Прошло меньше недели после инаугурации президента Трампа, а фарс с русскими хакерами, которые якобы подтасовали выборы президента США, как и следовало ожидать, уже практически угас. Что же остается в сухом остатке?
Остается реальная связь Трампа с Россией.
Да, он связан с Россией, но совсем не в том ключе, как его малюют. Дело в том, что Трамп – приверженец философии объективизма, созданной уроженкой Санкт-Петербурга Алисой Зиновьевной Розенбаум. После эмиграции в Америку в 1926 году она приняла литературный псевдоним Эйн Рэнд. В числе прочих, Алиса Розенбаум написала книгу «Атлант расправил плечи», которая служит основой философии объективизма.
Учение объективизма, как и многие другие философские направления, неискушенному читателю покажется весьма сложным. Но выходцам из Советского Союза, которых в свое время вынуждали изучать марксизм, эту философию понять очень легко.
Если марксизм – это материализм плюс коммунизм, то объективизм – это материализм плюс капитализм.
И это является ключом к разгадке Трампа.
Сплав материализма и капитализма означает главенство разумного эгоизма и экономической свободы.
Что мы и наблюдаем в действиях Трампа. Имеются в виду его первые президентские указы – о строительстве нефтепровода из Канады в США (Keystone pipeline), односторонний выход США из кабального Тихоокеанского Договора (Trans-Pacific Partnership), пересмотр Североамериканского Договора о Свободной торговле (NAFTA).
Строительство нефтепровода было запрещено Обамой по просьбе своего основного донора – Уорена Баффетта, который практически имел монополию на железнодорожные перевозки нефти из Канады в США (железнодорожная транспортировка нефти стоит дороже трубопроводной). Строительство нефтепровода снизит цены и на нефть, и на бензин для всех американцев, хотя компания Уорена Баффетта потеряет прибыли – налицо разумный эгоизм.
Тихоокеанский Договор был попыткой создания структуры, подобной Европейскому Союзу, но для стран Тихоокеанского бассейна. Подобно Европейскому Союзу, страны-подписанты лишились бы большей части своего суверенитета и перешли в подчинение бюрократической верхушке Союза. Верхушке не избираемой и не подотчетной гражданам. Свобода перемещения капитала и рабочей силы привела бы массовому перераспределению населения в регионе, причем не требуется объяснять, из каких стран работники будут уезжать и в какие страны они будут приезжать. Отказ Америки от этого договора – тоже разумный эгоизм.
Пересмотр Североамериканского Договора о Свободной торговле – давно назревшая проблема. Свобода торговли звучит хорошо, особенно на уровне лозунгов. Реальность же может весьма отличаться от задуманного. Этот договор, подписанный еще президентом Клинтоном, имел весьма благородные намерения. Но по прошествии двух десятков лет мы убедились, что фактически этот договор привел к перераспределению богатства из США в Мексику, к беспрецедентному вывозу капитала и рабочих мест из США. Пересмотр условий этого договора в пользу Америки – также весьма разумный эгоизм.
И замораживание Трампом 221 миллиона долларов, которые Обама переслал автономным палестинским террористам за 2 часа до инаугурации Трампа – это тоже разумный эгоизм. Как и следующий шаг Конгресса – полное и окончательное прекращение финансирования «палестинцев». Как и указ Трампа о строительстве стены на границе с Мексикой. Как и указ о прекращении федерального финансирования американских городов-убежищ для нелегальных иммигрантов.
Ничего личного. Просто бизнес. И урок для всех американских граждан – Трамп не является профессиональным политиком и делает именно то, что обещал, как это и принято в мире бизнеса. Да, это выглядит необычно, даже вызывающе и для некоторых немного пугающе, но к этому придется привыкать.