22.11.2024

Израильские Егоров и Кантария: интервью с солдатом, водрузившим флаг Победы над Иерусалимом


Дани Биран – последний из двух солдат, которые в Шестидневную войну подняли флаг Победы над объединенным Иерусалимом. Эксклюзив "Вестей"

 

Дани Биран живет в Нес-Ционе. Ему 73 года. До сих пор работает – водит экскурсии по стране, выступает с лекциями по истории израильского флага. Но мало кто знает, что 50 лет назад Дани вместе с другим солдатом под пулями снайперов водрузил флаг Победы на Храмовой горе.

Дани Биран. Фото: Ави Муалем

Флаг этот едва не вызвал международный скандал. Его фотография существует в единственном экземпляре, хранится в закрытом архиве и была предоставлена "Вестям" эксклюзивно для этой статьи.

 

Дани Биран ответил на вопросы "Вестей".

 

Егоров и Кантария: израильский вариант

 

 

– Скажите, Дани, вам известны эти имена: Егоров и Кантария?

 

– Нет, кто это?

 

– Это два советских солдата, которые водрузили флаг Победы над рейстагом.

 

– А! Их знаменитую фотографию я показываю на своих лекциях. Да, есть общее… В 1967 году арабские страны втянули Израиль в войну. Против нашей страны выступили Египет, Сирия, Иордания, Ирак и Алжир. Война была ожесточенной, но молниеносной. За 6 дней арабские полчища были наголову разбиты. А сама война получила название Шестидневной.

 

На третий день войны десантники под командованием Мордехая (Моты) Гура ворвались в Старый город Иерусалима. Это был исторический момент. Наш любимый город, древняя столица снова была в руках евреев. Даже сейчас, в год 50-летия объединения Иерусалима, я помню ту дрожь, которая охватила нас, десантников, когда Мота сказал по рации: "Храмовая гора в наших руках! Повторяю – Храмовая гора в наших руках!"

 

– Вы были в той бригаде?

 

– Да, у меня даже сохранился снимок, где мы все вместе рядом с Храмовой горой. На фото Мота стоит, прислонившись спиной к стене. А на земле лежат и сидят солдаты, отдыхая после боя. В первом ряду, справа, – я, с закатанными рукавами, что-то кричу от радости. Слева – мой товарищ Михаэль Ябло. Именно нас двоих Мота позвал, чтобы выполнить необычное задание.

 

 

 
Десантники у Храмовой горы. Фото из архива ЦАХАЛа и минобороны, коллекция "Ба-махане", фотограф Миха Бар-Ам

Десантники у Храмовой горы. Фото из архива ЦАХАЛа и минобороны, коллекция "Ба-махане", фотограф Миха Бар-Ам

 

 

В тот день десантники водрузили израильский флаг над Стеной плача. Этот факт довольно известен. Но вот чего никто не знает – что был поднят флаг и над Храмовой горой, прямо над мечетью Купола скалы, в самом высоком месте города.

 

Сначала туда отправили двух солдат, но они не смогли закрепиться из-за бешеной стрельбы арабского снайпера. Тогда Мота поручил это нам с Михаэлем.

 

Вы знаете, мало кто из евреев бывал на Храмовой горе. Это место священно и по многим причинам запрещено для посещения евреями. А мы с Михаэлем вошли не только на гору, но и в саму мечеть.

 

До сих пор помню эту длинную деревянную лестницу наверх. В конце пути мы уперлись в дверь. Толкнули – и оказались на самой вершине Иерусалима.

 

– Флаг был с вами?

 

– Да.

 

– Как он выглядел?

 

– Это было довольно большое полотнище, длиной около 1,6 метра. Один из наших парней взял его с армейского склада и носил с собой.

 

– Флаг был на древке?

 

– Нет. Но у него была веревка, и мы привязали ее к столбу… Потом спустились, очень довольные собой. Внизу нас уже ждали товарищи. Снайпера слышно не было. Воодушевленные, мы обнялись и сфотографировались на фоне Храмовой горы. И вот что удивительно – до этого ветра не было, и флаг висел. А в момент щелчка фотоаппарата вдруг подуло, наш флаг развернулся и затрепетал.

 

 

 
Солдаты на фоне флага над Куполом скалы. Кадр из фильма "Ха-ир шехубра ла яхдав", архив ЦАХАЛа и минобороны

Солдаты на фоне флага над Куполом скалы. Кадр из фильма "Ха-ир шехубра ла яхдав", архив ЦАХАЛа и минобороны

 

 

– Я смотрю на этот снимок и удивляюсь, почему такое плохое качество?

 

– Этих фотографий ни у кого не сохранилось. Дело в том, что израильский флаг над Куполом скалы оказался нежелательным для руководства

страны. Когда Гур доложил о нашем поступке, в правительстве забеспокоились. При всем том, что война была нам навязана, а объединение Иерусалима считалось восстановлением исторической справедливости, все это не касалось Купола скалы. Тот факт, что по мусульманской святыне ходили солдаты, что над ней реет израильский флаг, мог породить грандиозный скандал. И ответные действия по отношению к еврейским святыням. Поэтому наш командир получил распоряжение снять флаг. И это было выполнено.

 

 

– Сколько же он провисел наверху?

 

– Часа четыре. А может, меньше.

 

– Куда делась потом эта реликвия?

 

– Когда флаг сняли, его отдали тому солдату, который взял его на складе. Солдат был парень аккуратный и вернул его на склад.

 

– А что было с фотографиями?

 

– Их доставили в штаб армии. И, видимо, на долгие годы либо засекретили, либо уничтожили. Властям не хотелось, чтобы они проникли в зарубежную прессу. А мне довелось заполучить свой экземпляр тайком. Однажды я смотрел фильм про взятие Иерусалима в Шестидневную войну. И там на доли секунды мелькнул тот кадр, где мы стоим на Храмовой горе на фоне флага. Я вскочил и успел сделать снимок.

 

– А где сейчас ваш напарник Михаэль Ябло?

 

– Он скончался пятнадцать лет назад после тяжелой болезни. Мой дорогой друг, он всегда в моем сердце.

 

Каждый со своим флагом

 

6 лет назад Дани Биран начал исследовать историю израильского флага. Он выяснил, что предтеча бело-голубого полотнища появилась не в Государстве Израиль и даже не в Варшавском гетто, как принято считать, а в библейские времена. Выполнив в одиночку работу целого научного института, Дани написал книгу "Иш аль-дигло" ("Каждый со своим флагом"). Первое ее издание выпущено на иврите, но уже переводится на английский и обещает стать бестселлером.

 

В книге впервые приводятся такие факты об израильском флаге, которые не прочитаешь больше нигде.

 

– Два главных элемента – бело-голубой цвет и магендавид – сопровождают наш народ с периода ТАНАХа, – говорит Биран. – Герцль предлагал свой вариант флага. "Эксодус" шел к берегам Эрец-Исраэль под бело-голубым полотнищем. В 1949 году солдаты, идущие в бой за Эйлат и не имевшие с собой флага, нарисовали его чернилами… Мы, израильтяне, питаем особые чувства к своему флагу, мы связаны с ним кровно. В книге я привожу много интересных историй, из которых складывается его биография. Возможно, единственный пробел в моей работе – это данные об СССР, о том, как вдохновлял флаг узников Сиона. И я буду рад, если читатели "Вестей" восполнят для меня эту информацию.

 

* Архивные фотографии предоставлены для публикации эксклюзивно "Вестям". Любое копирование снимков вне данной публикации запрещено.


67 элементов 1,102 сек.