В отличие от статистики, которая, как известно, «знает всё», история знает многое, но не всё. Возникновение шахмат является подтверждением сказанного. Ни эпос, ни литература первых столетий новой эры, ни легенды о шахматах, получившие распространение в средние века, не являются достоверными источниками сведений. Но, впрочем, стоит привести самое древнее из известных преданий об «игре мудрецов»…
Индийский раджа Схерам не отличался умением управлять, а потому в короткое время довёл свое государство до разорения. Тогда мудрец-брахман Сесса, желая сделать властелину тактичный намёк, придумал игру, в которой король — самая важная фигура — не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек.
Сеанс шахматной игры произвёл на раджу сильное впечатление. Аналогия была вполне определённой. Желая отблагодарить мудреца за наглядный урок жизненной мудрости, Схерам обещал наградить Сессу всем, чего он только пожелает.
Сесса, решив заодно научить чванливого властелина скромности, попросил ничтожную, на первый взгляд, награду: немного пшеничных зёрен. А точнее, столько, сколько окажется на 64 клетках шахматной доски, если, начиная с одного зерна на первой клетке, всё время удваивать их число. Схерам согласился, радуясь, что так легко отделался.
Но уже очень скоро выяснилось, что желание мудреца выполнить невозможно. Общее число зёрен составило… 18 446 744 073 709 551 615 (18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысяча)!
Исходя из того, что на 1 куб. см. приходится, в среднем, 20 зёрен, раджа должен был бы выложить… 922 337 203 685 кубических метров пшеницы. Для получения такого количества зерна следовало бы восемь раз засеять всю поверхность земного шара и столько же раз собрать урожай…
Так как эта легенда, по сути, говорит лишь о сюрпризах математики и не содержит ничего специфического для шахмат, то нельзя исключить её рождения в Индии задолго до появления интересующей нас игры.
Долгое время считали, что шахматы существуют несколько тысяч лет. Предполагали, что они впервые появились в Египте и Древней Греции. Наука постепенно опровергла эти гипотезы, — но они подтолкнули фантазию английского поэта XVIII в. Уильяма Джонса.
Он создал поэму «Каисса», в которой рассказывается, как бог войны Марс пленился красотой дриады Каиссы, но смог добиться её любви лишь благодаря изобретению шахмат. Отсюда появился символический образ Каиссы — богини шахмат, подобной музам, покровительницам искусств.
Каисса (иллюстрация, XIX век)
О чем говорят исследования
Исследования говорят о том, что древнейшая форма шахмат появилась все-таки в Индии, где-то в первой половине I тыс. н. э. Это военная игра чатуранга (санскр. catur — четыре и anga — часть, тело).
Чатурангой в древней Индии называлось войско, состоящее из боевых колесниц (ратха), слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Итак, игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководили полководцы (раджи).
Войска располагались по углам 64-клеточной прямоугольной доски (аштапады); в игре участвовало четыре человека, по-видимому, по два партнёра с каждой стороны. В распоряжении каждого игрока были четыре пехотинца, один всадник, один слон и один полководец.
Ходы фигур отображали передвижения и действия боевых подразделений. В чатуранге вначале массивный грозный слон шел напрямик — это была фигура, которую мы сейчас называем ладьёй. Затем постепенно, при уточнении «обязанностей» фигур, функции слона были переданы боевой колеснице.
Слон же стал перевозить воинов по диагонали, косым прыжком через клетку, что говорило о том, насколько он сильнее пехотинца, который мог лишь медленно шагать с одной клетки на другую. Ходы раджами (королями), пешками (воинами), ладьями (колесницами) совершались в чатуранге так же, как в современных шахматах.
Выигрышем считались не только мат, но и пат. Кроме того, выигрыш достигался путём уничтожения сил соперника, в том числе и раджей. Игра носила азартный характер, так как движение фигур определялось бросанием игральных костей.
На следующем этапе развития вместо четырёх «военных лагерей» на доске появились два, в каждом из которых было по шестнадцать фигур. Одна из них, изображавшая полководца, стала называться шахом (королём), которого по правилам игры уже нельзя было уничтожать, а другая — его советником, визирем (ферзем).
Новая игра получила название шатранг, в странах арабского Востока — шатрандж и явилась уже новой, более высокой ступенью чатуранги. Когда же и где появился впервые шатранг?
В поэме Фирдоуси «Шах-наме» излагается предание о том, как сложную сущность этой игры индийский раджа предложил разгадать могущественному шахиншаху Ирана Хосрову І. Среди приближённых шаха нашёлся лишь один мудрец, Бузургмихр, которому удалось постигнуть правила шатранга.
В этой легенде нашла отражение обычная идеализация Хосрова, который слыл покровителем наук и искусств и способствовал усилению культурных связей Ирана с Индией.
Шатрандж
Первые упоминания о шатрандже в Иране относятся к 600 году.
О герое тогдашнего исторического романа «Карнамак» говорится: «С помощью Бога он стал более силён и искусен, чем все, — в игре в мяч, в верховой езде, в шатрандже, в охоте и в других искусствах».
Вероятно, именно в Иране произошла замена боевой колесницы — «ратхи», которой в те времена в тамошнем войске не было, на хищную птицу из иранской мифологии, «рух», олицетворявшую судьбу, рок, случай. Эта птица, покровительница войска, могла решить исход сражения в любое время и в любом месте.
В 638 году арабы завоевали Иран и здесь познакомились с шатранджем. Игра эта быстро завоевала популярность в высшем обществе арабского халифата.
Во избежание конфликта с господствующей религией — исламом, запрещавшим изображать людей и животных, шахматным фигурам, имевшим ранее вид миниатюрных скульптур, стали придавать при изготовлении абстрактную форму.
Эти фигурки делались из обожжённой глины, были просты в изготовлении и дешевы, что, несомненно, способствовало попаданию шатранджа из дворцов на рынки и в дома простолюдинов.
Каковы же были правила игры в шатрандж? Пешка во всех случаях продвигалась лишь на одно поле и не имела первого двойного хода. Дойдя до восьмой линии, она могла превратиться только в ферзя. А ферзь тогда был самой слабой фигурой, так как мог ходить лишь на одно поле по диагонали.
Иным было действие слона, который ходил по диагонали через клетку; слон перепрыгивал через фигуры, но брать их не имел права. Рокировки не существовало. Король, ладья и конь ходили по современным правилам.
Ввиду ограниченного диапазона движений фигур, игра развивалась крайне медленно. Выигрышем считали не только мат, но и пат или просто уничтожение сил соперника (кроме короля).
Шахматные фигуры. Кость. XII в. Сандомир. 1 — король, 2 — ферзь, 3 — слон, 4 — конь, 5,6 — ладьи
С целью ускорения развития партии, соперники начинали игру с определённых позиций — табий, возникавших примерно после 15 ходов. Табии нередко носили громкие названия, свидетельствующие о романтическом восприятии арабами этой игры: Муджаннах (Крылатый), Машанхи (Мудрый), Сайф (Меч) и т. п. Табий было около 20.
С арабским периодом шахмат связано изобретение записи партий. Появилась обширная литература, охватывавшая различные аспекты игры: историю, правила, стратегию и тактику, дебюты. Возникли анализы различных типов эндшпиля, коллекции искусственно составленных позиций — мансуб.
«Мат Диларам»
Большую известность получила, например, арабская мансуба Х века, носящая поэтическое название «мат Диларам».
Легенда гласит: у некоего шахматного игрока по имени Диларам была прекрасная жена Фируза. Диларам вопреки всем обычаям играл в шахматы на деньги, поэтому неудивительно, что однажды он проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон жену, но играл опрометчиво и оказался в шаге от разгрома.
Однако жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе ладьи. Прекрасная Фируза шепнула это мужу на ухо, и он выиграл партию.
«Мат Диларам». Белые начинают и выигрывают
1. Лh8+! Кр:h8
2.* Сf5+ Крg8
3. Лh8+ Кр:h8
4. g7+ Крg8
5. Кh6х
*Только в шатрандже слон имеет право перепрыгнуть через коня.
Действительно, в этой позиции белые осуществляют красивую комбинацию и выигрывают в соответствии с классическими правилами шатранджа.
История могла бы на этом и закончиться, а мы – остаться без ферзя, если бы не человеческая (да и маговская) природа. Дилараму стало обидно, что он всем обязан умнице жене. Супруги начали ссориться.
Как-то раз в пылу ссоры муж заявил, что если жене так уж дороги шахматы, он может превратить ее в фигуру. Слово за слово, и вот прекрасная Фируза исчезла, а на доске появилась прекрасная королева шахматного войска.
Безутешный Диларам посвятил всю оставшуюся жизнь попыткам вернуть жену. Говорят, что, окончательно отчаявшись, он ушел в пустыню и там и умер, а из его слез возник отравленный соленый источник. Человек, испивший его воды, до заката солнца обречен решать шахматные задачи, даже если ранее никогда не был замечен с шахматами в руках.
Нами эти данные не проверены, однако именно с тех пор Фируза – ферза – ферзь ознаменовала свое появление на доске. Есть даже мнение, что в действительности она сама превратилась в шахматную фигуру, а потом ее примеру последовали тысячи угнетенных женщин Востока. До сих пор любимой угрозой арабок является: «Уйду в ферзи!»
Первым знаменитым шахматистом, о котором повествуют старинные рукописи, был Абу-Гафиз Шатранджи (что, собственно, и значит — Шахматист), придворный поэт Гарун аль Рашида, арабского халифа в 786-809 годах.
Древнейшим, документально подтвержденным, шахматным соревнованием можно считать серию матчей между видными мастерами той эпохи Джабиром, Зайрабом и Абдальджафаром.
Матчи эти проводились в Хоросане в 819 году, в присутствии халифа аль Мамуна, носителя верховной светской и духовной власти. Халиф был большим поклонником шахмат.
Он говорил: «Странно, что я правлю миром от Инда на востоке до Андалузии на западе и не могу справиться с 32 фигурами на шахматной доске, пространством в две пяди на две».
Присутствие халифа смущало мастеров; заметив это, аль Мамун сказал: «Шахматы и почитание плохо уживаются вместе». Хроники того времени называли ведущих шахматистов «алия» (большой мастер), — полная аналогия с современным титулом «гроссмейстер»…
Шахматы на Руси
Западная Европа познакомилась с шахматами примерно в IX веке, после завоевания арабами Испании и Сицилии; позднее игра стала известна в Англии, Франции, Германии, в скандинавских и других европейских странах.
В Византию, на Киевскую Русь, в Болгарию и Венгрию шахматы были завезены непосредственно с Востока, по-видимому, в X-XII вв. Археологи находили шахматные фигуры во время раскопок в Киеве и в Вышгороде, в слоях грунта, датированных этим временем.
Эти изделия может собственными глазами увидеть любой посетитель Национального исторического музея Украины в г. Киеве. На территории Киевской Руси найдены уже десятки подобных фигур, часто с арабской символикой.
По мнению известного историка шахмат И. Т. Савенкова (1846-1914), игра, распространяясь из Ирана на Север, могла прийти на Русь каспийско-волжским торговым путём уже в ІХ-ХІ столетиях, когда Киевская держава вела интенсивную торговлю с арабами.
Не исключено также, что русские купцы познакомились с шахматами в столице Арабского халифата, Багдаде, куда доходили их караваны.
Свои допущения Савенков дополняет образной зарисовкой: «Любознательный купец, присматриваясь ко всем товарам и ища ткани на «свою землю», не мог не заметить шахмат различной формы, от звериного индийского стиля до простых символичных фигур, которые не противоречили религиозным взглядам арабов.
На улицах и возле лавок он не мог не заметить и шахматистов. Перед расчерченными на клетки платками с расположенными на них фигурками зверей и людей в глубоких раздумьях сидели типично восточные люди, «игры дивные творя».
Не без страха прислушивался русский купец к возгласу, который звучал раз в каждой партии, но только в конце: «шах — мат», и выразил в названии игры своё непосредственное восприятие. Сообразительному купцу, который заинтересовался игрой, нетрудно было овладеть её правилами и перенести её на свою далёкую родину»…
Упоминания о том, как богатыри Киевской Руси играли в шахматы, часто встречаются в народных былинах. Некоторые из них основаны на определённой исторической почве.
Например, в летописи о борьбе киевского князя Владимира Мономаха с непокорными феодалами есть свидетельство о том, что в 1118 году в Киеве на пиру собрались сильные, могучие и разудалые богатыри, среди которых был и черниговский гость Ставр Годинович.
Находясь в «соответствующем» состоянии, он хвастается своей молодой женой, которой, мол, нет равной по красоте и уму. Рассерженный этим бахвальством, Владимир приказывает посадить Ставра в погреб.
Узнав об этом, его жена Катерина Ивановна (в других вариантах Наталья Владимировна или Василиса Микулична) переодевается в мужскую одежду, проникает в хоромы князя и… играет с ним в шахматы.
Трижды получив мат от переодетой дамы, князь был вынужден не только пролезть под столом, но и освободить мужа сообразительной шахматистки.
Если поинтересоваться, кто же был шахматным чемпионом среди былинных героев Киевской Руси, то лавровый венок достался бы богатырю по имени Михайло Поток, который осуществил немало подвигов благодаря не только своей неизмеримой физической силе, но и высокому искусству «мудрой игры».
В одной из былин рассказывается, как он отыгрывает у некоего мусульманского монарха все, что проиграл тому раньше в шахматы князь Владимир Красно Солнышко, да еще и получает в качестве приза дочку побеждённого соперника…
Монголо-татарское иго и последующее господство иноземных феодалов тяжело отразились на развитии культуры народа Руси, в том числе и на шахматной традиции.
Развитие шахмат тормозилось также негативным отношением к ним церкви. Уже в ХІІІ веке в «Кормчей книге» (сборнике церковного права) киевского митрополита Кирилла шахматы приравнивались к игре в кости и пьянству, — всё это запрещалось как духовным особам, так и мирянам.
Поскольку шахматы пришли с Востока, «от незаконных халдей», их считали «наследством диавола». Церковь искореняла шахматы на протяжении долгих лет, пока в ХVІІ столетии не смирилась с ними.
Энергичные ритмы великой эпохи…
В Европе ещё долго играли по правилам шатранджа, но изображения фигур и толкование игры подверглись значительным изменениям: ферзь-советник, в соответствии со средневековым рыцарским культом Прекрасной Дамы, уступил место женщине, королеве; фантастическая птица «рух» (покровительница восточных воинов) предстала в виде вооружённого всадника, посланника короля, а впоследствии в виде крепостной башни — туры.
В ХІІ веке утвердилось деление доски на белые и чёрные квадраты. До этого игра велась обычно на одноцветной доске.
С ХІІІ века шахматы используются феодальной аристократией, как одно из средств дворянского воспитания. По неписанному уставу, игра входит в число семи «рыцарских добродетелей» наряду с верховой ездой, плаванием, владением копьём, фехтованием, охотой, искусством слагать и петь стихи.
Во второй половине ХV века в Западной Европе возникло стремление ускорить медлительный темп шатранджа, который соответствовал укладу жизни восточных феодалов. Энергичные ритмы великой эпохи Возрождения изменили и характер шахматной игры.
Слон получает право движения по всей диагонали, а ферзь (королева) становится сильнейшей фигурой, сочетая одновременно ходы ладьи и слона. В середине ХІІІ века один из писателей говорил, что «не подобает королеве ходить, как пешке, по всей доске: её слабость и скромность, как женщины, повелевают ей держаться вблизи короля, избегая сражения».
Позже исторические перемены в положении женщин, в том числе и правительниц, вызвали к жизни новую точку зрения. «Неволя королевы более подходит к обычаям Востока и нравам её женщин, чем к свободе француженок, а потому королеве Запада должна приличествовать полная свобода передвижения, дающая ей возможность высказываться больше всех и с большей силой» (Фирет).
Пешке разрешается при первом ходе ступить на два поля вперёд и уничтожить пешку противника «на проходе». Наконец, возникла потребность во введении рокировки, которая позволяла однажды за партию переставить короля из начальной позиции в более безопасное место по той же первой (восьмой) горизонтали. Шатрандж, фактически, уходит с исторической арены и уступает место современным европейским шахматам.
Фанатики разных религий продолжают усердно преследовать и запрещать влекущую всех игру. Первый, известный истории, запрет на шахматы исходит от правителя Египта, истового мусульманина, аскета Мансура-Абу-Аби (996-1021).
Даже короли и императоры боролись с «преступной игрой»; среди них Людовик IX Святой, Карл V, Карл VІ… Но, вопреки всему, шахматы распространяются всё больше и больше, — и, наконец, их преследователи меняют к ним отношение.
Церковь начинает пользоваться примерами из шахматной игры для проповедей, богословских трактатов; католицизм официально снимает свое прежнее запрещение (Регенсбургский собор, 1393). Доходит до смешного. В ХVІІІ веке один казанский митрополит обрушился на новгородского протоиерея, поскольку тот… велел снять с колокольни колокола, чтобы они не мешали ему играть в шахматы!
Популярность «игры мудрецов» растет, точно снежный ком. Уже в ХV веке венецианские купцы годами играют в шахматы… по переписке; целые селения и города выступают друг против друга в шахматных единоборствах, ставят в зависимость от исхода последних свою честь и достоинство…
Наконец, происходят первые турниры: в 1477 г. — в Нюрнберге, в 1575 г. — международный! — в Мадриде. Такие состязания уже требуют подготовки, предварительного изучения всех хитросплетений игры, ибо результаты турниров влекут славу или позор и для самих игроков, и для тех краев, которые они представляют. Умение играть в шахматы становится показателем культурного развития. Появляются первые шахматные учебники.
В 1512 г. португальский аптекарь Дамиано выпускает в Риме произведение под названием «Эта книга учит играть в шахматы…». Книгу португальца можно назвать первой ласточкой новой эры — эры научного подхода к тысячелетней игре…
Но это уже другая история…