22.11.2024

Лубянский урканат 2 часть Окончание


Понятие «русская мафия» на Западе появилось во второй половине 1970-х гг., когда в Америку эмигрировал вор в законе Евсей Агрон (Евсей Ленинградский). В 1975 рецидивиста Агрона выпустили в Америку, где он собрал банду из таких же уголовников, выпущенных из СССР по еврейской линии, и начал терроризировать советских эмигрантов на Брайтон-Бич. Делал он это с дикой жестокостью, переходящей в садизм.

Брайтон-Бич. Непрестижный дешевый район Нью-Йорка, где с 1970-х гг. селились евреи-эмигранты из СССР.

 

Сколотив первоначальный капитал на рэкете, Евсей Ленинградский вышел на новую орбиту – скорешился с Коза-Нострой и начал работать на них по бензиновым аферам, торговле героином и т.д. Вскоре ОПГ Агрона успешно влилась в преступный мир Америки на правах младшего партнера итальянцев.

Агрон был убит в разборках в 1985 г. Его место занял гангстер Марат Балагула. Правда, в 1986 г. из-за угрозы ареста ему пришлось бежать из США в Африку (в ЮАР, потом в Сьерра-Леоне). Руководил он своей бандой оттуда, будучи в розыске, пока в 1989 его все-таки не арестовали при попытке поехать в Европу. После чего за место главаря много лет вели войну бандиты Борис Найфельд (Биба) и Моня Эльсон (Мендель).

На первых порах, в 1970-80 е гг. , эта братва с Брайтон Бич была локальной этнической бандой, причем в подчинении у итальянцев. Аналогичные ОПГ из бывших советских бандитов в этот же период возникли в Зап.Европе и Израиле. Но пока это была периферия мировой преступности. Выход на новые высоты произошел только с распадом СССР.

В 1990-е русская мафия за рубежом быстро превращается в глобальную организацию с филиалами по всему миру. Её стратегическим партнером в России становится солнцевская ОПГ в Москве, а крышей – СВР («сварщики»). В эти годы бывшая советская разведка довольно быстро вырождается в еще одну ОПГ в погонах, криминальный синдикат по торговле оружием, наркотиками, нефтью, услугами по отмыванию денег и т.п.

Евгений Примаков («Примус»), глава разведки в 1991-96 гг., премьер-министр в 1998-99 гг. При Путине ему был создан настоящий культ как «выдающемуся государственному деятелю», который в трудные годы «отстаивал интересы России» и т.д. На самом деле это мафиози, один из отцов ОПГ «Сварщики». Он действительно путем закулисных договоренностей помог Путину придти к власти, но интересы России тут ни при чем.

Среди людей, которых продвигал Примаков в 90-е, особо стоит отметить одну колоритную личность – бывшего советского шпиона в Израиле Шабтая Калмановича. Это был живой символ слияния спецслужб и мафии. Вернее, уже не живой (его убили в 2009 г.):

Шабтай в молодости окончил разведшколу КГБ и в 1971 г. с родителями выехал в Израиль. Как он рассказывал в одном интервью много лет спустя: «Да, я прошел разведшколу. Не знаю, пошел бы на это сейчас, но тогда мне хорошо промыли мозги: понятие страны и долга было достаточно сильно» .

Родители Шабтая были «отказники», т.е. евреи, боровшиеся за право выезда в Израиль. Где ему «промыли мозги» про «понятие страны и долга» не очень ясно. Скорее всего, имела место банальная сделка: сотрудничество в обмен на эмиграцию.

Приехав в Израиль Шабтай стал политическим активистом и как раз борцом за право евреев на выезд из СССР. На этой почве завязал обширные связи в местной элите, о чем исправно докладывал в Центр.

Потом он бросил политику и занялся бизнесом в Африке. Сначала – в ЮАР. Небольшая, но влиятельная еврейская община ЮАР состояла из т.н. литваков – литовских евреев, приехавших сюда еще при царе. Калманович тоже был литваком и его приняли как своего. Разведработа в Южной Африке в те годы была сложной задачей: ЮАР времен апартеида не только не имела с СССР дипотношений, но и фактически находилась с ним в состоянии войны (в Анголе). Калманович, между тем, гулял по ЮАР свободно и открывал двери ногой.

Он строил казино в бантустанах (резервации для черных жителей ЮАР). Помогал правителям бантустанов (племенным царькам) заработать денег на продаже сырья. Сколотив первоначальный капитал в ЮАР, Шабтай расширил бизнес — купил алмазные рудники в Сьерра-Леоне (Зап.Африка) и провел там в президенты своего человека – генерала Джозефа Момо. В середине 1980-х гг. состояние Шабтая оценивалось уже в 100 млн. долл., он летал на личном самолете, купил замок в Каннах.

Сьерра-Леоне, богатая природными ресурсами страна, много лет живущая в нищете под властью коррумпированных диктаторов.

Алмазный бизнес Шабтая в Сьерра-Леоне имел теневую сторону. Алмазы вывозились контрабандой, а выручка от них шла на покупку героина в Таиланде, который потом отправляли в США. Партнером его в этом деле был авторитет Марат Балагула с Брайтон Бич. Балагула не случайно в 1986 сбежал от ФБР именно в Сьерра-Леоне: тут у него был бизнес с Шабтаем. Еще одним участником их бизнеса была Коза-Ностра – семья Лучезе, под которой ходил Марат.

Картина была занятная: агент КГБ, братва с Брайтон Бич и Коза-Ностра грабят нищую африканскую страну, торгуя нелегальными алмазами и наркотой. А купленный ими президент этой страны им покровительствует. Жалко Сьерра-Леоне, да. Попали.

Блестящая карьера Шабтая была прервана в 1988 г., когда он был разоблачен в Израиле как советский шпион (перебежчик из КГБ сдал его). Шабтай получил 9 лет, из которых отсидел 5 и в 1993 досрочно вышел на свободу. И вот тут-то начался его звёздный час.

Выйдя из тюрьмы он отправился в Венгрию, где в то время была штаб-квартира Могилевича (Севы Киевского)– главаря русской мафии в Европе. Шабтай и Сева стали работать вместе. В 1998 г. в обширном докладе ФБР «Организация Семёна Могилевича» Шабтай упоминается как соратник Могилевича и «влиятельный соучастник солнцевской ОПГ».

В 90-е Шабтай развернул бурную деятельность: торговал оружием, кровавыми алмазами, венгерскими лекарствами, работал с деньгами «Национального фонда спорта» (солнцевская контора в 90-х, главный поставщик беспошлинного алкоголя в РФ в то время). А еще стал хозяином нескольких рынков в Москве, крупной строительной компании «НБМ», нескольких баскетбольных клубов в России и Литве и т.д.

Шабтай и его третья жена — баскетболистка Анна Архипова. По данным ФБР баскетбольные клубы он покупал для отмывания денег.

Свой бизнес в 90-е агенты Шабтай и Сева вели в тесном взаимодействии с СВР и ФСБ. Оружие исчезало со складов в России и всплывало в Колумбии у наркокартелей (а колумбийский кокаин – в питерском порту). Алмазы менялись на героин, героиновая выручка вкладывалась в водку и спирт, которые гнали в Россию без пошлин, по льготам, купленным в Кремле за взятки для «социальной поддержки» спорта и православной церкви.

В те лихие годы Шабтай познакомился с Путиным. В интервью латвийской газете «Час» 22.08.2003 г. он рассказывал, что познакомился с ним, когда собирался строить в Питере торговый центр на деньги некоего иностранного инвестора. Судя по всему, речь идет о торговом центре рядом с метро «Озерки», который фирма Калмановича «Лиат-Натали» собиралась строить в 1995-96 гг. (но так и не построила). Фирма действительно была российско-венгерская, но реальными владельцами были Калманович, Япончик и Кобзон (по данным ФБР).

В 2000-е гг. при Путине-президенте Шабтай стал весьма влиятельной фигурой в России. Он ездил с Собчаком агитировать за Путина в Калининград в феврале 2000 г. во время выборов. Поездка, где Собчак внезапно умер от сердечного приступа. Шабтай стал неформальным советником Путина по связям с Прибалтикой, хвастался в интервью, что организовывал встречи Путина с президентом Латвии Вике-Фрейдберге и посредничал между ними. Т.е. он уже и во внешней политике России участвовал.

Всё это оборвалось также внезапно, как и бизнес Шабтая с правителем Сьерра-Леоне Джозефом Момо. В ноябре 2009 «Мерседес» Калмановича был демонстративно расстрелян прямо в центе Москвы, у Дома Правительства. Киллеров так и не нашли, никаких зацепок. Только анонимные утечки от следствия, что это связано с убийством Япончика, которое произошло накануне.

Отдельным вопросом стало наследство Шабтая. На момент его смерти его состояние оценивалось более чем в 1 млрд. долл. Только их совместный с Япончиком бизнес по продаже лекарств приносил 4 млн. долл. в день. Как это принято в уголовной среде после смерти мафиози законные наследники получают лишь небольшую часть, остальное делится по понятиям.

Жена и дети Шабтая действительно получили копейки – 30 млн. долларов. Кому ушло остальное, осталось загадкой, как и причина убийства. По одной из версий наследство Шабтая забрала его чекистская крыша. Я тебя породил, я тебя и убью, как говорил герой Гоголя.

8. Банда SMO: Путин и Могилевич

Не каждый гангстер удостоится персонального доклада ФБР о своей деятельности и не каждому дано попасть в топ-10 преступников, разыскиваемых ФБР. Семён Юдкович Могилевич (он же Сева Киевский, дон Семен и проч.) один из таких людей. Место в истории мировой преступности ему уже обеспечено, в одном ряду с Аль Капоне, Карло Гамбино, Пабло Эскобаром и другими подобными персонажами.

Сева начал свою уголовную карьеру в Киеве в 1970-е как торговец валютой и антиквариатом. Дважды отсидел за валютные дела, потом перебрался в Москву, где стал одним из основателей солнцевской ОПГ. В 1990 г. Могилевич покинул СССР и переехал в Венгрию, где создал банду, которую ФБР окрестило SMO (Simeon Mogilevich Organisation). По-русски: «Организация Семёна Могилевича». В SMO было около 250 человек из разных стран, но по факту это был международный филиал солнцевских. Отдел внешних преступных сношений солнцевской ОПГ.

Как уже говорилось, в 1990-е эта группировка сколотила неплохие деньги на различных видах криминального бизнеса в России и за рубежом. К 1999 г., когда Могилевичу пришлось спешно уехать из Венгрии и вернуться в Москву, он заработал уже не менее 10 млрд. долл. Столько не имел ни один ельцинский олигарх в то время.

Но главным капиталом Севы всегда были связи: президенты, генералы, авторитеты в разных странах. Близким товарищем Могилевича еще с советских времен был авторитет Михась (Сергей Михайлов), главарь солнцевской ОПГ.

Михась теперь уважаемый человек в путинской России. Грамоты от МВД, от Службы безопасности президента, ордена, медали.

5 мая 2013 г. бандит Михась получает от Русской православной церкви медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 г.». Солнцевские, как известно, сыграли большую роль в этой победе, именно они под руководством ФСБ атаковали французов при Бородино.

Они же, кстати, окружили немцев под Сталинградом.

Впрочем, связи Могилевича не ограничивались солнцевскими уголовниками. В 1991 г., когда Ельцина только избрали президентом, у Севы (из Венгрии) уже был выход на самый верх. Его приятели Георгий Мирошник и Юрий Конончук вошли в ближайшее окружение вице-президента Руцкого.

Мирошник – валютчик из Киева, в 1990-е крупный международный аферист. Конончук – жулик из Одессы, с 1991 г. — советник вице-президента России по экономическим вопросам.

В начале 1990-х Мирошник, Конончук участвовали в разграблении имущества Западной группы войск в Германии (и Сева тоже, естественно). Георгий Мирошник, кроме того, участвовал в путинской афере «Сырье в обмен на продовольствие» зимой 1991-92 гг. Это когда продали сырье из госзапасов под предлогом накормить жителей Петербурга, стоявших в очередях за хлебом. Сырье продали, а деньги украли.

Именно с Мирошником Путин подписал тогда липовый договор на поставку мяса в город, который никто и не думал исполнять. Причем он этим договором еще и махал в Петросовете перед депутатской комиссией Салье, доказывая, какое благо для города он собирается сделать. Все это говорит, что Вова Путин имел контакты с бандой SMO уже в самом начале своей работы в мэрии Петербурга.

Что касается Юрия Конончука, 1990-е он тоже провел с пользой — поработал в Национальном фонде спорта у солнцевских, посидел в тюрьме по «комбайновому делу» в Курской обл. В 2000-е стал в Москве теневым банкиром и обнальщиком, проходил в деле Магнитского как свидетель (налоги там на самом деле украли чекисты при участии людей из ОПГ Могилевича).

2003 г. Знаменитое объявление ФБР о розыске Севы в числе топ-10 наиболее разыскиваемых лиц (он в это время спокойно жил в Снегирях под Москвой):

ФБР плотно занялось Могилевичем во второй половине 1990-х гг., и в какой-то момент земля загорелась под ногами у Севы. Ему стали закрывать въезд в одну страну за другой, и его арест в Европе стал вопросом времени. Пришлось Севе ехать в Москву. Там как раз Путин к власти пришел.

В Интернете есть в открытом доступе доклад ФБР о Могилевиче от августа 1998 г.

Документ впечатляет — больше 100 страниц со всеми подробностями: где что делал, когда какому наркобарону звонил, родственники, подельники, в каких банках счета, на каких островах фирмы. Работает с солнцевскими, Япончиком, Тайванчиком, Моней Эльсоном.  И это только открытая часть — понятно, что нарыли они намного больше.

Приход Путина в 1999 г. дал Могилевичу возможность спокойно укрыться в РФ, не опасаясь преследования, и управлять своей бандой SMO из Москвы.

Проблемы у него возникли только один раз, в 2008 г. и не из-за американцев. Сева много лет был посредником в газовых расчетах между Россией и Украиной, занося откаты в обе стороны (и в Москву, и в Киев). В 2009 в верхах было решено его подвинуть с этого хлебного места, да и вообще увеличить ему плату за крышу. А он стал артачиться.

Для вразумления его арестовали, но по смехотворному поводу — как пособника в уклонении от налогов парфюмерными магазинами «Арбат Престиж». Якобы Могилевич там помогал (давал советы) людям, как не платить налоги. Это как арестовать Чикатило за неправильную парковку. Естественно, как только Сева выполнил требования старших товарищей по бизнесу, его выпустили и дело закрыли.

Могилевич на суде в Москве в 2009 г. Выглядит он неважно (диабет на старости лет), но ничего серьезного от российского правосудия ему не грозит.

Знаком ли Путин лично с Могилевичем? Ответ на этот вопрос можно найти в т.н. «плёнках Мельниченко» – прослушке в кабинете украинского президента Кучмы, которую вел в 1998-2000 г. офицер его личной охраны майор Мельниченко. Поначалу эти плёнки считались, в основном, внутриукраинским делом, связанным с убийством журналиста Гонгадзе в сентябре 2000 г. (убитого по указанию Кучмы, что следует из записей).

Однако потом оказалось, что на плёнках есть и интересные разговоры Кучмы про Могилевича и Путина. Так, 8 февраля 2000г. был записан разговор Кучмы с ген. Деркачом, главой СБУ в то время. Деркач – хороший знакомый Могилевича и его крыша на Украине. Деркач и Кучма обсуждают какой-то вопрос, который Сева обещал Кучме решить. По ходу разговора выясняется, что Деркач недавно виделся с Могилевичем, что Сева уже обжился в Москве (это февраль 2000 г.), купил дачу и вообще у него хорошие личные отношения с Путиным еще с питерских времен.

Следующий разговор про Могилевича был у Кучмы два дня спустя, 10 февраля 2000 г. глава военной разведки Украины генерал Смешко докладывает Кучме, что Могилевич с советских времен — «номенклатура ПГУ КГБ», особо ценный агент СВР.

На самом деле понятие «агент» к Могилевичу после 1991 г. не очень применимо. В 1990-е он (как и Шабтай Калманович) был уже не агент, а компаньон СВР. Партнер по криминальному бизнесу. Поэтому, когда на Западе у него возникли проблемы, он вернулся в Россию, договорился о выплатах за крышу (он платит Путину через Патрушева) и решил свои проблемы. Во всяком случае 390 лет тюрьмы в Америке (именно столько на него нарыло ФБР), Севе уже не угрожали.

Впрочем, позиция Америки и вообще Запада в этой истории немного удивляет. Если Могилевич в розыске ФБР как опаснейший гангстер мирового значения, то почему Путин, который его крышует, у них не в розыске? Надеются договориться? Видать, забыли, как расшифровываются инициалы нынешнего правителя России: В.В. – врать и воровать!


67 элементов 1,033 сек.