: гости что-то не поделили и разгорелась перестрелка. Итог – четверо убитых, несколько раненых (в том числе, ребенок). На этих невероятных поминках погиб и представитель политической элиты (без политиков не обходится нынче ни одно крупное криминальное мероприятие) – лидер Христианско-либеральной партии Крыма Евгений Поданев.

Шумно было и на похоронах химкинского «авторитета» Алексея Садовникова. Неизвестные взорвали машину, принадлежащую самому устроителю похорон. Событием 96-го года стал чудовищный взрыв на Котляковском кладбище, унесший жизни практически всего руководства Российского фонда инвалидов войны в Афганистане.

На похороны лидера крупнейшей группировки Ростова-на-Дону Виктора Колтунова по кличке Доктор (киллеры выпустили в него 60 автоматных пуль) съехались 500 преступных «авторитетов» со всей страны. Поминки проходили в одном из самых роскошных ресторанов города. Еще пышнее и представительнее были похороны Квантришвили – его бренное тело предали земле на престижнейшем Ваганьковском кладбище, неподалеку от могилы Высоцкого. Аналогичным образом дальневосточного вора в законе Вадима Беляева по прозвищу Беляй, убитого в Москве, похоронили в Хабаровске рядом с могилой известного в 70-е годы певца Кола Бельды. Причем панихида прошла в лучшем городском здании – в Театре музыкальной комедии. А лидера тамбовской группировки, орудовавшей в Санкт-Петербурге, Николая Гавриленкова по прозвищу Степаныч похоронили прямо в Псково-Печерской лавре. Это вызвало громкий скандал, но духовные пастыри пояснили, что покойный тратил большие деньги на нужды церкви.

В уголовном мире появляется еще одна социальная группа: «молодняк». Их также называют «беспредельщиной», «шпаной» и «отмороженными». Методы их жестче и циничнее: заложники, массовые расстрелы, взрывы.

Продолжают совершенствоваться различные схемы отмывки «грязных» денег, их конвертации и перевода на заграничные счета. В стране с этой целью действуют сотни таких банков и АО.

Еще одна тенденция – появление банд, целиком состоящих из бывших (а то и нынешних) милиционеров и представителей других силовых ведомств. Как правило, они камуфлируются под охранные бюро. В 1993 году был приговорен к расстрелу офицер милиции А. Макеев, руководитель банды «Белый крест». Милиционеров приглашают и как специалистов. Уголовники именуют таких перебежчиков «оборотнями».

Бандам мало грабить и рулить – им надо рулить от имени власти. И тут подоспело правительство, которое и предоставило отпетым бандитам места в Государственной Думе.


72 элементов 1,221 сек.